Из опыта работы
«Авторская кукла как средство активизации речевой деятельности у дошкольников среднего возраста с ТНР»
Медникова Наталья Александровна,
учитель-логопед МБДОУ №10;
Платонова Оксана Николаевна,
Воспитатель МБДОУ №10,
г.Апатиты Мурманской обл.
В последнее время педагоги все чаще сталкиваются с безречевыми детьми. В нее входят дети с моторной и сенсорной алалией, с временной задержкой речевого развития, ранним детским аутизмом, интеллектуальной недостаточностью, детским церебральным параличом, нарушением слуха. Однако, для всех этих детей характерны отсутствие мотивации к речевой деятельности, недостаточность базовых представлений о значениях предметов и явлений окружающей действительности, несформированность коммуникативной, регулирующей, планирующей функции речи, недостаточность сенсомоторного уровня речевой деятельности.
Одним из направлений в коррекционной работе является куклотерапия. Перчаточные куклы помогают вызывать положительные эмоции и постепенно ослаблять нервное напряжение у детей, а также помогает преодолеть коммуникативные зажимы, речевой негативизм, стимулирует речевую активность неговорящих детей.
На начальном этапе коррекционной работы является создание механизмов речевой деятельности, воспитание речевой активности, формирование пассивного и активного словаря, доступного пониманию и воспроизведению. Ведется работа над простой фразой, формируются психофизиологические предпосылки речевой деятельности и первоначальные навыки в ситуации общения.
Проводятся следующие виды игр с авторской куклой Люсей:
- «Учим куклу говорить»
- «Обед для куклы»
- «Игрушки куклы Люси»
- «Дай задание кукле»
- «Что делает кукла»
На втором этапе формируется речь, состоящая из простых фраз на фоне обогащения активного словаря. Постепенно ведется работа над распространением предложений, их грамматическим оформлением, над диалогом и рассказом описательного характера, формируются высказывания как основные единицы речевого действия. Игры и упражнения ребёнок может выполнять совместно с педагогом.
Проводятся следующие виды игр:
- Игра «Жадина»
Цель: упражнять детей в согласовании существительных с местоимениями.
Ход игры: педагог одевает куклу себе на руку и предлагает детям ответить на вопросы (например: «Чей шарф, чья кофта? и т.д.).
- Игра «Прятки»
Цель: упражнять детей в правильном употреблении предлогов в речи и ориентировке в пространстве.
Ход игры: кукла предлагает детям сказать, где она находится (например: под стулом, на стуле и т. д.).
- Игра «Повтори не ошибись»
Цель: расширять активный словарь и слуховую память детей.
Ход игры: кукла предлагает детям послушать и запомнить несколько слов. А затем повторить их в правильном порядке (например: штаны, кофта. куртка. юбка).
- Игра «Лишнее слово»
Цель игры: развивать фонематические процессы, восприятие и различение схожих слов на слух.
Ход игры: кукла предлагает детям выбрать из 4 произнесенных педагогом слов лишнее (санки, банки, санки, санки).
- Игра «Подели словечко»
Цель игры: работать над слоговой структурой слова.
Ход игры: кукла предлагает детям поделить слово на части и поместить его в нужный домик (например: зи-ма, лед).
- Игра «Пропой словечко»
Цель игры: работать над фонематическими процессами, упражнять детей в выделении гласных на фоне коротких слов.
Ход игры: кукла предлагает детям посмотреть на картинки с изображением предметов, затем пропеть название и поместить карнку в нужное поле (например: А – мак, бак, лак; У – лук, сук, суп).
- Игра «Закончи предложение»
Цель игры: учить детей грамматически правильно строить предложение.
Ход игры: кукла предлагает детям посмотреть на картинку, послушать начало предложения и продолжить его.
На протяжении всего общения с куклой дети испытывают определенные положительные эмоции, которые влияют на их настроение, самочувствие и отношение к самому занятию. Когда дети испытывают радость, то все, что происходит вокруг них, воспринимается с позитивом. Они с удовольствием делают задания и упражнения. У них быстрее совершенствуются знания, умения и навыки.