«Звук «Л»

Конспект логопедического занятия

«Звук «Л»

 

Сабурова Марина Васильевна,

учитель-логопед МБДОУ № 1,

 г. Тотьма Вологодской обл.

 

Цель: автоматизация звука «Л» в слогах, словах.

Задачи:

Коррекционно-образовательные:

  • Уточнить правильную артикуляцию звука «Л».
  • Упражнять в правильном произношение звука Л в слогах, словах.
  • Совершенствовать грамматический строй речи путём согласования притяжательных местоимений с существительными мужского, женского и среднего рода.

Коррекционно-развивающие:

  • Развивать артикуляционную, мелкую моторику.
  • Развивать речевое дыхание.
  • Развивать фонематическое восприятие через закрепление навыка нахождения слов с заданным звуком.
  • Развивать умение слушать педагога.

Воспитательные:

  • Воспитывать навыки сотрудничества, доброжелательности, культуры общения.

Оборудование: изображение солнышка, мягкая игрушка Колобок, бумажные снежинки, пластмассовые пробки, звуковая дорожка для звука «Л», «снежный комок», прищепки, заготовка облака, раскраска колобок.

Ход занятия:

  1. Организационный момент

Положительный настрой на занятие: каждое утро Землю освещает солнышко. Оно дарит всем свет, тепло и свою улыбку. Светит оно и всем сказкам, чтобы они заканчивались добром.

Давай поприветствуем солнышко: сделали глубокий вдох через нос: Здравствуй, Солнышко! Доброе утро!

Ой, а кто это здесь плачет? Это же Колобок.

— Что ты плачешь, расскажи. Оказывается, в имени сказочного персонажа потерялся звук, и он теперь не Колобок, а Кообок.

— Какой звук потерялся в его имени?

— Давай ему поможем найти звук «Л».

— Что мы можем сделать, чтобы его найти?

— Сегодня мы будем продолжать учиться правильно, произносить звук «Л».

— Чтобы правильно и красиво произносить этот звук, что нужно сделать?

  1. Актуализация

Артикуляционная гимнастика:

В одном домике, дружок

Живёт Весёлый язычок.

Ох, и шустрый он мальчишка

И немного шалунишка.

  • «Вкусное варенье»

Нашей Ксюше очень смело,
На губу варенье село,
Нужно ей язык поднять,
Чтобы капельку слизать.

  • «Индюк»

По двору индюк ходил — Бл-Бл-Бл
Хвост, как веер, распустил — Бл-Бл-Бл
Вот какой красивый я, Бл-Бл-Бл
Полюбуйтесь на меня!

  • «Качели»

На веселые качели

Ксюша  и Никита сели.

Опустились вниз качели,

А потом наверх  взлетели.

Вместе с птицами, наверно,

Улететь они  хотели.

  • «Лошадка»

Я лошадка – серый бок — цок, цок,
Я копытцем постучу  — цок, цок,
Если хочешь, прокачу — цок, цок.

— Где должен быть наш язычок, когда мы произносим звук «Л»?

— Что делают наши губы при произношении звука «Л»?

Отправимся в лес и постараемся помочь Колобку. Но, что это, все дорожки замело снегом, давай раздуем их.

Упражнение на выработку правильной воздушной струи «Раздуй дорожку»

Снегу намело много, и передвигаться будет очень сложно.

— Что же делать, как попасть в лес? (Пластиковые пробки – это лыжи, указательный и средний пальцы правой руки встают в пробки, двигаем пальчики «как на лыжах»).

Пальчиковая гимнастика «Лыжники»

Мы едем на лыжах,

Мы мчимся с горы,

Мы любим забавы

Холодной поры!

  1. Основная часть

Автоматизация изолированного звука «Л»

Миновали мы сугробы, показалась дорожка, по которой и отправимся на поиски, чтобы было веселее, споём песенку. (Перед ребенком лежит «звуковая дорожка», передвигаясь по ней, произносим звук «Л»).

Катится Колобок по лесу, а навстречу ему Заяц. Испугался Колобок.

Автоматизация звука «Л» в слогах

«Споём песенки»

Чтобы Заяц пропустил нас и указал правильную дорогу, давай ему необычную песенку споём:

ла-пла-гласла-фла-бла

ло-пло-глосло-фло-бло

лу-плу-глуслу-флу-блу

лы-плы-глыслы-флы-блы

Продолжим наши поиски.

Навстречу появился Волк. Успокоил Волк Колобка: «Не бойся меня, поиграй с волчатами в снежки, помоги слепить снеговика — укажу тебе дорогу, где можно звук «Л» найти.

Автоматизация звука «Л» в словах

Игра «Снежки»

Перекатывание друг другу «снежного комка» и отражённое повторение слов:

— лапа, лампа, ласточка, ландыш, лось, лодка, ложка, локоть, ломоть, луна, лужа, лупа, луковица, лужайка, лыжи, лыжник

—  мыло, шило, сало, болото, пилот, колодец, малыш, молоток, палуба, жёлудь, акула, поломка.

Динамическая пауза

Лепим мы снеговика

Из пушистого снежка.

Вот скатали первый ком,

Вот такой большущий он.

Ком второй чуть-чуть поменьше,

Третий-это голова.

Шляпа будет из ведра.

Нос – морковка, а глаза –

Два весёлых уголька.

Всё, готов наш снеговик,

У него довольный вид.

Продолжим наш путь.

Из берлоги выглянул медведь, разбудили мы его своими песнями, да играми. Не на шутку испугался Колобок, что же делать?

Угостим медведя чем-нибудь вкусным, налакомится и уснёт, а мы продолжим поиски.

Развитие фонематического слуха

Игра «Угостим медведя»

— Выберем из всех сладостей, только те, в названии которых есть звук «Л»:

— мёд, молоко, кекс, клубника, яблоко, банан, шоколад, конфеты, печенье.

Успокоился, уснул медведь, отправляемся дальше.

Хитрая лисица появилась на пути, испугался Колобок. Но лиса уронила свой клад в колодец, а достать не может – воды боится. Просит помочь достать клад.

Развитие грамматического строя речи

Игра «Мой, моя, моё, мои»

В колодце – монетки, но они необычные, и  лиса ими очень дорожит. На каждой монетке изображён предмет и про каждый лиса говорит: «Это мой, это моя, это моё, это мои».

Назовём, как она говорила про каждый предмет: «достаём» монетки из воды и называем слова со звуком «Л»: клубок, флаг, белка, глаза, скалка, ёлка, платье, яблоки, полотенце, клоун, вилка, слон, куклы.

Обрадовалась лиса: «Какие вы молодцы, вы меня выручили — клад мой спасли. И я вам помогу — позвоню в волшебный колокольчик, и звук в твоём имени вернётся». (Звучит колокольчик)

— А ну-ка, как его зовут? Правильно, КОЛОБОК. Звук Л вернулся в его имя.

Пора нам возвращаться. Чтобы быстрее оказаться дома, я предлагаю вернуться на снежном облаке: украсим его бахромой (прикрепляем прищепки к облаку).

  1. Заключительная часть

— Кому мы сегодня помогли?

— Что мы сделали для того, чтобы ему помочь?

— Какое задание было самое простое?

— А при выполнении, какого задания возникали трудности?

— Что понравилось больше всего?

Колобок очень благодарен за то, что мы помогли ему найти потерявшийся звук «Л» и в благодарность он дарит небольшой сюрприз (раскраска колобка).

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.