Сценарий праздника
«Капустные посиделки»
(Проводы осени для детей и родителей подготовительной группы)
Желтышева Ольга Викторовна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 1,
г. Карпинск Свердловской обл.
Программное содержание: познакомить детей с традиционным осенним праздником «Капустник». Историей его возникновения и особенностями празднования. Приобщать к народной культуре через малые фольклорные формы. Развивать творческие способности детей, желание выступать. Приобщать родителей воспитанников к участию в мероприятиях детского сада.
Зал празднично украшен и разделён на две зоны.
Вед: Разойдись, честной народ!
Не пыли дорожка!
К нам ребята идут
Погулять немножко!
Дети входят в зал, исполняя хоровод
- Танец «Хоровод»
(СД «Осень-1», № 8), перестраиваются в полукруг
Вед: К нам гости пришли,
Дорогие пришли!
Мы вас ждали, поджидали,
Дружно песни распевали!
- Песня «Ой, ли, да ты калина моя»
(РНП в обработке Т. Ротмистровской, сб. «Муз. рук», № 4, 2006 г., стр. 68)
Реб.1:
Осень,
как и лето,
Тоже время года.
Жёлтый лист с рассвета,
И с дождём погода.
И с утра ненастье,
И с утра прохлада.
Клёна лист на счастье –
Осени награда.
Реб.2: На листке кленовом
Солнца луч играет,
В царство снега снова
Осень приглашает.
Л. Луканова
Реб.3: Закачались, зашумели в тёмной чаще сосны,
ели!
Встрече с ветром очень рады:
он вручает им награды!
Реб.4: Прикрепляет «Орден Клёна» на
мундир сосне зелёной.
Орден красный, вырезной, с золотистою каймой!
Реб.5: И по пригоршне медалей каждой ели ветры дали!
Золотых да розовых – «Осиновых», «Берёзовых»!
(А. Шевченко «Осеннее награждение»)
Реб.6: Листья улетели вслед
за птичьей стаей.
Я по рыжей осени день за днём
скучаю.
Небо загрустило, солнце унывает…
Жаль, что осень тёплой долго
не бывает!
(Н. Самоний «Грустная осень»)
Реб.7: Но не будем грустить, детвора!
Про Осень – непогодицу нам запеть пора!
- Песня «Непогодица»
(Муз. и сл. Е. Гомоновой, стр. 102)
Вед: Праздники осенью разные бывают
И поэтому их вот как называют:
Дети (по очереди): Пир овощей!
Осенний бал!
День листопада!
Осенний карнавал!
А, может быть, арбузник?
Вед: А наш мы назовём…
Все: КАПУСТНИК!
Вед: У нас на Руси капусту уважают?
Дети: ДА!
Вед: Её за обе щёки ребята уплетают?
Дети: ДА!
Вед: С ней делают салаты, супы, голубцы?
Дети: ДА!
Вед: Едите вы капусту?
Дети: ДА!
Вед: Тогда вы молодцы! Сегодня на нашем капустнике пройдут весёлые конкурсы, а победит тот, кто быстрее украсит свои капустные кочаны разноцветными бантиками.
Вед: В народе говорят: «Что сентябрь пропах яблоками, а октябрь капустой».
Начинался «Капустник» с середины октября и длился около двух недель. Девушки ходили из дома в дом, рубить капусту, засаливали её в кадки. Но при этом умели, и повеселиться: пели песни, весёлые частушки, водили хороводы. А хозяева угощали их вкусными пирогами с капустой. Итак, наша капуста сегодня «именинница». И мы для неё споём «Каравай».
- Хоровод «Каравай для капусты»
Дети и родители объединяются в две команды
Деревня «Сосновка» и Деревня «Берёзовка»
Вед: Итак, первый конкурс – «Пословицы и стихи про капусту».
К.1: «Для чего огород городить, коль капусту не садить».
К.2: «Ни один рот без капусты не живёт».
К.1:«Капуста любит воду да хорошую погоду».
К.2: «Без капусты в огороде пусто».
1. Есть капуста русская
Твёрдая, сочная и вкусная.
2. Познакомьтесь, вот капуста не сельская, а брюссельская.
1. Вот капуста брокколи,
А вы такую пробовали?
2. Вот кольраби – сорт капусты,
Сорт капусты не простой.
Состоит из кочерыжки –
Вкусной сочной и большой.
- Моя капуста вот такая
И зовётся она цветная.
- А у меня капуста красная,
И на вкус она прекрасная.
- Моя капуста не тайская,
А зовётся она китайская.
- У меня капуста не земная,
А зовётся она морская
Родители обеих команд соотносят названия видов капусты с изображением.
За правильные ответы и выразительное чтение команды получают бантики для украшения капусты.
Вед: Сяду рядышком на лавке,
Вместе с вами посижу,
Загадаю вам загадку
Кто смышлёней погляжу!
Итак, второй конкурс – «Осенние загадки для детей»
1. Нарядилась Алёна в сарафанчик свой зелёный, завила оборки густо, а зовут её …(капуста)
2. Наши поросятки выросли на грядке. К солнышку бочком, хвостики крючком? (огурцы)
3. Длинный оранжевый нос по макушку в землю врос, лишь торчат на грядке зелёные пятки? (морковь)
4. Прежде, чем его мы съели, мы наплакаться успели. (лук)
5. И зелен, и густ, на грядке вырос куст, покопай немножко, под кустом растет…(картошка)
6. С ветки в речку упадёт и не тонет, а плывёт. (осенний лист)
7. Не барашек и не кот, носит шубу круглый год.
Шуба серая для лета, для зимы другого цвета (заяц)
8. Всё мрачней лицо природы: почернели огороды,
Оголяются леса, молкнут птичьи голоса,
Мишка в спячку завалился. Что за месяц к нам явился? (октябрь)
Командам раздаются бантики
Вед: Эй, весёлый народ,
Не стой у ворот!
Выходи веселей,
Попляши для гостей!
- Танец «У реки»
(Муз. Б. Карамышева, сб. «Зайцы», стр. 196), ДЕТИ СЕЛИ НА МЕСТА
Вед: Чтобы взрослые не скучали
От зари и до зари,
Предлагаю поиграть
И стихи им досказать!
Итак, третий конкурс для взрослых — «Доскажи словечко»:
- В малине понимает толк Хозяин леса страшный… (Медведь)
- Клубком свернулся, ну-ка тронь! Со всех сторон колючий… (Еж)
3.Кто стучит, как в барабан? На сосне сидит… (Дятел)
4. Под луною песни петь сел на веточку… (Соловей)
5. Кто любит по ветвям носиться? Конечно, рыжая… (Белка)
Вед: Молодцы, отлично справились! Получайте бантики на свои кочаны!
А сейчас следующее задание! Кто угадает вес капусты, тот и победил!
Ход: взрослые и дети передают друг другу кочан капусты, озвучивая её вес, кто угадал – принёс команде очередной бантик
Вед: Что ж, пора нам поиграть,
Своё счастье испытать!
Выходи, народ, вставай,
Да с платочками сыграй!
- Музыкальная игра «Кто быстрее возьмёт платочек»
(Сб. «Музыкальные игры и пляски в детском саду», толст., стр. 279 ), затем играют взрослые
Вед: Хорошо мы поиграли,
А продолжить, не пора ли?
Дети: Пора!
Вед: Следующий конкурс – «Угадай мелодию»
Ход: командам по очереди звучит начало песен, которые они должны угадать. За победу в конкурсе команда получает бантик.
Вед: Если в лес, друзья, пойдёте,
Вы его всегда найдёте,
Соберёте в кузовок,
В шляпе вкусненький….. (Грибок!).
Следующий конкурс — «Паровозик»»
Ход: на полу разложены бутафорские грибы. По сигналу команды змейкой обегают грибы по «извилистой тропинке» (каждый ребенок держится за плечи впереди стоящего). Считается победителем та команда, которая:
— не уронила ни один гриб;
— не потеряла ни одного участника;
— быстрее оказалась у финиша.
За победу команда получает бантик
Вед: Песни вновь идёт черёд,
Выходи, честной народ!
Нам вы спойте про базар,
Про базар и самовар!
- Песня «Поехал наш батюшка на базар»
(РНП, сб. «Музыкальный руководитель», № 3 2008 г., стр. 42)
Вед: У нас остался ещё один бантик, вот!
А получит его тот, кто больше блюд из капусты назовёт!
Следующий конкурс«Назови блюдо из капусты»
Ход: команды по очереди называют блюда из капусты, побеждает та команда, чьё блюдо будет последним.
Подводится итог: чья команда набрала больше бантиков для своей капусты
Вед: Ой, уже совсем стемнело! Что ж, спасибо, скажем, смело
Тебе, капуста белая, вкусная и спелая!
Ты дождями умывалась, в триста платьев одевалась
Будем кушать да хвалить,
Все: да спасибо говорить!
Вед: На прощанье разрешите всех оркестром удивить!
- Деревянный оркестр
(СД «Оркестр – 2», № 10)
Вед: Всё хорошее, друзья,
Иногда кончается.
Пусть же праздники всегда
В жизни продолжаются!
До новых встреч!
Праздник окончен. Под весёлую музыку дети и родители уходят из зала.