Подарок для лисички

Конспект образовательной деятельности

«Подарок для лисички»

для детей средней группы

 

Ильина Ольга Владимировна,

воспитатель  МБДОУ № 11,

г. Новочебоксарск Чувашской Республики

 

Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, познавательное развитие.

Задачи:

Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»:

Воспитывать позитивное отношение к людям чувашской национальности.

Развивать самостоятельность, творчество детей.

Образовательная область «Познавательное развитие»:

Продолжать воспитывать любовь детей к родному краю.

Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»:

Продолжать развивать способность восприятия и понимания художественного образа произведений узорного ткачества на основе формирования у детей элементарных представлений об их выразительных средствах (узорах, цветах, композиции).

Познакомить с элементом чувашского орнамента и его смысловым значением: солнце.

Способствовать формированию умения детей рисовать чувашский узор, изображающий солнце.

Образовательная область  «Физическое развитие»:

Формировать умение выполнять ведущую роль в подвижной игре, осознанно относиться к выполнению правил игры, умение поддерживать дружеские взаимоотношения со сверстниками.

Методы и приемы:

Практические (подвижная игра «Луна и солнце»)

Наглядные (рассматривание слайдов, показ воспитателем приема рисования чувашского узора)

Словесные (коммуникативные ситуации, чтение чувашских поговорок и стихотворений).

Предварительная работа:

Посещение национального музея в городе, рассматривание узоров на иллюстрациях и образцах ткачества, чтение чувашской литературы, выполнение аппликаций чувашских узоров солнца.

Материалы и оборудование:

Мультимедийная установка, динамическая модель создания образа-символа чувашского узора солнца, плоскостные бумажные шаблоны фартука,  кисти для рисования, гуашь, стаканчики с водой, салфетки на каждого ребенка.

 

Ход образовательной деятельности:

Воспитатель приглашает ребят в группу, к экрану мультимедийной установки.

Воспитатель: Ребята, к нам кто-то спешит в гости.

(На экране появляется медвежонок  Кеша – герой мультсериала «Ми-ми- мишки». Он здоровается с ребятами).

Коммуникативная ситуация.

— Ребята, сегодня утром Кеша проснулся, вышел из своего дома и обнаружил на двери странный символ.

Показ слайда с символом, изображающим солнце.

Кеша хочет узнать у нас, что обозначает этот символ. Давайте ему поможем, расскажем, что же этот символ обозначает, на что он похож.

(Ответы детей).

Воспитатель: Чувашские мастера таким узором изображали лучистое солнце. Посмотри, Кеша, какие красивые вещи делали наши предки.

(Показ слайдов – одежда чувашей, элементы одежды).

Вещь без вышивки в дом не входила. Она от болезней исцеляет, — так говорили раньше, — Вышивка оберегает дом и хозяев от беды.

«Краше нет народной вышивки,

И подружки не волнуются:

От души узоры вышили-,

Все на свете залюбуются

Девушки – красавицы,

Край чувашский славится

Светлыми зорями,

Яркими узорами».

— А ты знаешь, Кеша, есть такое чувашское народное выражение: «Из-за леса взошло солнце, и день стал прекрасным».

— Ребята, а как вы понимаете эти слова? Почему день становится прекрасным, когда солнце всходит?

(Ответы детей).

— Правильно. Чуваши рассматривали солнце как красу дня. По представлению чувашского народа, жизнь зависит от сияния солнца. Изображение солнца – это добрый знак. Узор солнца, можно сказать, это «добрый знак», это пожелание добра, счастья дому, человеку. Именно поэтому, так часто мы видим этот «добрый узор» в центре вещи.

— Видишь, Кеша, как много наши ребята знают. А они еще и поиграть с тобой хотят в чувашскую народную игру «Луна и солнце».

Подвижная народная игра «Луна и солнце».

Выбирают двух ведущих. Они договариваются между собой, кто из них луна, а кто солнце. К ним по одному подходят игроки, стоящие до этого в стороне. Тихо, чтобы не услышали другие, выбирают луну или солнце. Таким образом, дети делятся на две команды. Игроки выстраиваются в две команды за своими капитанами, обхватив стоящего впереди за пояс. Команды стараются перетянуть друг друга через черту между ними. Перетягивание происходит весело, эмоционально даже тогда, когда команды оказываются неравными.

Правила игры. Проигравшей считается команда, капитан которой переступил черту при перетягивании.

Кеша: Ой, ребята, как с вами весело. А я ведь чуть не забыл, что у Лисички скоро день рождения. А она так любит красиво одеваться. Я решил подарить ей фартук, украшенный узором солнца. Только вот боюсь, что не успею к празднику. Помогите мне, пожалуйста, нарисовать этот орнамент на фартуке в подарок Лисичке. Поможете?

(Дети соглашаются).

Показ воспитателем приема рисования узора, изображающего солнце.

сначала нужно нарисовать квадрат, поставленный на угол. Для этого сверху, внизу, слева и справа заготовки фартука следует расставить точки так, чтобы после их соединения получился квадрат;

лучи солнца надо рисовать на равном расстоянии друг от друга. Сделать это можно так: от каждого угла квадрата провести по две линии как продолжение квадрата. Затем найти середину каждой стороны и нарисовать еще по одному лучу;

(На слайде показ динамической модели создания образа-символа чувашского узора).

Дети берут шаблоны фартуков и занимают места за столами.

Перед работой вспоминаем правила работы:

— Как мы набираем краску на кисть?

— Для чего нам нужны салфетки?

— Не забываем тщательно промывать кисть в ходе работы.

(Индивидуальная помощь затрудняющимся детям. Воспитатель показывает на своем шаблоне).

Воспитатель: Ну, вот, Кеша, какие замечательные, яркие фартуки получились у наших ребят.

(Дети раскладывают свои работы на отдельном столе, чтобы они подсохли.  Рассматривают их.)

Медвежонок: Ребята, спасибо за помощь. Ваши фартуки такие красивые. Они обязательно понравятся Лисичке. Ну, а мне пора возвращаться в свой лес.  (Ребята прощаются с Кешой).

Воспитатель хвалит и благодарит ребят и предлагает помочь убрать свои рабочие места.

Список использованной литературы:

  1. Веракса Н.Е., Комарова Т.С., Васильева М.А. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная программа дошкольного образования. М., 2015.
  2. Васильева Л.Г. Дошкольникам о чувашском прикладном искусстве. Чебоксары,1994.
  3. Васильева Л.Г. Чувашское орнаментальное и устное народное творчество дошкольникам. Чебоксары, 2001.
  4. Васильева Л.Г. Детское орнаментальное творчество. Чебоксары, 2015
  5. Хрестоматия. Чебоксары, 2006
  6. Васильева Л.Г. Познание дошкольниками искусства чувашского орнамента. Чебоксары, 2002.
  7. Чувашские детские игры. Методическое пособие. Чебоксары, 1990.
  8. Васильева Л.Г. Чувашский орнамент в рисунках и аппликациях дошкольников. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2006.
  9. Васильева Л.Г. Загадочный мир народных узоров. Учебно-методическое пособие. Чебоксары, 2005.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.