Воспитателю о теории речевой деятельности

vospitatel

Основой теоретической подготовки воспитателя в области речевого развития должно быть знание закономерностей усвоения языка и формирования речевой способности ребенка.
Психологическая природа речи раскрыта А.Н. Леонтьевым (на основе обобщения этой проблемы Л.С. Выготским)
«Речевая деятельность – активный, целеустремленный процесс, опосредованный языковой системой и обусловливаемый ситуацией, процесс принятия и передачи сообщений» (И.А.Зимняя)
В соответствии с теорией речевой деятельности развитие речи ребенка можно рассматривать как процесс постепенного освоения речевой деятельности в единстве всех ее компонентов.
Основные компоненты речевой деятельности:
мотив, обеспечивающий потребность ребенка включиться в речевую деятельность;
цель, в которой прогнозируется будущий результат деятельности;
содержание, которое представлено в виде знаний, впечатлений, переживаний и желаний ребенка;
средства, позволяющие облечь мысль в форму речевого высказывания, понятного для слушателя;
результат, в качестве которого выступает речевая форма.
Важным условием активности ребенка в деятельности является развитие его мотивационно-потребностной сферы. Потребность в общении рассматривается как предпосылка освоения данной деятельности. Коммуникативный мотив, возникающий в первые месяцы жизни ребенка, сохраняется и занимает приоритетное положение в период всего раннего детства. Потребность во внимании взрослого, в его помощи и одобрении мотивирует (стимулирует) речевую активность малыша при условии инициативы со стороны взрослого.
В младшем дошкольном возрасте появляются самостоятельные попытки ребенка выступить инициатором общения, при этом, как правило, ребенок реализует потребность передать свои эмоции, впечатления, желания.
Это свидетельствует о становлении нового мотива речевой деятельности – экспрессивного. На этом возрастном этапе задачей педагога является создание условий для появления и развития экспрессивного мотива путем использования ярких, звучащих игрушек, специальных приемов (сюрпризные моменты, игровые ситуации, обыгрывание игрового персонажа и т.д.).
В среднем дошкольном возрасте главные позиции занимает познавательно-побудительный мотив. Создание ситуации необходимости совместного выполнения поручения, задания, игрового действия «провоцирует» активную речь детей.
Не менее важно и развитие познавательной активности ребенка. Педагог не только поддерживает возрастное любопытство, но и специальными педагогическими приемами стимулирует познавательную и речевую активность детей:
• отгадывание описательных загадок о предметах и объектах;
• создание проблемных ситуаций в процессе бытового общения и обучения;
• организация элементарной поисковой деятельности детей.
В старшем дошкольном возрасте активность речи ребенка обеспечивается уже целой группой мотивов:
коммуникативным,
— экспрессивным,
— познавательно-побудительным,
— информационным,
— семантическим.
Ведущую роль среди них играют информационный и семантический мотивы.
Семантический мотив – потребность старшего дошкольника обозначить, зафиксировать и сохранить результаты своей речевой деятельности. Поэтому в старшей и подготовительной группах для ребенка становится важным, чтобы воспитатель записал (на магнитофон, в альбом) придуманную им историю, сказку, загадку, считалку.
Задача педагога на этом этапе: обогащение познавательного, литературного, деятельностного опыта ребенка.
Об информационном мотиве можно сказать просто: чем больше информации получит ребенок, тем сильнее будет его потребность поделиться ею со сверстниками и взрослыми, тем активнее станет его речь.
В старшем возрасте большое значение приобретает планирующий мотив речевой деятельности. У ребенка возникает необходимость прогнозировать результаты своей деятельности, планировать ее ход.
Задача педагога в этот период – стимулирование планирующей функции речи в разных видах деятельности: прежде, чем приступить к рисованию, игре, строительству, выполнению поручения, надо, чтобы ребенок рассказал о замысле, о предполагаемом сюжете.

Следующим компонентом речевой деятельности выступает – цель.
В младшем возрасте дошкольник способен лишь принять цель речевой деятельности, поставленную взрослым. Очень важно, чтобы поставленная цель соответствовала наглядно представленной ситуации речевого общения, чтобы постановка цели совпадала с наличием сильного экспрессивного или коммуникативного мотива. Например, ребенок трех лет соглашается рассказать игровому персонажу Хрюше о том, что делают игрушки в игровом уголке, или сходить в гости к игрушкам.
Самостоятельная же позиция в целеполагании появляется у ребенка в среднем дошкольном возрасте. Ребенок четырех лет сам предлагает взрослому послушать его рассказ о приезде бабушки, об игрушке и т.п. Воспитателю же важно не только поддержать инициативу и самостоятельность целеполагания, но и помочь ребенку в реализации этой цели в его речевой деятельности при помощи вопросов, подсказок слова или фразы.

Содержанием речевой деятельности человека могут быть знания, впечатления, эмоции, желания.
В младшем дошкольном возрасте содержанием самостоятельной речевой активности часто выступают эмоции, желания, жалобы. Именно это содержание соответствует ведущему в этом возрасте экспрессивному мотиву речевой деятельности. Задача воспитателя: стремиться усилить познавательный компонент в содержании речи малыша посредством организации ситуативно-делового общения с ребенком.
В связи с этим, содержанием речевого общения могут быть:
• представления ребенка о предметах окружающей обстановки;
• знания об игровых и предметных действиях.
В среднем дошкольном возрасте познавательный и литературный опыт ребенка становится значительно богаче, углубляются знания о предметах и явлениях окружающего мира. Характер общения в этот период – внеситуативно-познавательный. Все чаще темой для разговора с детьми становятся прошедшие события (праздничный утренник, катание на санках в выходной день и т.д.); будущие открытия ребенка (куда прячется солнце, откуда падает снег на землю).
Задача воспитателя: с вниманием и уважением относиться к интересам детей, включаться в разговор с ними, отвечать на их вопросы, помогать искать ответы самостоятельно.
У детей шестого и  седьмого года жизни наблюдаются изменения в характере общения со взрослым. Ребенок переходит на новый этап внеситуативно-личностного общения, который характеризуется
— возрастанием интереса детей к проблеме взаимоотношений между людьми;
— к проявлениям личностных особенностей человека;
— к интересу в общении с окружающими и т.д.
Распространение сферы интересов ребенка на социальную область находит свое отражение в содержании его речевой деятельности.
Таким образом, в период дошкольного детства происходит накопление содержания для речевой деятельности ребенка за счет расширения круга его представлений об окружающей действительности, развития эмоциональной сферы и становления ценностной ориентации.

Основным средством речевой деятельности является язык в единстве всех его сторон:
• грамматической,
• лексической,
• фонетической,
• синтаксической,
• морфологической.
Дополнительными средствами речевой деятельности выступают невербальные способы передачи мыслей: жесты, мимика, пантомимика, которые усиливают речевое воздействие на собеседника, дополняют и эмоционально окрашивают содержание речи.
В младшем возрасте невербальные средства занимают ведущее место в системе средств речевой деятельности. Речь малыша не столько сообщает, сколько изображает.
К среднему дошкольному возрасту роль невербальных средств речи снижается за счет расширения языковых возможностей ребенка. Выразительность обеспечивается за счет средств интонационной выразительности: правильное речевое дыхание, сила голоса, ритм, темп, тембр, дикция и т.д.
В старшем возрасте арсенал средств речевой деятельности значительно пополняется за счет роста словарного запаса, овладения сложными речевыми формами, использования эпитетов, сравнений, метафор, гипербол и др.

Результатом речевой деятельности выступают высказывания, облеченные в определенную речевую форму.
В младшем дошкольном возрасте это могут быть неполные повествовательные или восклицательные предложения, при помощи которых ребенок отвечает на вопрос воспитателя или высказывает свое желание.
Дети среднего возраста начинают осваивать форму сложного предложения, затем учатся составлять описательные рассказы о наглядно представленном предмете или объекте, с помощью воспитателя пересказывать знакомые сказки, самостоятельно формулировать вопрос.
В старшей группе дети активно осваивают разные виды повествовательных рассказов (по картинке, по игрушкам, по модели, по плану воспитателя и т.д.).
В подготовительной – упражняются в сочинении творческих повествовательных и описательных рассказов, осваивают форму речи – доказательства.
Дети старшего дошкольного возраста могут объективно оценить результат своей речевой деятельности и готовы к работе над его совершенствованием.

Методику развития речи Вы можете скачать на странице  «Библиотека» в разделе «Речевое развитие».

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

 

 

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.