Конспект индивидуального открытого занятия для родителей
по коррекции звукопроизношения у ребёнка-дизартрика с ОНР 3уровня, средняя группа, 1-ый год обучения
Лисовская Елена Викторовна,
учитель-логопед ГКДОУ № 34,
г. Невинномысск Ставропольского края

Тема: «Автоматизация звука [с] в рифмовках, словах и предложениях, а так же дифференциация звуков [с] и [с’] по картинкам»
Цель: добиваться правильного звучания звука [с]; тренировать подвижность артикуляционного аппарата; развивать мелкую моторику пальцев рук; закреплять артикуляционные упражнения; развивать нижнее диафрагмальное дыхание; развивать фонематический слух; обогащать словарь ребёнка; воспитывать правильную, чёткую дикцию.
Оборудование: игрушка Домовёнок, картинки, вертушка, губная гармошка, графическая символика звука [с], а так же символика твёрдых и мягких звуков.
Ход занятия:
1. Организационный момент
— Посмотри, какой Домовёнок к нам пришёл сегодня на занятие!
— Как тебя зовут?
— Фтипан.
— Что-то мы не поняли, как тебя зовут.
— Фтипан.
— А, я кажется, догадалась. Тебя зовут, Степан?
— Да, да (Домовёнок машет головой).
Фтипан, Фтипан!
Вопрос ребёнку: — Как ты думаешь, какой звук не умеет произносить наш друг
Степан?
— Ну, конечно, звук [с].
— Мы с тобой ему поможем научиться произносить звук [с]? (Да поможем).
— Но сначала мы ему покажем, как надо делать гимнастику для язычка
2. Артикуляционная гимнастика (ребенок выполняет упражнения: “Почистить нижние зубки”, “ Выбрасываем снежок”, “ Горка ”, “Пружинка”, “ Киска сердится.”).
3. Упражнение на дыхание
Из положения “ Горка ” а) дуем с большой силой на вертушку:

б) дуем в губную гармошку, не касаясь губами гармошки:

следим за правильной воздушной струёй (воздух выдыхается с силой посередине языка).
— Давай немного отдохнём и рассмотрим вот эту картинку с графическими символами звука [с]):

— Посмотри и скажи, что делают губки при произношении звука [с]? (улыбаются)
— Что остаётся между зубками? (щель)
— Язычок должен быть каким, узким или широким? (широким)
— Куда упирается кончик языка? (в нижние зубки)
— Язычок что ещё делает? (выгибается горкой)
— Какая воздушная струя? (ребёнок проверяет воздушную струю и отвечает: холодная)
— Проверь ладошкой, какой звук: глухой или звонкий? (глухой)
— Какой бывает этот звук: твёрдый, как орех, или мягкий, как вата? (бывает и твёрдым и мягким)
— Давай ещё раз попробуем сделать губы, зубы и язычок так, как мы только что говорили.

— Давай встанем и «накачаем насосом колесо» (выполняются имитационные движения, как будто она накачивает воздух насосом, наклоняясь вперёд и произнося звук с-с-с, контролировать артикуляцию звука).
4. Игра «Запомни, повтори»
а) рифмовки:
Са-са – это оса
Са-са – у Сони коса
Сы- сы – у папы усы
Су- су – бусы несу
б) похожие слова вначале по 2, затем по 3 в названном порядке:
бис – вас – вес
навес – откос – покос
коса – оса – небеса
висок – носок – песок
осы – усы – бусы
в) назови слово, которое отличается от остальных:
весна – весна – десна – весна
тесно – ясно – ясно – ясно
доска – тоска – доска – доска
маска – миска – миска – миска
куски – куски – куски – носки
место – место – тесто — место
5. Логопедическая игра «Слова перепутались»
— Я произнесу предложение, но слова в нём перепутались. Ты поменяешь слова в предложении местами и произнесёшь его правильно.
Ваза на стоит столе.
Саня в идет сад.
Совы не днём видят.
Скамейка в стоит саду.
6. Упражнение на развитие мелкой моторики — «гимнастика мозга» (комплекс упражнений направлен на развитие межполушарных связей).
Давай теперь покажем Домовёнку Степану, как работают наши ручки:
«Лягушка», «Колечки», «Ухо – нос», «Лезгинка», «Ладонь – кулак –ребро»
7. Учимся придумывать предложения с предлогами С и СО:

8. Игра «Разложи отдельно картинки на звук [с] и звук [с’]» (опираясь на символ звука [с] и символику твёрдых и мягких звуков)
9. Итог занятия
— Вот и подошло время заканчивать наше занятие.
— Ну что, Домовёнок, научился произносить правильно и красиво своё имя?
— Так как же тебя зовут? Произнесём вместе имя Домовёнка (Степан).
— Правильно! Молодец!
— Я думаю, что теперь ты всегда будешь себя контролировать и правильно произносить все слова с этим красивым звуком [с].