Реализация комплексно — тематического принципа построения образовательного процесса в ДОО

Из опыта работы

«Реализация комплексно — тематического принципа построения образовательного процесса в ДОО»

 

Осипова Галина Алексеевна,

воспитатель МДОУ № 14,

г. Оленегорск Мурманской обл.

 

Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования  показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Это позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.

Главная задача комплексно-тематического планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.

Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.

Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.

Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.

Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.

Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.

Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования на основе Программы «Мир открытий».

В основе комплексно-тематического планирования лежат темы предложенные авторами программы. Однако, учитывая особенности нашего региона, а также учитывая традиции учреждения, мы внесли некоторые корректировки:

Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа проходит в двух вариантах:

  • проектирование,
  • организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).

Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности.Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах (не более 2 недель);

Разработана схема планирования образовательного процесса

Тема:

Срок проведения:

Итоговое мероприятие:

Дни недели Непосредственно образовательная деятельность Образовательная деятельность в режимных моментах Изменение ППРС Включение родителей в образовательный процесс

Большое значение для реализации образовательных задач имеет грамотное оформление ППРС (предметно-пространственная развивающая среда) группы. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в Центрах активности. Поэтому при планировании каждой тематической недели необходимо чётко продумывать изменения в организации ППРС. При создании ППРС происходит пополнение всех центров активности согласно теме недели:

  • иллюстративный материал, книги
  • трафареты, печатки, раскраски с изображением животных, схемы поэтапного рисования животных, бросовый материал для поделок (шерсть, нитки, веточки и т. д.)
  • атрибуты для сюжетно-ролевой игры; дидактические игры
  • оборудование, в т. ч. спортивное: маски животных, пополнение уголка спортивным оборудованием.

Таким образом, комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении для всех возрастных групп построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.

Список литературы

  1. Белая К. Ю. «Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО»-М. :ТЦ Сфера, 2014.-128с
  2. Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под. Общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. -СПб. :КАРО, 2014.-112с
  3. Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. — М. :ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006. Часть 1 – 96 с
  4. Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. — № 5. – С. 40-45.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.