Приёмы формирования интереса к русскому народному творчеству у детей дошкольного возраста

«Приёмы формирования интереса к русскому народному творчеству у детей дошкольного возраста»

 

Турибарина Наталья Анатольевна,

воспитатель МБДОУ № 30,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

«Дитятко, как тесто, как замесил, так и выросло»

(Народная мудрость)

 

Искусство слова отражает действительность через художественные образы. Это помогает ребенку познавать жизнь, формирует его отношение к окружающему. Художественные произведения заставляют детей волноваться, переживать радости и горести героев.

Детский сад знакомит воспитанников с лучшими произведениями для детей и на этой основе решает целый комплекс взаимосвязанных задач нравственного, умственного и эстетического воспитания.

Углубленная работа по формированию интереса к чтению начинается с детьми младшего возраста в процессе ознакомления с произведениями материнской поэзии.

Сказки и потешки, колыбельные песенки и прибаутки, народные пестушки с поглаживанием…Это называется просто и ясно – материнская поэзия, потому что знакомить с ней начинает мама. Материнская поэзия всегда легко и просто вплетается в общение и незаметно учит родному языку, учит быть послушными, отзывчивыми и контактными, расти здоровыми и спокойными. И в этом она актуальна как раз в младшем возрасте, т.к. именно в общении происходит развитие маленького ребенка.

Произведения материнской поэзии используются при укладывании на сон, пробуждении, закаливании, выполнении гигиенических процедур, кормлении, одевании и в игре. Что помогает в игровой форме открыть ребенку разнообразный и увлекательный мир чтения, развивать память, воображение, помогает быстрее заучивать и правильно, не переставляя слова, рассказывать небольшие потешки. И уже к 4 годам дети начинают понимать, что за пределами их дома есть другой мир – мир сказки, волшебный и придуманный. Поэтому можно начинать с детьми сочинять сказки.

Коллективное сочинение сказок очень полезно для маленьких детей. Это упражнение на взаимодействие со взрослыми, обогащение пассивного словаря, развитие связной речи.

Очень интересен прием «договаривания», где взрослый сочиняет и начинает предложение, а ребенок заканчивает.  А также метод «переписывания сказки». Переписывая народную сказку, дописывая свой сюжет, вставляя необходимых персонажей, дети сами могут выбрать наиболее соответствующие его внутреннему состоянию повороты и находить тот вариант решения ситуаций, который им интересен.

При сочинении сказки можно использовать юмор. Он стимулирует интерес и является эффективным средством для снятия напряжения, тревоги и беспокойства, активизирует речь ребенка.

Творческие рассказы требуют от ребенка умения  видоизменять имеющийся у него опыт, создавать из этого материала относительно новые образы и ситуации.

Высокие требования предъявляются к качеству придуманной сказки. Здесь важна связность и целенаправленность истории, ее подробность.

В ходе проделанной работы у детей:

  • Закрепляются навыки монологической речи, сформированной ранее;
  • Совершенствуется выразительная сторона творческих рассказов, их точность;
  • Развивается самостоятельность творчества.

Во время прослушивания небольших историй и сказок дети учатся внимательно и доброжелательно слушать рассказчика. А рассказчики учатся соответствующим культурным навыкам: как встать, войти, повернуться лицом к зрителям, следить за своей позой. Это подготовка к публичным выступлениям взрослого человека, которая начинается с д/с.

В результате такого сотворчества педагога и детей может появиться рукописная книга «Семеро козлят на новый лад», где текст сказки написан крупными печатными буквами. Это даст дополнительную возможность обучения чтению.

Интересным приемом может стать создание проекта «Как дети книгу создавали», который также раскрывает творческую деятельность детей.

Результатом совместной деятельности могут стать читалочки, «Новогодние приключения» и «Утенок Крек», изготовленные по типу коллажа, где дети с помощью педагога пишут сказки печатными буквами, используя рисунки и картинки. Дошкольники, получившие такую дополнительную подготовку, легко овладевают процессом чтения.

Очень эффективна организация взаимодействия с детьми разных возрастных групп. В результате чего дети обретают уверенность в своих силах, получают возможность учиться друг у друга, общаться, обмениваться идеями и мнениями, получают признательность и восхищение со стороны зрителей.

Кроме того, формированию читательского интереса способствует взаимосвязь с детской библиотекой, которая учит ориентироваться в мире книг; воспитывает навык совместного слушания, умения организованно отвечать на вопросы и спрашивать о прочитанном; вырабатывает правильное отношение к книгам и чтению.

Знакомство детей с произведениями народного творчества может происходить в книжном уголке и во время игры в тематических уголках, при изготовлении коллажей по закличкам и потешкам; во время иллюстрирования произведений народного творчества.

Создание теневого и пальчикового теневого театра – еще один из эффективных приемов в работе по формированию интереса ребенка к книге. Здесь происходит знакомство детей с устройством теневого театра, с видами театра теней, где сказка сопровождается теневым изображением. Его можно показать разными способами:

  • Если отойти подальше за ширмой, то картинка будет маленькой, а если подойти ближе – большой;
  • Используя рисованные изображения людей, зверей, пейзажных картинок, закрепленных на палочках;
  • Используя различные фигуры из кисти и пальцев рук.

От уровня развития движений пальцев рук напрямую зависит степень развития речи ребенка. А развивать пальцы рук очень просто с помощью пальчиковой игры. Подобная тренировка в игровой форме позволяет ускорить созревание речевых областей коры головного мозга.

Создание персонажей кукольного театра своими руками может стать частью большого творческого процесса, связанного с театрально-игровой деятельностью и всесторонним развитием дошкольников. У ребенка появляется реальная возможность открыть в себе изобретателя, конструктора, режиссера.

Игрушка, сделанная ребенком, пусть и с помощью взрослого, является не только результатом его труда, но и творческим выражением индивидуальности создателя.

Совместное творчество ребенка и взрослого – одна из возможностей осуществления гуманистической педагогики в семье и д/с. Эмоционально насыщенное общение на основе сотрудничества, а не указаний, побуждает к диалогу, позволяет взрослому наблюдать за действиями ребенка, оценивать его навыки, ненавязчиво корректировать его работу.

Работа над созданием персонажей, театрализованные игры с ними учат дошкольника быть индивидуальным, последовательным, доводить начатое дело до конца, принимать решения самостоятельно. И эти задачи решаются в процессе формирования читательского интереса у дошкольника последовательно и систематически.

Литература:

  • «Колыбельные песенки, потешки, прибаутки», Аст-Сталкер, 2002г.
  • И.В.Гурина «Засыпаем, кушаем, маму с папой слушаем», 2008г., С-Пб, ИД «Литера»
  • А.М.Бородич «Методика развития речи детей», Москва, Просвещение 1981г.
  • Н.В.Рымчуг «Пальчиковые игры и развитие мелкой моторики», 2008, ИД «Владис»
  • Л.В.Пантелеева «Детское рукоделие», Москва, Просвещение, 2005
  • И.В.Стишонок «Сказкотерапия для решения личных проблем», С-Пб, Речь, 2010
  • Р.Туфкрео «Коллекция идей», Линка-Пресс, Москва, 2004.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.