Капустные посиделки

Сценарий праздника

«Капустные посиделки»

(Проводы осени для детей и родителей подготовительной группы)

Желтышева Ольга Викторовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 1,

г. Карпинск Свердловской обл.

Программное содержание: познакомить детей с традиционным осенним праздником «Капустник». Историей его возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре через малые фольклорные формы. Развивать творческие способности детей, желание выступать. Приобщать родителей воспитанников к участию в мероприятиях детского сада.

Зал празднично украшен и разделён на две зоны.

Вед: Разойдись, честной народ!

         Не пыли дорожка!

         К нам ребята идут

         Погулять немножко!

Дети входят в зал, исполняя хоровод

  • Танец «Хоровод»

(СД «Осень-1», № 8), перестраиваются в полукруг

Вед: К нам гости пришли,

        Дорогие пришли!

        Мы вас ждали, поджидали,

        Дружно песни распевали!

  • Песня «Ой, ли, да ты калина моя»

(РНП в обработке Т. Ротмистровской, сб. «Муз. рук», № 4, 2006 г., стр. 68)

Реб.1: Осень, как и лето,
           Тоже время года.
           Жёлтый лист с рассвета,
           И с дождём погода.
                 И с утра ненастье,
                 И с утра прохлада.
                 Клёна лист на счастье –
                 Осени награда.
Реб.2: На листке кленовом
           Солнца луч играет,
           В царство снега снова
           Осень приглашает.
                          Л. Луканова

Реб.3:  Закачались, зашумели в тёмной чаще сосны, ели!
            Встрече с ветром очень рады: он вручает им награды!
Реб.4: Прикрепляет «Орден Клёна» на мундир сосне зелёной.
           Орден красный, вырезной, с  золотистою каймой!
Реб.5: И по пригоршне медалей  каждой ели ветры дали!
           Золотых да  розовых – «Осиновых», «Берёзовых»!

                                                       (А. Шевченко «Осеннее награждение»)

Реб.6: Листья улетели вслед за птичьей стаей.
           Я по рыжей осени день за днём скучаю.

           Небо загрустило, солнце унывает…
          Жаль, что осень тёплой  долго не бывает!

                                              (Н. Самоний «Грустная осень»)

Реб.7: Но не будем грустить, детвора!

           Про Осень – непогодицу нам запеть пора!

  • Песня «Непогодица»

(Муз. и сл. Е. Гомоновой, стр. 102)

Вед: Праздники осенью разные бывают

         И поэтому их вот как называют:

Дети (по очереди): Пир овощей!

         Осенний бал!

         День листопада!

         Осенний карнавал!

         А, может быть, арбузник?

Вед:  А наш мы назовём…

Все:  КАПУСТНИК!

Вед: У нас на Руси капусту уважают?

Дети: ДА!

Вед:  Её за обе щёки ребята уплетают?

Дети: ДА!

Вед:  С ней делают салаты, супы, голубцы?

Дети: ДА!

Вед:  Едите вы капусту?

Дети: ДА!

Вед: Тогда вы молодцы! Сегодня на нашем капустнике пройдут весёлые конкурсы, а победит тот, кто быстрее украсит свои капустные кочаны разноцветными бантиками.

Вед:  В народе говорят: «Что сентябрь пропах яблоками, а октябрь капустой».

Начинался «Капустник» с середины октября и длился около двух недель. Девушки ходили из дома в дом, рубить капусту, засаливали её в кадки. Но при этом умели, и повеселиться: пели песни, весёлые частушки, водили хороводы. А хозяева угощали их вкусными пирогами с капустой. Итак, наша капуста сегодня «именинница». И мы для неё споём «Каравай».

  • Хоровод «Каравай для капусты»

Дети и родители объединяются в две команды

Деревня «Сосновка» и Деревня «Берёзовка»

Вед: Итак, первый конкурс – «Пословицы и стихи про капусту».

К.1: «Для чего огород городить, коль капусту не садить».

К.2: «Ни один рот без капусты не живёт».

К.1:«Капуста любит воду да хорошую погоду».

К.2: «Без капусты в огороде пусто».

1.  Есть  капуста русская

    Твёрдая, сочная и вкусная.

2.  Познакомьтесь, вот капуста не сельская, а брюссельская.

1.  Вот капуста брокколи,

     А вы такую пробовали?

2.  Вот кольраби – сорт капусты,

     Сорт капусты не простой.

     Состоит из кочерыжки –

     Вкусной сочной и большой.

  1.  Моя капуста вот такая

           И зовётся она цветная.

  •  А у меня капуста красная,

           И на вкус она прекрасная.

  1.  Моя капуста не тайская,

           А зовётся она китайская.

  •  У меня капуста не земная,

           А зовётся она морская

Родители обеих команд соотносят названия видов капусты с изображением.

За правильные ответы и выразительное чтение команды получают бантики для украшения капусты.

Вед: Сяду рядышком на лавке,

         Вместе с вами посижу,

         Загадаю вам загадку

         Кто смышлёней погляжу!

Итак, второй конкурс – «Осенние загадки для детей»

1. Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зелёный, завила оборки густо, а зовут её …(капуста)

2.  Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком? (огурцы)

3. Длинный оранжевый нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зелёные пятки? (морковь)

4. Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (лук)

5. И зелен, и густ, на грядке вырос куст, покопай немножко, под кустом растет…(картошка)

6. С ветки в речку упадёт и не тонет, а плывёт.  (осенний лист)

7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.

    Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц)

8. Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,

    Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,

     Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)

Командам раздаются бантики

Вед: Эй, весёлый народ,

         Не стой у ворот!

         Выходи веселей,

         Попляши для гостей!

  • Танец «У реки»

(Муз. Б. Карамышева, сб. «Зайцы», стр. 196), ДЕТИ СЕЛИ НА МЕСТА

Вед: Чтобы взрослые не скучали

         От зари и до зари,

         Предлагаю поиграть

         И стихи им досказать!

Итак, третий конкурс для взрослых — «Доскажи словечко»:

  1. В малине понимает толк Хозяин леса страшный… (Медведь)
  2. Клубком свернулся, ну-ка тронь! Со всех сторон колючий… (Еж)

                3.Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит… (Дятел)

                 4. Под луною песни петь сел на веточку… (Соловей)

                        5. Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (Белка)

Вед: Молодцы, отлично справились! Получайте бантики на свои кочаны!

А сейчас следующее задание! Кто угадает вес капусты, тот и победил!

Ход: взрослые и дети передают друг другу кочан капусты, озвучивая её вес, кто угадал – принёс команде очередной бантик

Вед: Что ж, пора нам поиграть,

         Своё счастье испытать!

         Выходи, народ, вставай,

         Да с платочками сыграй!

  • Музыкальная игра «Кто быстрее возьмёт платочек»

(Сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», толст., стр. 279  ), затем играют взрослые

Вед: Хорошо мы поиграли,   

         А продолжить, не пора ли?

Дети: Пора!

Вед: Следующий конкурс – «Угадай мелодию»

Ход: командам по очереди звучит начало песен, которые они должны угадать. За победу в конкурсе команда получает бантик.

Вед: Если в лес, друзья, пойдёте,

        Вы его всегда найдёте,

        Соберёте в кузовок,

        В шляпе вкусненький….. (Грибок!).

Следующий конкурс —   «Паровозик»»

Ход: на полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по «извилистой тропинке» (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:

— не уронила ни один гриб;

— не потеряла ни одного участника;

— быстрее оказалась у финиша.

За победу команда получает бантик

Вед: Песни вновь идёт черёд,

         Выходи, честной народ!

         Нам вы спойте про базар,

         Про базар и самовар!

  • Песня «Поехал наш батюшка на базар»

(РНП, сб. «Музыкальный руководитель», № 3 2008 г., стр. 42)

Вед: У нас остался ещё один бантик, вот!

        А получит его тот, кто больше блюд из капусты назовёт!

Следующий  конкурс«Назови блюдо из капусты»

Ход: команды по очереди называют блюда из капусты, побеждает та команда, чьё блюдо будет последним.

Подводится итог: чья команда набрала больше бантиков для своей капусты

Вед: Ой, уже совсем стемнело!  Что ж, спасибо, скажем,  смело

         Тебе, капуста белая, вкусная и спелая!

         Ты дождями умывалась, в триста платьев одевалась

         Будем кушать да хвалить,

Все: да спасибо говорить!

Вед: На прощанье разрешите всех оркестром удивить!

  • Деревянный оркестр

(СД «Оркестр – 2», № 10)

Вед: Всё хорошее, друзья,

         Иногда кончается.

         Пусть же праздники всегда

         В жизни продолжаются!

             До новых встреч!

Праздник окончен. Под весёлую музыку дети и родители уходят из зала.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.