Как избежать ошибок при проведении открытого занятия

За свою профессиональную деятельность я просмотрела сотни открытых занятий. Как Вы знаете, со стороны всегда лучше видны ошибки. Вот некоторые ошибки, которых Вы можете избежать:

1. Прежде, чем проводить открытое занятие, детально «прокрутите» его в голове. Особенно обратите внимание на связки между заданиями (что я скажу о следующем задании, где будут стоять дети, куда убрать тот или иной атрибут и т.д.).

2. Продумайте все вопросы. Не задавайте вопросов типа: «Что вы думаете об этой картине?» (это пример из жизни, так спросила одна воспитатель в самом начале занятия, при ознакомлении детей с картиной). Все ответы детей принимаются! Нельзя говорить: «Вася, ты сказал неправильно». Нужно спросить у других детей: «А кто думает иначе?».

3. Несмотря на то, что сейчас все занятия проходят более демократично (не обязательно сидеть за столами, поднимать руку при ответе и др.), держите всю ситуацию под контролем, особенно дисциплину! Я была свидетелем такой ситуации, когда дети в творческом порыве стали перекрикивать друг друга, вскакивали с мест, чтобы ответить на вопрос воспитателя. Ситуация стала неуправляемой! Педагогу пришлось замолчать, подождать, когда они успокоятся, и потом уже продолжить занятие. Сделать замечание детям на открытом занятии она не осмелилась. В итоге – темпоритм занятия был полностью сбит и общее впечатление от вроде бы хорошего творческого занятия оказалось не очень позитивным. Это не значит, что надо было сделать замечание. Это значит, что надо предугадывать все непредвиденные и проблемные моменты, и исправлять ситуацию «на ходу». Это «высший пилотаж» в профессиональной деятельности.

4. Насчет темпоритма. Это важная составляющая открытого занятия. Его нужно проводить в одном темпе, не затягивая время. Замедляет темп занятия излишняя вербализация (перегруженность словесным материалом), а иногда и самостоятельная продуктивная деятельность детей в практической части занятия (долгое рисование, лепка, конструирование, выполнение какого-то задания). Также сложно «держать» темпоритм на занятиях по развитию речи (это касается обучения пересказу, анализу слов, обучению грамоте и др.). Поэтому подумайте, стоит ли брать тот или иной методический прием именно на открытое занятие.

Например, при проведении игры в лото «Цвет» (правила такие: воспитатель показывает свою карточку, а дети находят у себя такую же) педагог может первый раз спросить о том, что изображено на карточке, какого цвета, у кого эта карточка. Но потом, чтобы не затягивать занятие, можно просто спрашивать: «У кого такая карточка?».

5. Сохраняйте сюжетную линию до конца занятия. Если Вы в начале занятия «отправились с детьми в лес», то не забудьте в конце занятия «выйти из леса».

6. Вы имеете право изменить занятие, подкорректировать его «на ходу», т.е. в процессе проведения (например, не проводить какое-то задание, а провести игру; убрать какую-то часть занятия из-за нехватки времени и пр.). Но закончить занятие надо обязательно рефлексивной частью.

Если Вам сделают замечание при анализе занятия (проверяющие или коллеги, например,  скажут, что не все задачи решены), то вы должны назвать причину такой корректировки и сказать, что это была педагогически оправданная ситуация и Вы обязательно реализуете эту задачу в другие режимные моменты или на следующем занятии.  Повторяю, Вы имеете право на любую внезапную корректировку НОД! Только надо уметь объяснить свои действия.

 

Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.

5 комментариев к записи “Как избежать ошибок при проведении открытого занятия”

  1. ирина:

    добрый вечер. я работаю воспитателем два года, и вот решила показать открытое занятие, но не знаю какое бы занятие взять и как его разработать,не посоветуете, с чего начать как занятие составить.Зарание спасибо

  2. ирина:

    добрый вечер. я работаю воспитателем два года, и вот решила показать открытое занятие, но не знаю какое бы занятие взять и как его разработать,не посоветуете, с чего начать как занятие составить. Зарание спасибо

    • admin:

      Ирина, Вы не написали возраст детей, поэтому я напишу общие моменты. Исходя из своего огромного опыта просмотренных открытых занятий, рекомендую:
      1. Не старайтесь придумать что-то такое «новенькое», что ещё никто не показывал. Лучше сделать обычное занятие, но качественное.
      2. Тем не менее, занятие надо сделать развивающим, а значит должна быть обозначена проблема,а дети должны решить её. Задавайте поисковые и проблемные вопросы (зачем, почему, для чего?). Почаще обращайтесь конкретно к ребенку по имени: «Сашенька, а почему ты так считаешь? Серёжа, ты тоже так думаешь? Ирочка, помоги мне найти …
      3. Занятие сделайте сюжетным и за основу возьмите помощь герою сюжета. Можно взять за главного героя какого-нибудь знакомого детям человека (медсестру ДОУ, повара или младшего воспитателя).
      4. Занятие должно быть динамичным и энергичным, поэтому не очень хорошо смотрятся такие моменты, когда на открытом занятии дети долго сидят за столами и что-то рисуют, лепят и пр.
      5. Посмотрите эти две статьи: может пригодятся

      http://detstvogid.ru/kak-razrabotat-razvivayushhee-zanyatie/.html

      http://detstvogid.ru/kak-pravilno-sostavit-konspekt-neposredstvenno-obrazovatelnoy-deyatelnosti-po-fgos/.html

  3. ольга:

    Добрый день, можно ли проводить открытое занятие больше положенного времени, например, в средней группе НОД по опытно-исследовательской деятельности будет идти не 15, а 20-25 минут?

    • admin:

      Ольга, здравствуйте! Нет, больше положенного времени, которое определено в СанПиН, нельзя. Это считается грубым нарушением.