Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста | ДЕТСТВО-ГИД

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

Методы и приемы ТРИЗ-технологии как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста

 

Подленчук Ольга Сергеевна,

 воспитатель МДОУ «ЦРР- д/с № 152»,

Харина Ирина Владимировна,

старший воспитатель МДОУ «ЦРР- д/с № 152»,

 г. Магнитогорск

 

Одним из основных направлений развития детей дошкольного возраста является речевое развитие. Данная образовательная область  предполагает овладение словарным запасом языка, грамматически правильной монологической и диалогической речью, развитие речевого творчества. Чем богаче, выразительнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со сверстниками и взрослыми.

В настоящее время наблюдается критическая ситуация в развитии речевой активности детей, что позволило обозначить проблему речевой недостаточности дошкольников, которая заключается в том, что в настоящее время у детей наблюдается недостаточность живого общения, которое заменяют компьютер и телевизор.

У детей наблюдается множество проблем с недостаточным развитием связной речи: бедность и односложность; неспособность выстроить монолог, грамотно сформулировать вопрос, построить развернутый ответ и т.д.

Развитие связной речи является также важным условием успешности обучения ребенка в школе. По мнению ученых (А.В. Запорожец, О.С. Ушакова, Ф.А. Сохина),  только обладая хорошо развитой связной речью, воспитанник может давать развернутые ответы, аргументировать и логично излагать свои суждения.

А.М. Бородич  отмечает, что речь считается связной, если для нее характерны содержательность (хорошее знание предмета, о котором говорится), точность (правдивое изображение окружающей действительности, подбор слов и словосочетаний, наиболее подходящих к данному содержанию), логичность (последовательное изложение мыслей), ясность (понятность для окружающих), правильность, чистота, богатство (разнообразие).

Таким образом, связная речь – это речь содержательная, логичная и последовательная. В данном разделе  отчетливо выступает тесная связь речевого и интеллектуального развития. Л.С.Выготский отмечал, что в старшем дошкольном возрасте происходит соединение речи с мышлением: речь постепенно превращается в важнейший инструмент мышления. Ряд авторов, таких как  Л.С..Выготский, Н.П.Сакулина, В.С.Мухина, отмечают, что воображение с необходимостью выполняет коммуникативную функцию.

Развитие творческого воображения является мощным рычагом в развитии речи дошкольника, так как их сенситивные периоды совпадают. Применение методов и приемов ТРИЗ-технологии является эффективным и признанным средством развития связной речи, а именно, обучения творческому рассказыванию. Целенаправленное обучение творческому рассказыванию способствует развитию логического мышления и речи.

Показателями творческого рассказывания у детей старшего дошкольного возраста являются сформированность механизма фантазирования, наличие у детей связной речи, приобретение детьми опыта сочинительства, наличие творческих качеств личности (самостоятельности, сме­лости мышления), а также наличие ассоциативно-образного мышления.

Особенности творческого рассказывания детей дошкольного возраста заключаются в самостоятельном придумывании содержания связного повествования (его сюжета, воображаемых действующих лиц) с опорой на заданную тему и свой собственный опыт, умении придумывать завязку, ход события, кульминацию и развязку, облечь рассказ в выразительную и занимательную форму.

Цель работы заключается в следующем: сохранение и развитие в ребенке творческого начала, формирование умения связно высказывать свои мысли, формирование навыков самостоятельной творческой речевой деятельности. Определены задачи: учить правильному структурному построению рассказов, грамматически и фонетически правильному построению фраз, обучение лексическим формам речи.

Работа по обучению дошкольников творческому рассказыванию проводилась  систематически  с постепенным усложнением. Приемы ТРИЗ-РТВ-технологии включались по мере изучения. Основная работа по творческому рассказыванию была построена  на материале сочинения сказок.

Обучение сочинению сказок с помощью ТРИЗ-РТВ-технологии организуется поэтапно:

I. Знакомство с авторскими, народными сказками и их жанровыми особенностями; анализ структуры произведения; анализ сказочных текстов с установлением причинно-следственной связи; знакомство с «волшебными действиями».

На этом этапе дети знакомятся со сказкой народной и авторской. У них формируются представления об основных законах сказочного жанра, они учатся слушать сказку и интонационно правильно рассказывать ее. Узнают о том, что сказки бывают: бытовые, волшебные и о животных. Знакомясь с писателями-сказочниками, узнают о творчестве русских и зарубежных авторов.

Далее происходит знакомство со структурой сказки:

  1. Зачин – начало сказки.
  2. Основная часть, в которой описываются действия, часто трехкратное повторение событий.
  3. Концовка – развязка.

Для анализа сказочных текстов использовались игры:

— «Что общего». Эта игра предполагает сравнительный анализ различных сказочных сюжетов с точки зрения сходства и отличия между ними. Например, чем похожи сказки «Теремок» и «Варежка», «Морозко» и «Госпожа Метелица»;

«Хороший — плохой». В процессе этой игры осуществляют попытку выявить позитивные и негативные черты характера героев, оценить их деятельность. Например, за что можно похвалить Кикимору, или что хорошего в том, что Змей Горыныч имеет три головы.

II. Система творческих заданий для коллективного сочинения, которая включает в себя следующие методы и приемы:

—  метод «Совместное решение проблемного вопроса к сказкам». Важно очень хорошо продумать вопрос, который побудил бы детей изобретать, помогать любимым героям выходить из сложной ситуации, придумывать на ходу несколько версий и выбирать самую оптимальную, подходящую, удобную. Пример сказка «Гуси-лебеди», проблемный вопрос: «А если бы ни печка, ни яблонька не стали помогать девочке —  что ей делать, чтобы спастись самой и спасти братца?»;

«А что потом» (начало после конца). Сначала поразмышляем: репку вытащили, как её делили — кто им мешал при этом, кто больше всего потрудился для этого;

«перевирание сказки». Сказка должна быть знакома детям и любима ими. Перевирание сказки воспитывает юмор, лукавство, понимание иронии. Кроме того, условия такого подхода к известным сказкам ставят ребёнка в активную позицию, заставляют сосредотачиваться, исправлять ошибки взрослых. Нужно только разумно переврать сказку, меняя существенное в героях, действиях. Пример: сказка «Колобок». «Катится, катится колобок, а навстречу ему тигр (нет, не тигр, а заяц и т.д.);

—  придумывание воображаемого города, страны, сделанных из шоколада (масла, мороженного, стекла и т. д.), представить и рассказать, что в таком городе можно услышать и увидеть;

сочинение сказки «наизнанку» (изменять поступки героев в ходе знакомой сказки: злые герои становятся добрыми, и наоборот);

сочинение историй с наделением реальных героев сказочными фантастическими свойствами (собака, которая живет в холодильнике; ворона, которая любит кататься на велосипеде);

 коллаж из сказок. Если истории знакомы, можно обойтись и без иллюстраций. Вариантов и переплетений ситуаций из разных сказок может быть множество, важно только не забыть о главных, первоначальных героях – и получится «коллаж из сказок».

III. Придумывание сказок с опорой на наглядность при помощи следующих приемов:

«Бином фантазии». Этот прием Дж. Родари использовал в написании цикла «Сказки по телефону». Для работы с детьми необходимо приготовить два набора картинок:

1) картинки с изображением животных и людей;

2) картинки с изображением предметов.

Из каждого набора наугад берут по одной картинке и, соединяя слова-обозначения при помощи предлогов или изменения падежа, придумывают предложение, которое и будет служить названием будущей сказки. Например, ребенок выбрал картинки с изображением рыбки и какого-либо музыкального инструмента (скрипки, балалайки, трубы и пр.). Варианты названий сказок могут звучать следующим образом: «Рыба-скрипка», «Рыба в трубе», «Рыбка с балалайкой» и т.п.

«Сказка — калька». Это такие условия, когда главные герои остаются, но попадают в совершенно другие обстоятельства. Обстоятельства могут быть чисто фантастическими, невероятными (Лиса и Заяц вместо своих ледяной и лубяной избушек обитают на летающих тарелках), а могут быть близкими  к жизни детей. Рассказчик придумывает сам первое слово и начинает сочинять.  Истории должны быть краткие, но сказочные. Интересно для детей придумывать истории камешков, носового платка, палочки или коряги, напоминающей чей-то образ или предмет.

IV. Обучение записыванию текстов (схематизация)

Делать это лучше на полоске бумаги простым карандашом или ручкой слева направо. Действия изображаются последовательно и связываются между собой стрелками. Схемы не должны иметь много деталей. Необходимо использовать такие приемы, которые позволят ребенку:

  • усвоить различные варианты действий и взаимодействий персонажей;
  • узнать, что действия сказки могут происходить в любом месте и в любое время;
  • усвоить  выразительные  средства  сказочного  текста;
  • осуществить  фантастические  преобразования  реальных  объектов.

Игровые  упражнения:

  • Взрослый  называет  персонаж, дети  вспоминают последовательность его действий  по  линии  развития  сюжета.
  • Обсуждаются причинно-следственные связи взаимодействия персонажей;
  • Подобрать антонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей;
  • Подобрать синонимы к словам, обозначающим черты характера персонажей;
  • Педагог называет  черту  характера  персонажа  персонажа,  а  дети -его возможные  действия;
  • Взрослый  перечисляет  черты  характера  персонажа, а дети угадывают его;
  • Составить  загадку  о  персонаже  (о  сказке)
  • Подобрать соответствующую  тексту  пословицу   или  поговорку.
  • Изображать  персонажей  и  их  действия  с  помощью  схем.
  • Восстановить  последовательность  действий  персонажа на основе схематического изображения.

V. Использование карт Проппа для придумывания волшебных сказок и моделирование

Карты Проппа представляют собой набор функций, которые могут выполнять герои волшебных сказок. При помощи карт дети с удовольствием сочиняют волшебные сказки, потому что каждое слово ряда (обозначающее функцию или сказочную тему) насыщено сказочным материалом и легко поддается варьированию. Но ребята любят также тасовать карты и придумывать свои правила; например, строить рассказ на вытащенных наугад трех картах, или начать сочинять с конца, или поделить колоду пополам и действовать двумя группами, соревнуясь, у кого рассказ получится занимательнее. Бывает, что на мысль о сказке наводит и одна-единственная карта.

Прежде чем приступить к непосредственному сочинению сказок по картам Проппа, следует организовать подготовительные игры, в процессе которых ребята познакомятся и освоят все сказочные функции:

  1. «Чудеса в решете» — как и с помощью чего осуществляются превращения, волшебство (волшебное слово, палочка и другие предметы, и их действия);
  2. «Кто на свете всех злее?». Выявление злых и коварных сказочных героев, описание их внешнего облика, характера, образа жизни, привычек, жилища (таким же образом анализируются и положительные герои);
  3. «Заветные слова» — попытка вычленить самые действенные, значимые слова в сказке (волшебные слова, сказочные приговоры, раскаяние ложного героя);
  4. «Что в дороге пригодится?» (скатерть-самобранка, сапоги-скороходы, аленький цветочек, меч-кладенец и т.д.). Придумывание новых предметов-помощников;
  5. «Что общего?» — сравнительный анализ различных сказок с точки зрения сходства и различия между ними («Теремок» и «Рукавичка»; «Мороз Иванович» и «Госпожа Метелица»);
  6. «Волшебные имена». Выяснение причин, почему дали именно такое имя герою (Золушка, Баба-Яга, Красная Шапочка и т.д.);
  7. «Хороший — плохой» — выявление положительных и отрицательных черт характера героев, их действий;
  8. «Чепуха». Дети придумывают не связанные друг с другом два предложения, содержащие прямо противоположные функции.

Последовательность знакомства с картами

  1. Изготовление карт. Карты, используемые в начале работы, должны быть выполнены в сюжетной манере и красочно. В дальнейшем, пользуются картами с довольно схематичным изображением каждой функции смысл, которой был бы понятен детям, или вместе с ними оговорите каждое изображение.
  2. Воспроизведение знакомой сказки, дифференциация: посмысловые части и соотношения с определенной функцией.
  3. Совместный поиск и нахождение обозначенных функций в новых сказках (на протяжении одного занятия используется 3-5 карт).
  4. Самостоятельный поиск функций детьми на материале знакомых, затем новых сказок.
  5. Целостное освоение сказочных функций (используется весь комплект карт).
  6. Сочинение сказок (сначала коллективно и используя ограниченный набор карт, постепенно добавляя по 3 — 4 карты).
  7. Работа с индивидуальным набором карт (вначале детям можно предлагать готовое название сказки, оговорить только место действия, количество персонажей).

Модели  составления  сказок

  • модель составления сказки с помощью метода «Каталога»,
  • модель составления сказки «Волшебная дорожка»,
  • модель составления сказки «Волшебный экран»,
  • модель составления сказки конфликтного характера с помощью метода «Волшебного треугольника».

Метод каталога. Детям предлагается сочинить сказку с помощью какой-либо книги. Ведущий задает детям вопрос, ответ на который ребенок находит, указав слово на открытой странице выбранного текста. Ответы, найденные в книге, собираются в единую сюжетную линию. Рекомендуется научить детей составлять логически связный текст, в котором добро побеждает зло. Метод создан для снятия психологической инерции и ломки. Данный метод эффективен в работе с небольшим количеством детей (от двух до пяти). Последовательность вопросов может быть следующей:

О ком сочиняем сказку?

Он добрый или злой герой?

Какое добро (зло) он делал?

С кем он дружил?

Кто им мешал?

Каким образом?

Как добрый герой боролся со злом?

Чем всё закончилось?

Предполагаемый ход действия сказки: Жил-был.… И был он какой? Умел делать что? Делал он это, потому что.… Но в это время жила-была…Она была.…Однажды между ними случилось…Им помогла.…Сделала она это, чтобы… и т.д.

 «Волшебная дорожка». В основе сюжета многих сказок лежит действия какого — либо героя: он путешествует с определенной целью, при этом взаимодействует с другими объектами (преодолевает препятствия, решает задачи, изменяясь при этом сам и меняя объекты взаимодействия), и многому может научиться. Выбирается сквозной герой (герои). Описываются их свойства, мотивы и цели. Герои совершают действия для достижения цели и встречаются при этом с другими объектами. Последовательно по каждому взаимодействию фиксируются изменения главного героя, идет описание реакции других объектов при взаимодействии с героем. Итог — изменение героя (героев) и вывод жизненного правила. Придумывается название получившейся сказки и составляются правила ее сочинения.

«Волшебный треугольник». Дети усваивают, что в сказочных текстах борьба между отрицательными и положительными героями заканчивается в пользу добра, а в конфликте добра и зла участвует, как правило, посредник – волшебник, волшебный предмет. Это можно изобразить в виде треугольника, на углах которого расположены объекты сказки (схемы или картинки): положительный герой, отрицательный герой, волшебный предмет. Взаимодействие героев в определенном месте обозначается картинкой или словом внутри треугольника. Алгоритм составления сказки:

— определение места, где будут происходить события;

— выбор основных героев (положительного и отрицательного);

— выбор волшебства (придумывание волшебника, волшебной силы, волшебных слов или волшебного предмета);

— определение взаимодействия (борьбы) героев за обладание волшебным предметом для реализации своих целей; здесь важно определить мотив, который позволяет персонажам начать действия, это может быть тайна (найти спрятанное, установить истину), общение (договориться, объяснить, разрешить спор), помощь (помочь, спасти, освободить, защитить, вылечить) и др.;

— разрешение конфликта, можно использовать усиление (у положительного героя появляется помощник) или ослабление (волшебный предмет потерялся) действий для создания равновесия между героями, при решении конфликта не должен страдать окружающий мир.

«Волшебный экран». При помощи данной модели можно выделить сказки, сюжет которых основывается на подробном описании разных периодов жизни персонажа и изменений, происходящих с ним. Например, история про Маугли. Дети вместе со взрослым придумывают персонаж и обсуждают черты его характера, его поведение в детстве, ближайшее окружение в этот период. Обсуждаются поступки героя, когда он стал взрослым, его качества (целеустремленность, настойчивость, умение преодолевать трудности). Затем формулируются выводы: ничего никогда не возникает из ничего, все происходящие события взаимосвязаны и взаимозависимы.

VI. Работа над речью ребенка: насыщение текста сказочными образами и оборотами речи; обогащение языка образными выражениями; обучение лексическим формам речи.

На данном этапе ведется работа по обучению детей созданию образных характеристик объектов: составление сравнений, загадок и метафор при помощи моделей.

Огромную роль на этом этапе играет художественная литература. В художественном тексте слова и их сочетание создают яркие образы. Изобразительные средства языка (эпитеты, сравнения, метафоры и пр.) метки, эмоциональны, они оживляют речь детей, развивают мышление, совершенствуют словарь детей. Основными приёмами работы над изобразительными средствами языка являются:

  • обнаружение в тексте «образных слов»;
  • объяснение педагогом значений слов и оборотов речи;
  • специальные упражнения на подбор сравнений, эпитетов и т.п.;
  • воссоздание образа по вопросу педагога: «Какую картину вы себе представляете?» словесное рисование;
  • подготовка к выразительному чтению стихотворений (отработка интонации, силы голоса и пр.).

Таким образом, по результатам проделанной работы можно сделать вывод о том, что дети стали  логично и последовательно излагать свои мысли, более глубоко понимать значения слов, используют в речи художественные достоинства родного языка, а под конец обучения проявляют желание самостоятельно создавать их.

Список литературы

  1. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет: Игровые технологии – М.: ТЦ Сфера, 2005. — 128с.
  2. Обучение творческому рассказыванию детей 5-7 лет. Л. М. Граб – Волгоград: Учитель, 2012.
  3. Серегина О. В. Формирование навыков связной речи у детей дошкольного возраста в процессе использования приёмов ТРИЗ-технологий. / Научная статья. Журнал «Вестник Томского государственного педагогического университета», №5, 2012.
  4. Сидорчук, Т.А. Корзун, А.В. Воображаем, размышляем, творим… Мозырь: ООО ИД «Белый ветер», 2006.
  5. Танникова, Е.Б. Формирование речевого творчества у дошкольников (обучение сочинению сказок) / Е.Б. Танникова. – М. : «ТЦ Сфера», 2008. – 96 с.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.