Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца

Методические рекомендации
Разработка системы непрерывных наблюдений
за природными объектами в течение месяца
для детей второй младшей группы

Чадная Елена Анатольевна,
воспитатель МБДОУ № 103,
г. Нижний Новгород

Тема «Осень»
Цель: уточнить представления детей о характерных признаках осени.
Сроки реализации: с 01 октября по 31 октября.
Форма и название итогового мероприятия: праздник осени «Осень золотая в гости к нам пришла»

Наблюдение №1 «Цветы на клумбе».
Форма работы: рассматривание на участке.
Задачи: Познакомить с названиями отдельных растений, уточнить их строение: стебель, цветок; обратить внимание, что цветы растут на клумбах, и за ними ухаживают люди (воспитатель, дети) .
Методические приемы работы:
1. Художественное слово: стихотворение А. Майкова «Цветы»:
Мой сад с каждым днем увядает,
Помят он, поломан и пуст
Хоть пышно еще доцветает
Настурций в нем огненный куст…
2. Беседа
Какие цветы на клумбе вам знакомы?
Что есть у растений? (Листья, стебель, цветок, корень)
Кто ухаживает за цветами на клумбе?
Как нужно относиться к растениям?
3. Д/и «Какой цветок?»
Цель: уточнить название цветов на клумбе; напомнить строение цветка.
4. Упражнения на развитие мелкой моторики «Составь цветок» (составление цветка на песке из разноцветных пробочек)
Задачи: развивать мелкую моторику рук, способствовать развитию воображения.

Наблюдение №2 «Птицы в стайки собираются».
Форма работы: наблюдение на участке
Задачи: продолжить наблюдение за птицами на участке, обратить внимание на особенности поведения птиц; расширять представление о названии птиц, обитающих в наших краях.
Методические приемы работы:
1.Рассказ воспитателя
Посмотрите на нахохлившихся ворон, скворцов, белобоких сорок, прыгающих воробьев. Птицы сейчас прилетают поближе к людям, надеясь найти побольше корма. Давайте покормим птиц хлебными крошками.
2. Упражнение на развитие мелкой моторики
Покрошить хлеб для птиц.
3.Словесная игра «Загадки»
На шесте — дворец,
Во дворце — певец.
(Скворец).
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «ку-ку, ку-ку?»
(Кукушка).
Всех перелетных птиц черней,
Чистит пашню от червей. (Грач).
Носит серую рубашку,
Подбирает быстро крошки
И спасается от кошки.
(Воробей).
Эта птица всем знакома —
Важно ходит возле дома
Кар-Кар-Кар вдруг закричит,
И спокойно улетит.
Очень хитрая персона,
А зовут её (Ворона).
С ветки на ветку
Прыгают соседки.
Обе белобоки.
Кто они?..(Сороки).

Наблюдение № 3 «У погоды нет плохой погоды».
Форма работы: наблюдение в группе из окна.
Задачи: расширять представление детей об осенних осадках (отметить, что осенью дождь холодный); уточнить представление, что после дождя все кругом мокрое, появляются лужи.
Методические приемы работы:
1. Рассказ воспитателя. (Предложить послушать, как стучит дождь по окнам, смотреть, как стекает струйками вода, какие на дорогах лужи. Отметить, какая погода: дождливая, пасмурная. Часто идут дожди: холодные, моросящие; на земле образовались лужи.)
2. Художественное слово – стихотворение про дождик:
К нам на длинной мокрой ножке
Дождик скачет по дорожке.
В лужице- смотри, смотри! –
Он пускает пузыри. (З. Александрова)
Дождик, дождик, что ты льешь,
Погулять нам не даешь? (русская народная потешка)
3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: рисуем дождь.

Наблюдение № 4 «Облака – белокрылые лошадки».
Форма работы: рассматривание на участке.
Задачи: познакомить с понятиями «облака» и «тучи»; рассмотреть особенности облаков на осеннем небе (низко над землей плывут)
Методические приемы работы:
1. Беседа с детьми (Какое небо? Какие облака? Какие облака называются тучами? Что сделали тучи?)
2. Рассматривание (Найдите самые темные облака на небе. На что они похожи?)
3. Упражнение на развитие мелкой моторики рук: «Выложи сам»
(из камней выложить тучку).
4. Д/и «Какое небо?»
Цель: обогатить словарный запас детей прилагательными, дать детям представления о небе осенью.

Наблюдение № 5 «Падают, падают листья».
Форма работы: наблюдение на участке.
Задачи: познакомить детей с понятием «Листопад» (листья падают); обратить внимание детей на многообразие красок осени (листья красные, желтые, оранжевые и т. д.)
Методические приемы работы:
1. Рассказ воспитателя
Осенью всю землю покрывают разноцветные листья. Обратить внимание, как листья по-разному летят к земле. Уточнить, что листья легкие, поэтому они летят на землю медленно. Подул ветер, и много листьев с шуршанием полетело на землю – это листопад.
2. Художественное слово: чтение стихов про осень.
Падают, падают листья –
В нашем саду листопад.
Желтые, красные листья
По ветру вьются, летят… М.Ивенсен
Осень. По утрам морозы.
В рощах желтый листопад.
Листья около березы
Золотым ковром лежат. Е.Головин
3. Д/и «Узнай дерево по листочку»
Цель: закрепить названия деревьев; активизировать словарь детей прилагательными: кленовый, березовый.

Наблюдение № 6 «Ветер, ветер, ты могуч».
Форма работы: наблюдение на участке.
Задачи: продолжить наблюдение за ветром, обратить внимание детей на силу ветра; потренироваться с помощью ленточки определить, откуда дует ветер.
Методические приемы работы:
1. Беседа с детьми (Почему шуршат на ветру листья, бумажные ленточки, кружатся вертушки? Какой ветер?
2. Исследовательская деятельность (Раздать детям ленточки и с помощью их определить откуда дует ветер)
3. Упражнения на развитие мелкой моторики: пальчиковая гимнастика «Ветер»
Ветер по лесу летал, плавные, волнообразные движения ладонями
Ветер листики считал: загибают по одному пальчику на обеих руках
Вот дубовый,
Вот кленовый,
Вот рябиновый резной,
Вот с березки – золотой.
Вот последний лист с осинки
Ветер бросил на тропинку. Укладывают ладони на колени.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.