Из опыта работы
Николаева Светлана Ивановна,
учитель-логопед д/сада № 1,
г. Нелидово Тверской обл.
Все мы знаем, что правильная речь – одно из важнейших условий успешного развития личности. Чем лучше развита у ребенка речь, тем полноценнее его общение и взаимодействие со взрослыми и сверстниками.
Ведущая деятельность детей – игровая, поэтому все педагоги стараются включать в работу с детьми различные игры. Учителя-логопеды, конечно же, не исключение.
Как известно целью логопедического воздействия в детском саду является развитие всей речевой системы в целом: развитие общей речевой активности, накопление словаря, развитие физического и речевого слуха, развитие грамматической стороны речи, обучение навыкам словообразования и словоизменения, развитие артикуляционной и мелкой моторики, связной речи и, наконец, коррекция произношения.
Логопедические игры позволяют детям:
— решать мыслительные и речевые задачи в игровой форме;
— выработать умение правильно произносить слова;
— усвоить грамматические нормы, расширить словарный запас;
— сформировать направленную воздушную струю;
— развить мелкую моторику и графические навыки;
— развить психические процессы тесно связанные с развитием речи.
Соответственно в распоряжении логопеда должно быть большое количество различных игр.
При выборе игр учитель-логопед учитывает возраст детей, их психофизические особенности, степень сложности речевого нарушения, этап логопедической работы. На практике мы сталкиваемся с разными детьми, различными речевыми нарушениями и стараемся подобрать необходимые игры для каждого ребенка индивидуально.
Наш современный век хорош тем, что предоставляет нам огромное количество различной информации, готовых игр, пособий и плакатов, но не всегда они соответствуют нашим пожеланиям и ожиданиям. Поэтому в работе практикую изготовление различных игр своими руками. Здесь фантазия не знает границ, задумки приобретают реальные формы, картинки подбираются на свое усмотрение, оформление — по желанию, можно задать игре нужные в данный момент цели, в любое время добавить новый материал в соответствующем виде и формате своей игры. Современная техника и материалы помогают оформить все красиво, красочно и эстетично. Приятно работать с пособиями и играми, которые придуманы и изготовлены самостоятельно.
Игры для развития мелкой моторики рук. Уделяя должное внимание развитию мелкой моторики и тонких движений кистей рук, мы достигаем определенных целей: развиваем пальцевую пластику, вырабатываем ловкость и гибкость, формируем умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности. Регулярное повторение двигательных упражнений для пальцев способствует развитию внимания, мышления, памяти, оказывает благоприятное влияние на развитие речи детей, кисти рук становятся подвижными, что помогает детям быстрее овладеть навыками письма.
Игры для развития речевого дыхания, выработки целенаправленной воздушной струи. Формирование речевого дыхания предполагает, в том числе, и выработку воздушной струи, которая считается одним из необходимых и значимых условий постановки звуков. Выработка воздушной струи может проводиться до артикуляционной гимнастики или одновременно с ней, поскольку в формировании воздушной струи активное участие принимают щеки, губы, язык.
Игры для автоматизации и дифференциации звуков. Упражнения и игры для автоматизации (правильное произношение поставленных звуков в слогах, словах, фразовой и самостоятельной речи ребёнка), используются на протяжении всей коррекционной работы учителя-логопеда с ребенком. Это трудная и по сути своей довольно однообразная работа, которая требует постоянного внимания взрослого и терпения и упорства у детей. Ребенку нужно огромное количество раз повторять упражнения, слова, предложения с определенным звуком. Чтобы разнообразить образовательную деятельность в этом направлении, использую большое количество игр для автоматизации звуков, цели у которых одинаковые, а картинки и содержание разные.
Игры на развитие и активизацию словарного запаса. Данные игры помогают развивать активный словарь детей, обогащать предметный словарь, словарь прилагательных, формировать умение подбирать действия к предметам, формировать умение выделять и называть части предметов и объектов, учить детей соотносить предметы с разными характеристиками.
Игры на формирование грамматического строя речи. При помощи таких игр вырабатывается умение образовывать имена существительные множественного числа, уменьшительно-ласкательные формы имен существительных с помощью суффиксов, формируется навык правильного употребления существительных в винительном, родительном, творительном падежах и т.д.
Игры на словообразование. Логопедическая работа направлена также на формирование словообразования имен существительных, глаголов, имен прилагательных с помощью приставок, суффиксов, путем сложения слов и образования новых. Одна из задач учителя-логопеда формировать умение детей образовывать относительные прилагательные от существительных, называть предметы, из какого материала они сделаны, учить детей соотносить названия взрослых животных с названиями их детенышей, использовать эти слова в речи, образовывать глаголы от звукоподражательных слов, прилагательные от существительных с помощью суффиксов –ян, –ан, -ов, -ик, -щик и т.д.
Игры на формирование словоизменения. Для закрепления словоизменения существительных, глаголов и прилагательных с детьми проводятся различные игры и игровые упражнения с определенными целями: согласование существительных и прилагательных в роде и числе (Какой? Какая? Какое?), правильное употребление в речи существительных в разных падежах, единственного и множественного числа глаголов настоящего времени (Что делает? Что делают?), согласование имен существительных с числительными и т.д.
Использование игр в работе логопеда-практика обязательное условие коррекционного процесса. В моём кабинете множество игр и пособий, изготовленных своими руками из бумаги, картона, бросового и подручного материала, которые решают различные коррекционно-образовательные задачи.
Игры, изготовленные своими руками, цветные и яркие. Они вызывают у детей интерес и желание работать. Разнообразие игр, преследующих одни и те же цели, не даёт ребенку заскучать на занятиях.
Список использованной и рекомендуемой литературы:
1. Алексеева, М.М., Яшина, В.И. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников: методическое пособие для воспитателей ДОУ. — М.: Просвещение. — 1997.
2. Бородич, А.М. Методика развития речи детей дошкольного возраста: методическое пособие для воспитателей ДОУ. 2-е изд. — М.: 1984.
3. Новиковская О.А. Развитие звуковой культуры речи у дошкольников. Логопедические игры и упражнения. СПб., 2002.
4. Скворцова И. Логопедические игры. М., 2014.
5. Фадеева Ю.А., Пичугина ГЛ., Жилина ИМ. Игры с прищепками: творим и говорим. М., 2012.
Белла Геннадьевна, добрый день! Подскажите пожалуйста, у учителя-логопеда должна быть своя программа. Это должна быть рабочая программа или она должна быть написана как программа ДОО со всеми разделами(содержательным, целевым,организационным? И еще, скажите пожалуйста, какие разделы должны быть в моей программе? Спасибо.
Светлана, желательно, чтобы Ваша рабочая программа отражала структуру Программы ДОО (содержательный, целевой, организационный). Естественно, что это будет в меньших объемах и только по своей коррекционной теме. Другими словами: свою коррекционную тему распишите по всем разделам Программы ДОО.
Спасибо большое
Белла Геннадьевна, здравствуйте. Работаю воспитателем в логогруппе.Накопился приличный «багаж» игр на автоматизацию звуков.Хотелось бы тему по самообразованию выбрать в данном направлении.Помогите,пожалуйста, сформулировать.Или это направление больше подходит для логопеда? Спасибо!
Ирина, воспитатель тоже может заниматься этим направлением. Например, можно так:
1. Развитие звуковой и интонационной культуры речи (фраза из ФГОС) у детей логопедической группы посредством речевых игр.
2. Педагогическая коррекция звуковой культуры речи у воспитанников логопедической группы посредством коммуникативных игр (или в процессе игрового взаимодействия, или в процессе игровой деятельности).
Бэла Геннадьевна,спасибо огромное за оперативный ответ, за Ваш труд!Случайно попала на сайт.Ваша методическая помощь неоценима! Таких бы наставников нам в Беларуси!
Осмелюсь попросить уточнить, можно ли использовать как цель темы по самообразованию(ко второму Вашему варианту): развитие звуковой культуры речи детей с ТНР посредством дидактических игр. И правильно сформулировать задачи.
Ирина, спасибо огромное за такой отзыв! Спасибо!!!
Теперь о Ваших вопросах. Да, цель такая подойдёт. Только определитесь – это будут коммуникативные или дидактические игры? (Напишите в теме и в цели какой-то один вид игр). А задачи можно сформулировать на основании статьи (здесь на сайте) в рубрике «Методические подсказки». Я специально для этого написала статью про то, как формулировать цель и задачи к теме. Вот ссылка http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
Еще раз спасибо!
Спасибо огромное!!! Как раз нашла у вас очень нужную информацию для молодого специалиста!