Создание эффективной системы взаимодействия с родителями как средство обновления образовательного процесса в ДОО

Из опыта работы

«Создание эффективной системы взаимодействия с родителями как средство обновления образовательного процесса в ДОО»

 

Трифонова Надежда Ивановна,

старший воспитатель МБДОУ № 38,

Якушева Надежда Владимировна,

старший воспитатель МБДОУ № 38,

г. Заполярный Мурманской обл.

 

Семье в дошкольном образовании всегда отводилась большая роль – педагоги работали с родителями: учили, наставляли, консультировали. В современной системе образования огромная роль отводится семье, родителям как участникам образовательных отношений. Семья рассматривается как социальный институт, где ребенок проходит этапы первичной социализации. Дети растут и то, что зарождалось, было посеяно в семье, прорастет со временем в мыслях, поступках, отношении к окружающему миру. Как с ручейка начинаются великие реки, так с семьи у ребенка – дошкольника начинается «процесс врастания в человеческую культуру» (Л.С. Выготский). Процесс этот осуществляется посредством целенаправленных усилий семьи и образовательных учреждений при активном избирательном отношении ребенка к ценностям своего окружения и самостоятельном воспроизведении социальных связей. Сейчас педагоги дошкольных образовательных организаций СОТРУДНИЧАЮТ с семьями воспитанников, а Со – ТРУДНИЧЕСТВО – это совместный труд.

В основе взаимодействия ДОУ и семьи лежит сотрудничество педагогов и родителей, которое предполагает равенство позиций партнеров, уважительное отношение друг к другу взаимодействующих сторон с учетом индивидуальных возможностей и способностей. Сотрудничество предполагает не только взаимные действия, но и взаимопонимание, взаимоуважение, взаимодоверие, взаимопознание, взаимовлияние. Активная совместная работа педагогов и родителей позволяет лучше узнать друг друга, способствует усилению их взаимоотношений.

Проблема взаимодействия дошкольного учреждения с семьей на сегодняшний день остается актуальной, приобретая порой обостренный характер. Сложности в отношениях между семьями и образовательными учреждениями могут быть связаны, например, с несовпадением взаимных ожиданий, с имеющим иногда место недоверием родителей к воспитателям. Непонимание между семьёй и детским садом всей тяжестью ложится на ребенка. И мы, педагоги, очень часто испытываем большие трудности в общении с родителями по причине выбора формы взаимодействия.

Формы взаимодействия детского сада с родителями – это способы организации их совместной деятельности и общения. Основная цель всех видов форм взаимодействия ДОУ с семьёй – установление доверительных отношений с детьми, родителями и педагогами, объединение их в одну команду, воспитание потребности делиться друг с другом своими проблемами и совместно их решать. Педагоги стараются наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и ищут новые, современные формы сотрудничества с родителями в соответствии с изменением социально-политических и экономических условий развития нашей страны. Выстраивая взаимодействие с родителями, можно развивать и использовать как традиционные формы – это родительские собрания, лекции, практикумы, так и современные формы – устные журналы, экскурсии, родительские клубы, акции, оздоровительные мероприятия, игры и т.п. Планируя ту или иную форму работы, мы, как педагоги, всегда исходим из представлений о современных родителях, как о современных людях, готовых к обучению, саморазвитию и сотрудничеству. С учётом этого выбираем следующие требования к формам взаимодействия: *оригинальность, *востребованность, *интерактивность. В последнее время наметились новые, перспективные формы сотрудничества, которые предполагают подключение родителей к активному участию, как в педагогическом процессе, так и в жизни детского сада.

День Семьи

День Семьи проводится ежемесячно, каждый последний день месяца в каждой возрастной группе ДОУ. В тематическом дне в образовательной деятельности интегрируются содержание образовательных областей и разные виды деятельности в соответствии с темой дня. Образовательная деятельность имеет разные дошкольные формы организации – как занятия, так и образовательная деятельность в режимных моментах.

Задачи Дня:

  • развивать интерес ребенка к истории своей семьи: где родились его родственники, где жили, воспитывались, кем работают и т.д.;
  • помочь ребенку осознать примечательные особенности каждого члена семьи как основы самоценности и неповторимости;
  • формировать у ребенка доброжелательное, заботливое отношение к членам семьи, интерес к их деятельности;
  • помочь ребенку в определении своей роли и значимости в семье, ролей и обязанностей других членов семьи;
  • приобщать ребенка к общечеловеческой культуре, культуре своего народа и традициям семьи.

Формы работы в течение Дня:

  • беседы с детьми о семьях: что такое семья, кто есть в семье, о родителях, о здоровье членов семьи и полезных привычках для сохранения здоровья
  • празднование дней рождения родителей
  • совместные туристические походы, экскурсии
  • проекты, посвященные семейным традициям
  • чтение произведений детской художественной литературы, разучивание стихов
  • организация сюжетно-ролевых игр
  • организация подарков для родителей рисунки, стихи, ласковые слова и т.д.
  • создание образовательных ситуаций
  • подготовка поздравлений именинников – родителей, детей и педагогов на следующий месяц
  • рассматривание семейных альбомов, фотографий
  • оформление интерьера детского сада на семейную тематику
  • подготовка подарков для родителей – сувениры, стихи о семье, ласковые слова и т.д.
  • выставки, дегустации и т.д.

Воспитателю, работающему в данном направлении, необходимо быть тактичным, компетентным, профессионально владеть навыками практической психологии. Нельзя рассказать ребенку о семье, если ты сам не воспринимаешь семью как величайшую ценность.  Нельзя рассказать ребенку о семье, не сотрудничая с семьей. Родители каждого ребенка максимально включены в жизнь детского сада, что позволяет им лучше понимать своего ребенка, видеть его успехи и трудности, с доверием относиться к сотрудникам детского сада. Основной способ взаимосвязи — интерактивное сотрудничество, которое строится на основе взаимодополняющего диалога, признания достоинств и неповторимости вклада каждого воспитательного института в развитие и социальное взросление ребенка. В сотрудничестве с семьями мы считаем необходимым смещать акцент с установку «давать родителям знания» на установку «взаимообогащения» и «осознания родительской позиции в целом». На наш взгляд, использование интерактивных методов сотрудничества с родителями является самым эффективным способом взаимодействия с семьей.

В своей работе мы используем следующие интерактивные формы сотрудничества:

— совместные занятия;

— совместная подготовка и проведение праздников и утренников;

— деловые игры;

— круглые столы;

— родительские собрания;

-субботники, акции;

— детско – родительские тренинги;

— общение в социальных сетях;

— проектная деятельность;

— интерактивные досуговые мероприятия;

— организация и проведение совместных выставок и конкурсов;

— мастер – классы с участием родителей и др.

Особенно актуальны в наши дни интернет-технологии, которые отвечают требованиям современной жизни.
Рассмотрим одну из них — социальную сеть Вконтакте, которая для многих родителей и педагогических работников стала популярной формой взаимодействия и общения, так как предоставляет ряд возможностей обеим сторонам: экономия времени, общение в режиме онлайн, обмен документами, создание группы/сообщества для систематизации новостей и информации о жизнедеятельности детей и другое.

Группа в ВКОНТАКТЕ является одним из основных инструментов, позволяющий установить горизонтальные межпользовательские связи, где родители выступают не просто в роли пассивных слушателей, а в роли активных субъектов, которые делятся опытом воспитания, дают советы, принимают участие в групповых обсуждениях, выстраивают общение не только с педагогом, но и между собой. В то же время можно отметить и стойкое желание большинства родителей оперативно получать информацию о ребенке, его успехах, проблемах, поделиться семейными традициями воспитания, творчества, организации семейных досугов.

Популярными стали онлайн – конкурсы и онлайн – голосование за работы участников конкурса.

Если перевести в цифры работу страницы в контакте, то в группе 992 участника, 2845 просмотров в месяц, максимум посещений 6227 за один месяц. Уникальных посетителей за месяц 490 человек, 1993 участника голосования за конкурс «Снеговик на участке».

В итоге, в голосовании принимают участие не только педагоги и родители нашего детского сада, а также жители Мурманска, Санкт – Петербурга, Москвы, Ярославля, Вологды, стран  – Белоруссия, Казахстан, Украина.

Также в этом учебном году мы стали размещать на нашей страничке фотоотчеты не только о мероприятиях, но и фотографии из обычной жизни детского сада – различные режимные моменты.

Интерактивные досуговые мероприятия, в подготовке которых участвуют и воспитатели, и родители и дети – утренники, детско – родительские выставки которые проводятся в течении всего года по тематическому плану, тематические дни.

Этой осенью мы проводили выставку – дегустацию «Дары Осени», на которой были представлены овощные и фруктовые блюда, которые готовят у нас в саду и работы из овощей, сделанные руками родителей. Такие мероприятия мы, как правило, проводим вечером в пятницу, чтобы их смогли посетить как можно больше родителей.  Выставка проводилась с 16 до 18 часов. Первые посетители появились в третьем часу, когда выставка еще только готовилась, последние уходили в восьмом часу. Выставку посетили не только родители воспитанников, но и их родственники, знакомые и сослуживцы. Мы получили много восторженных откликов, а самое главное, родители смогли убедиться, что в детском саду действительно вкусно готовят. Еще одна выставка – дегустация, которая прошла  в феврале, была посвящена «Чудо – злаку». Педагоги совместно с родителями подготовили экспозиции для выставки — каши, выпечку из круп, буклеты, рецепты, семейные традиционные блюда. Вместе готовили выставку, вместе убирали.

На родительские собрания, кроме обычной повестки дня, мы готовим практические показы специалистов, проводим экскурсию по детскому саду, готовим видео подборку нашей ежедневной жизни – в группе, на прогулке, в музыкальном и физкультурном зале. Родители хотят знать, и имеют на это право, как живут их дети в детском саду.

Практико-ориентированный семинар. На таких семинарах, делятся своим опытом работы высококвалифицированные педагоги. Семинары мы проводим в форме воркшопов, на которых все желающие могут получить практические навыки игровых приемов в обучении детей. Гостями наших семинаров становятся не только педагоги и специалисты детских садов, но и родители наших воспитанников. Опыт, полученный на таких мероприятиях, родители используют дома с детьми.

 Такие мероприятия способствуют формированию у педагогов и родителей потребности тесного взаимодействия в ДОО, совершенствуют качество работы дошкольного образования при взаимодействии с родителями. Родители становятся не только слушателями, но и непосредственно участниками, привносят в образовательный процесс семейные традиции.

Несомненным достижением в нашей работе мы считаем сотрудничество с семьями особых детей, которые не посещают наш детский сад. Кто-то, в силу двигательных ограничений, редко выходит из дома. Это семьи с детьми от 4 до 14 лет. Мы смогли преодолеть барьер недоверия со стороны родителей этих детей, которые никак не могли понять, зачем нам это нужно. Теперь — это наши друзья, постоянные участники наших образовательных семейных проектов, а в этом учебном году они стали и нашими помощниками.

Конечным результатом нашей работы по взаимодействию с семьей в каждом учебном году становится Фестиваль семейного творчества «Семья и Мир», который с каждым годом становится все более масштабным – выставки семейного творчества, театральные семейные представления, танцы, песни, мастер – классы, которые проводят родители, все пронизано главной идеей – все, что представлено на фестивале должно быть подготовлено всей семьей, представлено семьей или представлять семейные традиции. В мае 2017 года фестиваль «Семья и Мир» вышел за рамки детского сада и проводился в городском Дворце культуры. Принять участие в мастер – классах, концертной программе и просто побыть зрителем смогли жители Заполярного. В этом году проект организации нашего семейного фестиваля был представлен на 8 международном фестивале «За жизнь — 2017» где получил положительную оценку организаторов и кураторов мероприятия.

Аллея Жизни

Жители города и инициативная группа из детского сад (педагоги, родители, дети) посадили Аллею жизни. Самая северная в России Аллея Жизни, более 600 саженцев разных деревьев украсили сквер в г. Заполярный. По инициативе региональная организация в защиту жизни «Колыбель», совместно с благотворительной организацией «Остров НАДЕЖДЫ» поддержали это замечательную идею. Партнерами стали общероссийское движение «Родной лес», администрация г.Заполярный и МУП ЖКХ. В завершение акции в небо запустили разноцветные воздушные шарики. По задумке организаторов, каждое посаженное дерево символизирует семью.

Человечество должно двигаться вперед, в будущее на основе понимания, что естественная семья была и остается основой цивилизации, а семья была и всегда будет по определению многодетным браком мужчины и женщины.

Практика работы в дошкольном учреждении доказывает преимущество использования интерактивных форм работы. Интерактивные формы сотрудничества с родителями способствует формированию доверительных отношений педагогов и родителей, развивает умение работать коллективно, плодотворно сотрудничая друг с другом, формируют у ребенка ценностное отношение к семье. Мы очень надеемся, что эта работа принесет добрые плоды, что наши воспитанники будут относиться к своим семьям как к неотъемлемой и драгоценной части человеческой жизни.

Используемая литература:

1.Семьведение. Комплексно-тематическое планирование воспитательно – образовательной работы с детьми в дошкольных группах образовательных учреждений. – Москва, Пенза, 2012.

2.Тонкова Ю. М., Веретенникова Н. Н. Современные формы взаимодействия ДОУ и семьи [Текст] // Проблемы и перспективы развития образования: материалы II Междунар. науч. конф. (г. Пермь, май 2012 г.). — Пермь: Меркурий, 2012. — С. 71-74.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.