Для воспитателей, имеющих небольшой педагогический опыт, необходимо организовать методическое сопровождение. Например, можно разработать проект «Молодой специалист», или организовать «Школу молодых педагогов», или оформить это как индивидуальный профессиональный маршрут педагога.
Цель данной деятельности: развитие профессиональных компетенций у малоопытных воспитателей.
Задачи:
— создание мотивационных условий для роста профессиональной компетентности педагогов;
— формирование профессиональных знаний и умений в процессе непосредственной практической деятельности;
— развитие творческого профессионального мышления молодых специалистов.
Для реализации задач необходимо:
— разработать план по наставничеству и организационно-управленческий план методического сопровождения педагогов;
— определить наставников молодым специалистам;
— организовать взаимопосещение образовательной деятельности между наставниками и начинающими педагогами;
— разработать учебно-методический комплект: интерактивные игры по развитию профессиональных компетенций у педагогов, презентации, буклеты, методические задания и рекомендации, анкеты и другой методический и дидактический материал.
В идеале желательно создать творческую группу из педагогов-стажистов, которые бы помогли разработать обучающие мероприятия и учебно-методический комплект. К тому же, можно привлечь специалистов ДОУ (психолога, музыкального руководителя, инструктора по физкультуре) к реализации некоторых задач.
Изучение профессиональных затруднений молодых педагогов осуществляется посредством тестирования и анкетирования. И уже на основании полученных результатов составляется организационно-управленческий план методического сопровождения педагогов.
Особое внимание необходимо уделить мероприятиям, которые касаются вопросов психологического характера (развитие личностных качеств дошкольников, возрастные и индивидуальные особенности, диагностика) и вопросов по планированию образовательного процесса. Как мы знаем, данные вопросы вызывают затруднения не только у молодых специалистов.
Поэтому рекомендую разработать примерно такие мероприятия:
— семинары-практикумы «Взаимодействие с детьми с учетом их индивидуальных и психологических особенностей», «Развитие личностных качеств ребенка в условиях ДОУ», «Организация мониторинга освоения ООП воспитанниками», «Проектирование образовательного процесса в соответствии с требованиями ФГОС ДО».
— консультации «Особенности планирования деятельности педагога с детьми в соответствии с нормативными актами дошкольного образования», «Создание благоприятного психологического микроклимата в группе»;
— мастер-классы «Эффективные формы и методы взаимодействия с дошкольниками», «Современные развивающие технологии для детей дошкольного возраста».
И обязательно нужно уделять внимание созданию благоприятного климата среди педагогов. Важно, чтобы у молодых воспитателей сформировался опыт коллективной деятельности, взаимного уважения, поддержки, сотрудничества, терпимого отношения к критике. Что, в свою очередь, будет способствовать созданию мотивационных условий для повышения их уровня профессиональной компетентности.
С целью обобщения опыта молодых педагогов за истекший период, а также для оценки качества работы наставников и методической службы, в конце года необходимо провести педсовет, конференцию или круглый стол, где обсудить результаты проведённой работы.
Уважаемые коллеги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта, кандидат педагогических наук.
Добрый день, можно ли к вам обратиться по вопросам написания парциальной программы?
Да, конечно, обращайтесь.
Добрый день!С 1 ноября приступаю к должности старшего воспитателя,10 лет проработала воспитателем , образование высшее «Организатор методист дошкольного образования» образования получала 6 лет назад, и теперь с чего начать работу даже незнаю . В нашем учреждении уже пол года как нет специалиста по этой должности , подсказать совсем некому . Если вы можите помочь советом, буду очень вам признательна.
Анна, нужно взять какую-нибудь одну тему (желательно ту, которая запланирована в годовом плане) и по ней начать работать. То есть акцентировать внимание на одном направлении методической работы. Потому что с непривычки у Вас так и будут «разбегаться глаза» на все направления. Можете взять то направление, в чём сама сильна. Например, «Организация образовательного пространства в ДОУ по речевому развитию воспитанников». Найдите старый годовой план (если нет нового плана), там есть план мероприятий по той или иной теме (педсовет, консультации, посещение занятий, контроль и пр.). Возьмите за основу эти мероприятия и действуйте.
Не беритесь пока за что-нибудь «новенькое, инновационное». Это ошибка многих.
Посмотрите, в чем сильны те или иные воспитатели, и выберите эти направления как годовые задачи. Создайте из этих воспитателей творческую группу. Их профессионализм будет Вам в помощь: они покажут открытые занятия, представят свой опыт на педсовете или МО.
Вот пока так))))
Анна, забыла Вас поздравить! Поздравляю с новой должностью и карьерным ростом!!!! У Вас всё получится! Не волнуйтесь, все так начинали и я тоже))))))
Белла Геннадьевна, спасибо, что есть Вы-профессионал своего дела.Спасибо за информационный и практический материал. Я очень часто захожу на Ваш сайт за помощью. А вот сейчас нахожусь в растерянности. Работаю старшим воспитателем почти три года. У меня скоро аттестация. Вы не могли бы подсказать формулировки тем для аттестации? Мне близки (есть наработки) по методическому сопровождению инновационной деятельности (тема «Разработка и апробация системы мероприятий по формированию информационно – технической компетентности детей дошкольного возраста на основе развития информационно-коммуникационной среды сельского ДОУ»). Или можно как-то связать тему с методическим кабинетом? Мне это как-то ближе. Оформляла кабинет сама, там созданы все условия для работы с педагогами. Заранее, благодарна Вам.
Светлана, спасибо Вам за такой отзыв!!!Заходите почаще!
Теперь о Вас. Формулировку Вашей темы надо бы подкорректировать, а то она очень длинная и запутанная. Можно так: Развитие информационно-коммуникационной компетентности педагогов ДОУ. Ведь Вам, как старшему воспитателю, нужна формулировка про педагогов, а не про детей.
Про методический кабинет, конечно же, надо рассказать, но это не может быть темой по самообразованию.
Если Вам тема про ИКТ не нравится, то напишите, подберем другую.