Из опыта работы
«Логоминутки — логопедические занимательные игры»
Колесникова Мария Александровна,
учитель-логопед МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Цель: развитие фонематического восприятия, навыков звукового анализа и синтеза у детей с ОНР 6 — 7 лет.
Эти игры можно применять как физминутки на занятиях по развитию речи, так же в режимных моментах на закрепление звукопроизношения.
1-я игра «Спрятанный звук»
На полу лежат два обруча (синий, красный), логопед произносит звук, дети на слух определяет гласный или согласный звуки, делятся на две команды (команда гласных звуков и команда согласных звуков). Игру можно усложнить, дети сами называют звуки и выбирают обруч нужного цвета.
2-я игра «Придуманные слова»
Дети делятся на две команды, перед ними лежат кочки (напротив одной команды лежат 3-4 обруча красного цвета, напротив другой команды лежат 3-4 обруча синего цвета). Детям надо перебраться по кочкам на другой берег, придумывая слова на звук, соответствующим цвету (красный – слово на любой гласный звук, синий – слово на любой согласный звук). Можно сделать две команды синего и зеленого цвета (дифференциация твердых и мягких звуков).
3-я игра «Умные буквы»
На столе лежат карточки – буквы, дети берут по одной карточке, рассказывают педагогу, какой звук у них находится. Дети должны быстро встать в шеренгу, чтобы получилось слово (педагог называет звук, ребенок соотносит звук с буквой и встает в шеренгу).
4-я игра «Хлопай, топай»
Логопед произносит твердый звук, дети хлопают, произносит мягкий звук, дети топают. Можно так же играть, называя слоги и слова (дифференциация твердых и мягких звуков).
5-я игра «Кто быстрей?»
Дети делятся на две команды, у одного капитана команды карточка с буквой «П», у другого капитана команды карточка с буквой «Б». Напротив команд стоит стол, на нем лежат картинки, в словах которых есть звуки «П» и «Б». Выигрывает та команда, которая быстро и безошибочно подберет картинки с заданным звуком (дифференциация глухих и звонких звуков).
Так же можно играть с другими парными звуками.
6-я игра «Составь слово»
Дети делятся на две команды. У одной команды карточки с буквами («С», «О», «В», «А» у каждого ребенка одна буква в руках), другая команда переставляет детей таким образом, чтобы получилось слово. Далее дети определяют, что это предмет. Логопед предлагает подобрать к предмету действия, признаки. В конце игры ребята составляют предложение с этим словом.
После дети меняются ролями и игра продолжается.
7-я игра «Солнышко»
Дети образовали круг, логопед находится в центре круга. Логопед называет слово (мак), бросает мяч ребенку, он ловит мяч и подбирает слово на первый звук (машина), и бросает мяч обратно логопеду. Игра продолжается со всеми детьми.
Можно предложить детям играть наоборот. Дети называют слова, а логопед узнает первый звук и называет слово.
8-я игра «Подарок»
Трое детей стоят в шеренге, остальные дети определяют, кто стоит первый, кто стоит последний, кто стоит в середине. На столе лежат предметы, в словах которых, есть один и тот же звук, который находится в начале слова, в середине и в конце. Задача детей подарить предметы таким образом, чтобы первому ребенку достался подарок, где звук в слове первый, последнему ребенку, где звук последний, ребенку, стоящему в середине, где звук в середине. При этом, дети проговаривают, что они дарят.
Автоматизация звуков, навык звукового анализа слова.
9-я игра «Скрытое слово»
Ведущий логопед, дети игроки. Логопед произносит слово «Машина», ребята определяют первый звук и находят изображение этого звука, поднимают карточку с буквой и откладывают в сторону. Далее логопед произносит слово «Аист», дети так же определяют первый звук в данном слове и находят изображение этого звука, поднимают карточку с буквой и откладывают в сторону. Логопед произносит последнее слово «Кот», ребята опять определяют первый звук, находят карточку с буквой и откладывают в сторону. После определения всех звуков, дети из карточек с буквами собирают скрытое слово «МАК».