Из опыта работы
«Организация семейного фестиваля как форма инклюзивной практики»
Трифонова Надежда Ивановна,
старший воспитатель МБДОУ № 38,
Якушева Надежда Владимировна,
старший воспитатель МБДОУ № 38,
г. Заполярный Мурманской обл.
Изменение представления государства и общества о правах и возможностях ребенка с инвалидностью привело к постановке практической задачи максимального охвата образованием всех детей с ограниченными возможностями здоровья.
Признание права любого ребенка на получение образования, отвечающего его потребностям и полноценно использующего возможности развития, обусловило важнейшие инициативы и ориентиры новой образовательной политики.
Признание государством ценности социальной и образовательной интеграции детей с инвалидностью обусловливает необходимость создания для них адекватного образовательного процесса именно в образовательном учреждении, которому отводится центральное место в обеспечении инклюзивного (включенного) образования.
Главное в инклюзивном образовании ребенка с ограниченными возможностями здоровья – получение образовательного и социального опыта вместе со сверстниками.
По таким принципам работает наше учреждение с 2014 года.
За время работы детского сада его посещали несколько детей с инвалидностью. В настоящее время это два ребенка с инвалидностью и один ребенок, посещающий структурное подразделение Центр игровой поддержки ребенка. Для каждого ребенка, группой специалистов детского сада составлены индивидуальные маршруты развития. Специалисты детского сада сопровождают ребенка и его проблему до достижения стабильной положительной динамики.
С 2014 года детский сад реализует проект «Солнечный лучик надежды», для детей с инвалидностью Печенгского района, не посещающих наш детский сад.
Цель проекта: Разработка и внедрение модели инклюзивного образования детей с разными возможностями в условиях образовательного учреждения. Девиз проекта «Мы вместе».
Еще раз напомню о мероприятиях проведенных в рамках проекта «Солнечный лучик надежды». Рождественские посиделки, Встреча друзей, День защитников Отечества, Широкая масленица, с 2015 года ежегодный семейный фестиваль «Семья и мир», с 2016 года инклюзивный театр и многие другие.
Волонтерами, организующими мероприятия, являются педагоги детского сада. В рамках проекта, для повышения педагогической компетенции заключен договор о сотрудничестве с государственным областным бюджетным учреждением Мурманской области «Центр психолого-педагогической, медицинской и социальной помощи»
Сегодня можно уже говорить о результатах реализации проекта: Проект «Солнечный лучик надежды» в 2017 году был представлен на VIII Международном фестивале «За жизнь — 2017», где получил положительную оценку жюри фестиваля и координаторов мероприятия. Опыт работы рекомендован к распространению. Еще одним результатом можно считать и то, что наши особенные дети раскрыли вои таланты. Родители детей считают нас причастными к положительной динамике развития их детей. Так же хочу обратить внимание на то, что за несколько лет реализации проекта участниками стали педагоги из других учреждений города, области. А количество участников возрастает с каждым годом.
Можно заметить что дети за эти годы из пассивных зрителей боящихся лишний раз привлечь к себе внимание превратились в равноправных участников, и со организаторов мероприятий. Изменились не только гости Солнечного города с инвалидностью, но и воспитанники детского сада. Из детей, удивлявшихся особенностям детей, они превратились в хороших друзей, интересных собеседников нашедших общие темы для разговоров.
Как показывают исследования, семьи выбирают инклюзивное образование по множеству причин, но главным образом, они надеются на более широкие возможности общения их детей с их типично развивающимися сверстниками. Обычно цели семьи таковы:
- Больше возможностей перенять адекватные образцы для подражания, развивать и упражнять базовые навыки, например, коммуникативные;
- Больше возможностей завязать дружеские и другие общественные отношения с типичными сверстниками;
С реализацией этих целей успешно справляется ежегодный фестиваль «Семья и мир»
- Главной задачей, которого является создание условий для объединения родителей в сообщество, расширения социального пространства семей, в том числе семей воспитывающих детей с особенностями.
Работа над семейным фестивалем строится в несколько этапов
Подготовительный этап включает в себя:
Разработка годового плана мероприятий по работе с семьями и семьями воспитывающих детей с ограниченными возможностями здоровья. (Подготовка положений конкурсов, выставок, выставок – дегустаций, подготовка наградных материалов).
Работа координаторов с волонтерами, спонсорами, а так же со специалистами (хореограф, психолог, социальные педагоги, музыкальные руководители, педагоги, костюмеры, педагоги, театральные режиссёр).
Организация рабочих групп для проведения мероприятий перечисленных в плане.
Просветительская работа, публикация отчета в доступных открытых источниках.
Основной этап подразумевает следующие действия :
Координационная деятельность проектной группы по подготовке всех мероприятий плана.
Организация рабочих групп по проведению мероприятий перечисленных в плане.
Работа специалистов с участниками мероприятий. (Семьи, семьи воспитывающие детей с инвалидностью, спонсоры, волонтеры и другие)
Проведение календарных праздников в соответствии с планом работы проектной группы (либо любого учреждения – организатора Фестиваля, каждое учреждение выбирает самостоятельно мероприятия посвященные тематике Фестиваля)
Просветительская работа, публикация отчета в доступных открытых источниках.
На заключительном этапе подготовки фестиваля:
Проведение Фестиваля
Просветительская работа, публикация отчета в доступных открытых источниках.
При разработке мероприятий важно учитывать возможности детей с инвалидностью, возможности учреждения. Также учитываются риски и способы их снижения. Обязательное условие предварительная работа с семьями, детьми. Все результаты, достигнутые в процессе реализации данного проекта, предполагается сохранить и обобщить с целью использования их в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья.