Конспект организованной образовательной деятельности
«Разработка схемы ж/д маршрута «Апатиты – Сочи»
для детей подготовительной группы
Чекунова Елена Александровна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
Задачи:
ОО «Речевое развитие»:
Словарь
- Продолжать обогащение, уточнение и активизацию словаря существительными, прилагательными, глаголами, числительными.
- Проводить работу над уточнением значений известных, близких или противоположных по смыслу слов (антонимов).
Грамматический строй речи
- Совершенствовать умение согласовывать прилагательные с существительными в роде, числе и падеже; настоящем, прошлом и будущем времени.
- Формировать навыки словообразования.
Связная речь
- Совершенствовать диалогическую форму речи, умение вступать в беседу, поддерживать ее, высказывать свою точку зрения, доказывать, рассуждать.
ОО «Познавательное развитие»
- Продолжать формирование представлений об объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира (форме, цвете, размере, материале, ритме, темпе, причинах и следствиях и др.).
ОО «Физическое развитие»
- Добиваться осознанного, активного, выполнения всех видов упражнений по повтору под музыкальное сопровождение (музыкальная психогимнастика).
ОО «Социально-коммуникативное развитие»
- Развивать социальный и эмоциональный интеллект детей, их эмоциональную отзывчивость, сопереживание, навыки доброжелательного общения и взаимодействия со взрослыми и сверстниками.
Оборудование к ООД: мультимедийная установка, экран; стулья по количеству детей; столы; билеты на поезд; рюкзаки по количеству детей; костюм проводника для взрослого; 2 бумажных чемодана; схемы; карточки с числительными, основными цветами спектра и предметными картинками;сюжетные картинки; презентация с заданиями в программе PowerPoint.
Ход ООД:
На экране появляется видео приближающего на станцию поезда. В зал заходят дети (пассажиры) и воспитатель (проводник вагона). Все подходят друг за другом к экрану со стульями (имитация вагона) и встают в колонну по одному. На видео поезд останавливается.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание, внимание, скорый поезд Апатиты-Сочи прибыл на первый путь.
Проводник: Доброе утро, уважаемые пассажиры! Пожалуйста, предъявите ваши билеты. (Дети по очереди дают проводнику свои билеты. На билетах изображены предметные картинки).
— Будьте внимательны, на ваших билетах изображены картинки. Вы должны найти свои места в вагоне с картинками противоположными по значению. (Показывает пример, дети показывают и называют слова-антонимы, затем рассаживаются на свои места, согласно выбранным картинкам).
Проводник: Друзья, вы сегодня не просто пассажиры, а специальная команда первооткрывателей ж/д маршрута Апатиты-Сочи. РЖД поручило нам разработать эту схему. Наш поезд проследует путь от начальной точки — станции Апатиты-1 до конечной точки — станции Сочи-1. С вами в пути буду я – проводник высшей категории Елена Александровна. Счастливого пути!
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи отправляется с первого пути. Будьте осторожны!
На экране видео отправляющегося поезда.
Игра «Два чемодана» или «Закончи предложение»
Проводник: Уважаемые пассажиры! Наша работа требует внимания и сообразительности. В пути нам будет необходимо выполнить разные задания. Вот первое задание. У меня в руках два секретных чемодана: «Потому что» и «Для того. чтобы». Вам нужно догадаться, какие предложения в них спрятаны. Начнём с первого чемодана – «Потому что…»
(Предложения: Оля не пошла сегодня в детский сад… почему? Потому что… Мы включили обогреватель… почему? Я не хочу спать… почему? Надо взять сегодня зонтик… почему? Вася порезал палец… почему? Нужно есть фрукты и овощи… почему? У Вани заболел живот… почему? На улице начал таять снег… почему? Я обнимаю свою маму… почему? Мальчик сильно плакал…почему? У Пети на улице сильно замёрзли руки… почему?
Проводник: А теперь посмотрим, что в другом чемодане – «Для того, чтобы…». («Достают» из второго чемодана предложения).
(Предложения: Мы поедем завтра в лес… для чего? Мама пошла в магазин… для чего? Мы едим витамины… для чего? Я чищу зубы… для чего? У ежа есть колючки… для чего? Катя читает много книг… для чего? Я одеваю тёплый свитер… для чего? Наша семья едет в отпуск… для чего? В комнате включили свет… для чего? Света помыла дома пол… для чего?)
Проводник: Вы справились с первым заданием. Наш поезд прибыл на первую станцию.
(Видео с останавливающимся поездом).
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи прибыл на станцию X на второй путь. Будьте осторожны!
Проводник: Нам нужно отгадать, как называется эта станция X.
(На экране появляется картинка с медведем).
Дети подбирают однокоренные слова к слову медведь, проводник выбирает правильное слово и оно показывается на экране. (Это слово Медвежья). Дети отгадывают.
Проводник: Верно, отгадали. Это станция Медвежья. (На экране появляется название).
— На этой остановке мы выйдем из вагона, чтобы запастись продуктами в дорогу. Путь у нас длинный. Возьмите, пожалуйста, с собой свои чемоданчики.
Дети подходят к имитируемому павильону из трёх столов, на которых лежат карточки с цифрами, цветами и предметами. Предлагается выбрать 3 картинки и разложить их по такому порядку: первая картинка – цифра, вторая – цвет, третья – предмет. Дети прикрепляют их к своим чемоданам на липучку.
Игра «Составь предложение по картинкам»
Проводник: Выбор сделан. Давайте посмотрим, что у вас получилось. (Дети по одному составляют по карточкам предложение (например, я купила три жёлтых лимона и т.д. Варианты карточек меняются). Всем предлагаю занять свои места в вагоне.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи отправляется со второго пути. Будьте осторожны!
(На экране видео отправляющегося поезда).
Проводник: Ребята, второе задание выполнено. На нашей схеме мы отметим эту стацию Медвежья. Её символ – это медведь. (Прикрепляет картинку с медведем на карту).
Проводник: Наш поезд прибыл на вторую станцию.
(Видео: поезд останавливается).
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи прибывает на станцию X на первый путь. Будьте осторожны!
Проводник: Давайте отгадаем название этой станции. (На экране появляется картинка: весёлые нотки со скрипичным ключом. Дети отгадывают название станции – Музыкальная).
Проводник: Это станция Музыкальная. На ней можно выйти, прогуляться и потанцевать.
Музыкальная гимнастика (на мотив песни «Что манит птицу…»).
Проводник: Замечательно подвигались! Нам пора двигаться дальше. Занимайте свои места в вагоне.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи отправляется с первого пути. Будьте осторожны!
(На экране видео движущегося поезда).
Проводник: Ребята, третье задание выполнено. На нашей схеме мы отметим эту стацию Музыкальная. Её символ – нотка. (Прикрепляет картинку с нотой на карту).
Наш поезд прибывает к третьей станции.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи прибывает на станцию X на первый путь. Будьте осторожны!
Проводник: Разгадаем название этой станции. (На экране появляются 3 дома с цифрами 2 и 4, между ними пропущена цифра 3). Дети отгадывают станцию — Три дома.
Проводник: Станция называется «Три дома». Выходить на ней мы не будем, т.к. на улице стемнело. Задание мы будем выполнять, смотря в окно.
Игра «Три дома».
Проводник: Перед вами 3 дома: самый низкий, повыше и самый высокий. Самый низкий – это прошедшее время, тот, который повыше – настоящее время и самый высокий – будущее время. Посмотрите на картинку (сюжетные картинки). Что на ней изображено? (Дети отвечают полным предложением в настоящем времени; воспитатель просит назвать действие на картинке в прошлом и будущем времени. Необходимо ответить на вопросы: Что делал? Что делает? Что будет делать?).
Проводник: Это задание мы выполнили.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи отправляется с первого пути. Будьте осторожны!
(На экране видео движущегося поезда).
Проводник: На нашей схеме мы отметим эту стацию — Три дома. Её символ – дом. (Прикрепляет картинку с домом на карту).
Смотрите, друзья, мы остановились в лесу. (Видео: поезд останавливается).
— Давайте ненадолго выйдем прогуляться. (Все выходят и гуляют между деревьями, звучат голоса птиц и шум леса; все подходят к двум ёлкам: низкой и высокой; на низкой ёлке прикреплён суффикс – ИК, а на высокой ёлке – суффикс – ИЩ; проводник предлагает присесть на полянку).
Игра «Измени слово».
(Проводник показывает поочерёдно схемы с изображением: хвоста, глаза, носа, зубов, усов. Детям говорится, что под низкой ёлкой – ИК спрятались маленькие звери, а под высокой ёлкой – ИЩ большие. Воспитатель показывает, например, картинку с хвостом и вешает её на маленькую ёлку.Затем спрашивает, какое слово получилось. Дети говорят: хвостик. Далее картинку с хвостом вешает на большую ёлку, дети называют слово хвостище).
Проводник: Что-то стало прохладно, сядем в вагон и продолжим.
(На экране появляется картинка с дикими животными и вопрос – «Чей?»).
Игра «Подбери слово».
(К существительным хвост, глаз, нос и др. нужно подобрать прилагательные к определённому животному. Например: хвост (чей?) – лисий, волчий, медвежий и т.д.).
На нашей схеме мы тоже отметим эту стацию. Но как мы её назовём? Мы были в лесу. Слово лес, значит станция какая? – Лесная. Её символ – ёлка. (Прикрепляет картинку с ёлкой на карту).
Проводник: Очередное задание выполнено.
(На экране видео движущегося поезда).
Друзья, смотрите, мы проезжаем море, а значит скоро город Сочи.
Звучит сигнал объявления.
Диспетчер: Внимание! Скорый поезд сообщением Апатиты-Сочи прибывает на станцию Сочи -1 на первый путь. Будьте осторожны!
(Видео с поездом останавливается).
Проводник: Ну вот, это наша конечная остановка. В городе Сочи прекрасное чёрное море. Давайте выйдем и полюбуемся морским сочинским пейзажем.
(На экране видео морского прибоя).
Проводник:А теперь присядем, закроем глаза и послушаем шум морского прибоя. Это последняя станция на нашей схеме. Как мы её отметим? Я предлагаю символ – рыбка. (Прикрепляют на карту).
Проводник: Наша миссия выполнена. Давайте ещё раз посмотрим на наш маршрут. Какие станции мы проехали и отметили? (Называют, показывают остановки).
— Наша схема ж/д маршрута Апатиты-Сочи готова, задание Министерства путей сообщения–РЖД выполнено. Схема готова для отправки в Москву. Мы, справились со всеми заданиями, потому что мы – настоящая команда, команда умных и дружных единомышленников. Вперёд за новыми победами! (Проводник предлагает чай для детей и гостей).