Из опыта работы
«Реализация комплексно — тематического принципа построения образовательного процесса в ДОО»
Осипова Галина Алексеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
г. Оленегорск Мурманской обл.
Анализ требований Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования показывает необходимость строить образовательный процесс на основе комплексно-тематического принципа. Это позволит сделать жизнь детей детском саду более интересной, а образовательный процесс – мотивированным. Ребенок, как известно, способен усваивать образовательную программу, составленную для него взрослыми, только в том случае, если она станет его собственной программой, то есть если она станет для него интересной и значимой.
Главная задача комплексно-тематического планирования – сделать жизнь детей интересной, связать ее с окружающей действительностью. Построение образовательного процесса на комплексно-тематическом принципе с учетом интеграции образовательных областей дает возможность достичь этой цели.
Построение всего образовательного процесса вокруг одной центральной темы дает большие возможности для развития детей. Темы помогают организовать информацию оптимальным способом. У дошкольников появляются многочисленные возможности для практики, экспериментирования, развития основных навыков, понятийного мышления.
Тематический принцип построения образовательного процесса позволяет легко вводить региональные и культурные компоненты, учитывать специфику дошкольного учреждения.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
Реализация комплексно-тематического принципа построения образовательного процесса фактически невозможна вне взаимосвязи с принципом интеграции. Под интеграцией содержания дошкольного образования понимается состояние (или процесс, ведущий к такому состоянию) связанности, взаимопроникновения и взаимодействия отдельных образовательных областей, обеспечивающее целостность образовательного процесса.
Таким образом, происходит не только интеграция содержания, но и интеграция разнообразных организационных форм, в которых в той или иной степени будут интегрироваться и различные виды детской деятельности.
Наше дошкольное учреждение реализует образовательную программу дошкольного образования на основе Программы «Мир открытий».
В основе комплексно-тематического планирования лежат темы предложенные авторами программы. Однако, учитывая особенности нашего региона, а также учитывая традиции учреждения, мы внесли некоторые корректировки:
Организация образовательного процесса с учетом комплексно-тематического принципа проходит в двух вариантах:
- проектирование,
- организация разных видов деятельности подчиненных одной теме и на основе интеграции (охватывая все образовательные области).
Структура образовательного года представляет собой последовательность тематических периодов разной продолжительности.Одной теме уделяется не более1 недели в младших группах (должно быть выполнение конкретного дела), не менее 1 недели в старших группах (не более 2 недель);
Разработана схема планирования образовательного процесса
Тема:
Срок проведения:
Итоговое мероприятие:
Дни недели | Непосредственно образовательная деятельность | Образовательная деятельность в режимных моментах | Изменение ППРС | Включение родителей в образовательный процесс |
Большое значение для реализации образовательных задач имеет грамотное оформление ППРС (предметно-пространственная развивающая среда) группы. Тема должна быть отражена в подборе материалов, находящихся в группе и в Центрах активности. Поэтому при планировании каждой тематической недели необходимо чётко продумывать изменения в организации ППРС. При создании ППРС происходит пополнение всех центров активности согласно теме недели:
- иллюстративный материал, книги
- трафареты, печатки, раскраски с изображением животных, схемы поэтапного рисования животных, бросовый материал для поделок (шерсть, нитки, веточки и т. д.)
- атрибуты для сюжетно-ролевой игры; дидактические игры
- оборудование, в т. ч. спортивное: маски животных, пополнение уголка спортивным оборудованием.
Таким образом, комплексно-тематическое планирование образовательного процесса в нашем дошкольном учреждении для всех возрастных групп построено по «событийному» принципу, а именно на основе сезонности, праздников, юбилейных дат, традиций, тематических встреч и принципа возрастной адресности.
Список литературы
- Белая К. Ю. «Программы и планы ДОО. Технологии разработки в соответствии с ФГОС ДО»-М. :ТЦ Сфера, 2014.-128с
- Путеводитель по ФГОС ДО в таблицах и схемах/ Под. Общ. Ред. М. Е. Верховкиной, А. Н. Атаровой. -СПб. :КАРО, 2014.-112с
- Скоролупова О.А. Тематическое планирование воспитательно-образовательного процесса в дошкольных образовательных учреждениях. — М. :ООО Издательство «Скрипторий 2003», 2006. Часть 1 – 96 с
- Скоролупова О. А., Федина Н. В. О комплексно-тематическом принципе построения образовательного процесса в дошкольном образовании // Дошкольное воспитание. 2010. — № 5. – С. 40-45.
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна. У нас в районе все ДОО должны представлять свой опыт работы по теме «Модель образовательной деятельности в ДОО». Подскажите, пожалуйста, что входит в понятие «Модель образовательной деятельности». Может по этому вопросу у Вас найдется статья?
Ольга, если говорить обобщённо, то модель — это структура. Чаще всего под моделью образ деятельности в ДОО понимают деятельность по ООП (основная программа, парциальные программы и региональное содержание) и деятельность по дополнительным программам. Конечно, это огромная тема. Поэтому Вам нужно выбрать какое-то небольшое направление и рассказать о нём. Здесь на сайте я написала 2 статьи, где раскрывала модель худ-эст развития ребенка и модель работы с родителями. Посмотрите, может что-нибудь из них возьмёте.
http://detstvogid.ru/model-tvorcheskogo-razvitiya-rebenka-v-hudozhestvenno-esteticheskoy-deyatelnosti/.html
http://detstvogid.ru/fgos-do-model-vzaimodeystviya-dou-i-semi/.html
Спасибо.