Из опыта работы
«Досуговые формы работы с семьями воспитанников
в свете реализации ФГОС ДО»
Обиходова Лилия Игоревна,
учитель-логопед МАДОУ № 75
г. Березники Пермского края
Одной из форм совместной деятельности логопеда, родителей и детей является досуговая деятельность.
Досуговое направление в работе с родителями оказалось самым привлекательным, востребованным, полезным, но и самым трудным в организации.
Это объясняется тем, что любое совместное мероприятие позволяет родителям: увидеть изнутри проблемы своего ребенка, трудности во взаимоотношениях; апробировать разные подходы; посмотреть, как это делают другие, то есть приобрести опыт взаимодействия не только со своим ребенком, но и с родительской общественностью в целом.
Цель: Вовлечение семьи в единое образовательное пространство.
Задачи:
- Создание условий для благоприятного климата взаимодействия с родителями
- Активизация и обогащение воспитательных и образовательных умений родителей
- Реализация единого подхода к воспитанию и обучению детей в семье и детском саду на основе Федеральных государственных требований
Решая поставленные задачи, я решила сблизить детей и родителей, показать родителям, что их дети творческие, способные, но они требуют внимания и партнерских отношений.
Основные формы работы с родителями:
- Присутствие родителей на досуговых мероприятиях в качестве зрителей
- Участие родителей в подготовке досуговых мероприятий
- Непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях
Организация совместного досуга – работа трудная, не имеющая готовых технологий и рецептов. Её успех определяется интуицией, инициативой и терпением педагога, его умением стать профессиональным помощником в семье.
Чтобы эти мероприятия стали обучающими для детей и родителей, был разработан определенный алгоритм подготовки к семейным праздникам.
Алгоритм подготовки:
- Выделение цели и задач мероприятий для детей, родителей и педагогов
- Консультации для родителей
- Составление плана проведения мероприятия и участия в нем родителей
- Распределение ролей взрослых
- Составление памяток – помощниц
- Индивидуальные встречи и консультации
- Изготовление атрибутов, пособий
Организованная система взаимодействия учителя-логопеда с родителями позволяет им стать более грамотными, осознанно и действенно, а главное – творчески участвовать в процессе коррекции речи детей и их воспитании.
Участие семей в конкурсах не только обогащает семейный досуг, но и объединяет детей и взрослых в общих делах.
Праздник в детском саду – это радость, веселье, торжество, которое разделяют и взрослые, и дети.
«Пусть каждый припомнит свое детство
И он увидит, что праздник для ребенка совсем не то, что для нас.
Что это действительно событие в годовой детской жизни,
И что ребенок считает дни от праздника до праздника,
Как мы считаем свои годы от одного важного события до другого».
К.Д. Ушинский
Пожалуй, наиболее продуктивный для речевого развития ребенка и самый веселый и эмоциональный вид деятельности – непосредственное участие родителей в досуговых мероприятиях. Они могут делиться своим речевым опытом, активно участвовать в коррекции и автоматизации произношения ребенка, эмоционально поддерживать его речевую деятельность.
Инновационные формы по организации досуговой деятельности
дошкольников с нарушениями речи в условиях ДОУ предполагают:
- Активную позицию родителей
- Партнерство с педагогами
- Инициативность в процессе сотрудничества
- Побуждение к действиям и применение в семейной среде
Необычная, инновационная форма взаимодействия вызывает у родителей интерес, помогает лучше понять свою роль в процессе автоматизации звуков у ребенка, развития его речи.
Ведь грамотная, четкая, чистая речь – не дар, она приобретается благодаря совместным усилиям родителей и педагогов.
Таким образом, различные досуговые мероприятия значительно улучшают качество произношения, положительно влияют на эмоциональную окраску речи детей, раскрепощают дошкольников в общении, помогают в усвоении программного материала.
Предлагаю вашему вниманию фоторепортаж совместного логопедического досуга в старшей группе детей с ОНР по итогам изучения лексической темы «Зима» на материале малых фольклорных форм «В гостях у Дуняши».
Цель: Создание доверительных отношений и вовлечение в совместную деятельность
Задачи:
Образовательные:
— обобщение знаний по теме «Зима»
— знакомство с жанрами малых фольклорных форм
— формирование смыслового и художественного восприятия
— формирование навыков инсценировки, развитие мимики,
пластики, выразительности движений.
Развивающие:
— развитие коммуникативных навыков, умения взаимодействия в коллективе
— создание положительного эмоционального настроения, развитие любознательности
— совершенствование навыков вежливого обращения детей ко взрослым
— навык самоконтроля за речью
— развитие общей и мелкой моторики
— продолжать учить детей укреплять свое здоровье с помощью дыхательной гимнастики и точечного массажа
— продолжать развивать двигательную и речевую активность, ориентировку в пространстве
— приучать к самостоятельному выполнению правил
Воспитательные:
— воспитание интереса к быту русского народа
— любви и уважения к русским традициям, воспитание патриотизма
— воспитывать чувство ответственности за свое здоровье
Участники:
Дети старшей группы с Общим недоразвитием речи, родители,
учитель-логопед в роли Дуняши: Обиходова Лилия Игоревна.
Оборудование
Вертушки, снежок, нотки – звуки, медальки – награждения
Магнитофон, экран, проектор
Презентация «В гостях у Дуняши»
Детские русские народные костюмы
Дуняша – учитель – логопед, на презентации – воспитатель группы
Родители:
Сказка: Ведущая, Ветер, Солнце, Мороз, Старик
Герои: Зима, Петрушка, Снеговик.
Звучит песня «Как вставала я ранешенька»
дети с родителями проходят в зал,
Танцуют вместе с Дуняшей в кругу.