Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Авторская кукла как средство активизации речевой деятельности у дошкольников среднего возраста с ТНР | ДЕТСТВО-ГИД

Авторская кукла как средство активизации речевой деятельности у дошкольников среднего возраста с ТНР

Из опыта работы

«Авторская кукла как средство активизации речевой деятельности у дошкольников среднего возраста с ТНР»

 

Медникова Наталья Александровна,

 учитель-логопед МБДОУ №10;

Платонова Оксана Николаевна,

 Воспитатель МБДОУ №10,

 г.Апатиты Мурманской обл.

 

В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с безречевыми детьми. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.

Одним из направлений в коррекционной работе является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей, а также  помогает преодолеть коммуникативные зажимы, речевой негативизм, стимулирует речевую активность неговорящих детей.

На начальном этапе коррекционной работы является создание механизмов речевой деятельности, воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над простой фразой,  формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.

Проводятся следующие виды игр с авторской куклой Люсей:

  • «Учим куклу говорить»
  • «Обед для куклы»
  • «Игрушки куклы Люси»
  • «Дай задание кукле»
  • «Что делает кукла»

На втором этапе формируется речь, состоящая из простых фраз на фоне обогащения активного словаря. Постепенно ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия. Игры и упражнения ребёнок может выполнять совместно с педагогом.

Проводятся следующие виды игр:

  • Игра «Жадина»

Цель: упражнять детей в согласовании существительных  с местоимениями.

Ход игры: педагог одевает куклу себе на руку и предлагает детям ответить на вопросы (например: «Чей шарф, чья кофта? и т.д.).

  • Игра «Прятки»

Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в речи и ориентировке в пространстве.

Ход игры: кукла предлагает детям сказать, где она находится (например: под стулом, на стуле и т. д.).

  • Игра «Повтори не ошибись»

Цель: расширять активный словарь и слуховую память детей.

Ход игры: кукла предлагает детям послушать и запомнить несколько слов. А затем повторить их в правильном порядке (например: штаны, кофта. куртка. юбка).

  • Игра «Лишнее слово»

Цель игры: развивать фонематические процессы, восприятие и различение схожих слов на слух.

Ход игры: кукла предлагает детям выбрать из 4 произнесенных педагогом слов лишнее (санки, банки, санки, санки).

  • Игра «Подели словечко»

Цель игры: работать над слоговой структурой слова.

Ход игры: кукла предлагает детям поделить слово на части и поместить его в нужный домик (например: зи-ма, лед).

  • Игра «Пропой словечко»

Цель игры: работать над фонематическими процессами, упражнять детей в выделении гласных на фоне коротких слов.

Ход игры:  кукла предлагает детям посмотреть на картинки с изображением предметов, затем пропеть название и поместить карнку в нужное поле (например: А – мак, бак, лак; У – лук, сук, суп).

  • Игра «Закончи предложение»

Цель игры: учить детей грамматически правильно строить предложение.

Ход игры: кукла предлагает детям посмотреть на картинку, послушать начало предложения и продолжить его.

На протяжении всего общения с куклой дети испытывают определенные положительные эмоции, которые влияют на их настроение, самочувствие и отношение к самому занятию. Когда дети испытывают радость, то все, что происходит вокруг них, воспринимается с позитивом. Они с удовольствием делают задания и упражнения. У них быстрее совершенствуются знания, умения и навыки.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.