Познавательно-творческий проект
«Вместе весело шагать»
Солянова Валентина Владимировна,
Солдаткина Людмила Николаевна,
воспитатели МАДОУ№ 35,
г. Апатиты Мурманской обл.
Тип проекта: познавательно-творческий.
Вид проекта: краткосрочный (месяц).
Участники проекта: дети, педагоги, родители.
Актуальность: Любовь к чему или кому- либо (к Родине, к окружающей природе, к человеку и т. д.) формируется в семье и начинается с любви и заботы к родным и близким. К сожалению, в настоящее время в нашем обществе по разным причинам ослабевают родственные связи и уходят в прошлое традиции семейного воспитания. Именно эти размышления стали посылом для нашего проекта «Вместе весело шагать».
Ожидаемые результаты:
- Формирование нравственных чувств и качеств.
- Укрепление семейных ценностей и традиций.
Продукты реализации проекта:
- Почта доверия (почтовый ящик «Детское счастье – это…») для двустороннего общения семей воспитанников и ДОО.
- Рукописная книга «От счастья ключи в семье ищи», журнал с рецептами любимых блюд семей воспитанников и сотрудников ДОО «Пир на весь мир».
- Развлечение для детей и взрослых « В поисках осени».
- Буклет для родителей «Ценности семейного воспитания».
Что же такое семья в понимании разных людей? Мы провели блиц-опрос родителей группы и работников детского сада, попросив продолжить фразу: «Семья – это…». И получили следующие ответы:
- это мир, где царит любовь;
- это, когда люди любят, уважают и заботятся друг о друге;
- это защита и опора от всего плохого, т.е. остров счастья;
- это любовь между папой и мамой, которая продолжается в детях и т.д.
Действительно, семья – это сообщество близких людей, в котором человек не только познает мир в широком смысле слова, но и учится его понимать, принимать и любить.
Определив целью проекта: укрепление семейных ценностей и традиций, партнерского отношения с семьями воспитанников, мы поставили следующие задачи:
- Формировать у детей представления о семье, ее составе, развивать интерес к истории своей семьи.
- Способствовать развитию связной речи, мышления , памяти, творческих способностей детей, обогащать их словарный запас.
- Развивать исследовательские умения детей.
- Воспитывать уважительное отношение к членам семьи, желание заботиться о своих близких.
- Способствовать установлению более тесных взаимоотношений детей и родителей,
- Стимулировать совместную деятельность детей и взрослых.
Реализацию проекта мы условно разделили на несколько блоков6 аналитический, информационный и практический.
В рамках аналитического блока мы провели с родителями анкетирование на темы: «Игра как средство воспитания», «Влияние семейной атмосферы на развитие ребенка», «Каким вы были ребенком?», «Традиции вашей семьи». Из анкет мы узнали:
- 44% взрослых ежедневно уделяют время для прогулок и игр с детьми,
- 40% играют в подвижные игры;
- 24% — в настольно-печатные;
- 32%- в сюжетно-ролевые;
- 16% — в словесные.
От чего зависит психологический настрой ребенка на весь день, и что необходимо для того, чтобы он был положительным, знают 76 % родителей.
Часть родителей(65%) признались, что нуждаются в совете или консультации педагогов и специалистов детского сада. Наши двери всегда открыты для диалога с родителями.
К сожалению, большинство семей причисляют к своим традициям лишь празднование Дня рождения и совместный отдых, и очень немногие связывают их с русскими народными праздниками и занятиями спортом.
Благодаря анкетам нам стало понятно, на что обратить больше внимания в дальнейшей работе, кому из родителей нужна наша помощь.
Информационный блок мы наполнили наглядной информацией в виде папок – передвижек, а также использованием интернет ресурсов ( ведение группы ВК).
Практический блок проекта представлен организацией различной детско-взрослой деятельности.
Мы провели родительское собрание «Ценности семейного воспитания», в ходе которого вместе с родителями пришли к выводу, как важна для ребенка и его воспитания семья, и предложили принять участие в проекте «Вместе весело шагать».
В рамках проекта мы создали рукописную книгу «От счастья ключи в семье ищи». Тематические странички выбрали сами родители: «Мое сокровище», «Мой папа — самый лучший», «Ребята и зверята». Эту книгу мы предлагаем вашему вниманию.
В раздевалке группы повесили почтовый ящик «Детское счастье-это…», в который родители бросали письма с рассуждениями о том, что такое, на их взгляд, семья, детское счастье, семейные традиции и т.д. Впоследствии выдержки из этих писем мы использовали для оформления уголка «Мой дом — моя крепость». В дальнейшем этот ящик служит нам почтой доверия для двусторонней связи между родителями и детским садом.
Кулинарные пристрастия семей нашли свое место в уголке «Пир на весь мир», в котором разместили рукописный журнал с рецептами любимых блюд взрослых и детей нашей группы, а также сотрудников ДОО, чтобы посмотреть и, возможно, обменяться и приготовить.
В группе мы оформили мини-музей «Игрушки нашего детства», экспонатами которого стали игры и игрушки родителей наших воспитанников и сотрудников детского сада. В нем были представлены игрушки, которым 48, 45 лет,33 года . Наши маленькие посетители с первой минуты создания мини-музея с восторгом и огромным желанием спешили поближе рассмотреть и познакомиться с его экспонатами, и, конечно же, поиграть с ними.
Музей был интересен и взрослым, как воспоминание о детстве. С его помощью мы хотели показать детям, чем и во что играли их родители, сегодняшние дяди и тети, когда были такими же, как и они, маленькими. На примере сохраненных игрушек далекого детства мы стремились усилить взаимопонимание, вызвать добрые чувства, создать атмосферу взаимопроникновения разных времен и поколений.
В ходе реализации проекта воспитывали в детях чуткость, доброту и отзывчивость, вызывали желание порадовать своих близким подарком, сделанным своими руками (рисунком, поделкой). Вовлекали родителей в творческий процесс. Оформили выставки: «Руки мамы, руки папы и мои ладошки», «Подарки для любимых». А, также, обращаясь к русским народным традициям, провели мастер-класс по изготовлению куклы — оберега «Северная берегиня», на котором дети вместе с родителями изготовили куклы для своих родных в подарок. Вместе с педагогами воспитанники сделали в группе таких кукол и подарили ребятам из соседней группы.
В группе ВК и на собрании мы представили вниманию родителей выпуски видеожурнала «В гостях у Акварельки» (так называется наша группа), в которых рассказали о жизнедеятельности детей в детском саду. В последующем выпуск этого видео журнала стал традицией.
Досуговый блок
Это всеми любимые праздники и развлечения, где родители вместе с детьми были активными участниками («В поисках осени», «День Матери»).
Итог реализации нашего проекта мы увидели в результатах анкетирования, которое мы провели повторно после окончания проекта. Результаты анкетирования нас порадовали. Из анкет мы узнали:
- 94% (было 44%) взрослых ежедневно уделяют время для прогулок и игр с детьми,
- 80% (было 40%) играют в подвижные игры;
- 84% (было 24%) — в настольно- печатные;
- 52% (было 32%)- в сюжетно- ролевые;
- 46% (было 16%) — в словесные.
У многих семей стали традицией не только совместные праздники, а и совместные прогулки и занятия спортом по выходным, семейные обеды, за которыми собираются все родственники, семейные коллекции.
В результате реализации проекта изменилось отношение взрослых к значимости совместного времяпрепровождения со своими детьми, совместных игр, а также в сближении и значимости сотрудничества ДОО и семьи в вопросах воспитания и всестороннего развития дошкольников.
Вывод: семья была, есть и будет важнейшим институтом воспитания. И мы, педагоги, должны совместно с родителями приложить все усилия, чтобы наши дети выросли и стали не только достойными гражданами своей страны, но и просто чуткими, любящими и заботливыми людьми.