Создание инклюзивной практики в ДОУ как актуальный аспект поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ (нарушения зрения)

 Из опыта работы

«Создание инклюзивной практики в ДОУ как актуальный аспект поддержки семей, имеющих детей с ОВЗ (нарушения зрения)»

 

Курдина Ольга Николаевна,

учитель-логопед МБДОУ № 25 компенсирующего вида,

г. Мончегорск

 

В соответствии с  ФГОС ДО и законом «Об образовании в РФ» каждый ребенок имеет равные возможности в получении образования, возможности быть готовым к школьному обучению на своем уровне, соответственно своим личностным особенностям.

В нашем дошкольном учреждении компенсирующей направленности для детей с нарушениями зрения созданы определённые условия, совокупность которых обеспечивает полноценную, грамотно организованную систему интегрированного воспитания и обучения детей с ОВЗ.

Коррекционно-образовательная  работа в ДОУ строится с учётом основных здоровьесберегающих критериев:

— зрительного диагноза ребёнка и имеющихся вторичных отклонений;

— этапа лечебно-восстановительной работы (аппаратное лечение), осуществляющее врачом-офтальмологом и медсёстрами-ортоптистками;

— создание офтальмологических условий: выполнение рекомендаций врача-офтальмолога и медсестёр-ортоптисток по посадке детей на занятиях (в зависимости от зрительного нарушения и окклюзии); дозирование зрительных нагрузок; освещение, соответствующее требованиям СанПин; проведение зрительных гимнастик;

— использование дидактических пособий с учётом остроты и характера зрительного нарушения;

— индивидуального и дифференцированного подходов;

Для наиболее продуктивной работы специалистов с детьми с ОВЗ и их семьями,  в МБДОУ проводятся психолого-медико-педагогические консилиумы, на которых планируются формы работы по реализации разделов индивидуальной программы. На период подготовки к консилиуму и последующей реализации рекомендаций ребенку назначается ведущий специалист, который отслеживает динамику развития ребенка и эффективность оказываемой помощи со стороны других специалистов. При создании условий поддержки детей с ОВЗ каждый специалист, в процессе осуществления своей деятельности  определяет зону его актуального и ближайшего развития, организовывает образовательную работу, чтобы в каждом возрасте ребенку с ОВЗ предлагалось осваивать знания, умения и навыки, адекватные его возрасту, психофизическому и речевому развитию, а так же отслеживает динамику развития ребенка.

Работа консилиума осуществляется только с письменного согласия родителей. После заседания консилиума, назначенный ведущий специалист знакомит родителей с индивидуальной  коррекционно-образовательной  программой   ребенка с ограниченными возможностями здоровья и определяет дальнейшие пути сотрудничества с родителями.

Поскольку наш детский сад посещают дети, с первичным диагнозом нарушение зрения и, дети, имеющие инвалидность, то работа детского сада направлена на решение задач системного подхода в лечении и воспитании детей с нарушением зрения. Комплексное лечение основано на взаимосвязи работы медицинских и педагогически специалистов.

Лечебно-восстановительная работа направлена на сохранение и поддержание зрительных функций. Улучшение зрения детей, имеющих различные зрительные диагнозы.

Одним из важных условий организации процесса воспитания и обучения детей с ОВЗ в условиях нашего сада является оснащение его специальным оборудованием:

— комплекс аппаратно-программный БОС коррекции зрения;

— синаптофор;

— лечебная компьютерная программа «Клинок»;

— лечебная компьютерная программа «Цветок»;

— модуль Кольцо;

— макулостимулятор «Иллюзия»;

— тренажер для глаз «Путь шара»;

— тренажер для глаз «Чудесные шары»;

— тренажер для глаз «Прозрачный диаметр».

Учителя-логопеды используют в своей практике традиционные и современные логопедические технологии и знакомят с ними родителей на примере индивидуальных и подргупповых занятий с детьми. Такие технологии как:

  1. Здоровьесберегающие:

— артикуляционная гимнастика в сочетании с биоэнергопластикой (улучшение иннервации мышц лица, формирование статической и динамической организации движений мышц артикуляционного аппарата);

— развитие мелкой моторики кистей и пальцев рук (формирование точных координированных движений, стимулирование двигательных зон коры головного мозга);

— развитие дыхательных функций (формирование правильного физиологического и речевого типа дыхания, развитие силы и подвижности дыхательной мускулатуры, освоение резонаторов);

— развитие общей моторики (нормализация двигательных умений и навыков, выработка ловкости, четкости, координированности движений, профилактика нарушений осанки);

— охрана зрения и развитие зрительного восприятия (снятие переутомления зрительного аппарата, повышение эластичности и тонуса глазных мышц);

— психогимнастика (нормализация эмоционального состояния, процессов возбуждения и торможения).

  1. Технология концентрированного обучения — создание максимально близкой к естественным психологическим особенностям человеческого восприятия структуры образовательной деятельности.
  2. Технология развивающего обучения — ориентация познавательной деятельности на потенциальные возможности ребенка.
  3. Технология дифференцированного обучения — создание оптимальных условий для выявления и коррекции речевых расстройств.
  4. Технология игрового обучения — развитие воображения, внимания, памяти, речи, мышления, умения сравнивать, сопоставлять, находить аналогии.

В кабинете учителя-дефектолога создана многофункциональная, трансформирующаяся среда для игровой, учебной  и познавательно-исследовательской деятельности. Для эффективности восприятия учебного материала создан игробанк по основным разделам коррекционно-педагогической работы: по развитию сенсорных эталонов, пространственной и временной ориентировки, мелкой и общей моторики, по развитию зрительного восприятия; в необходимом объёме представлен рельефно-графический материал для тактильного обследования детьми, дидактический материал для работы на фланелеграфе и коврографе, зрительные тренажёры, схемы-модели и лабиринты.

Одной из современных технологий реабилитации детей  является работа в специально организованном (интерактивном) пространстве сенсорной комнаты с применением свето-цвето-звукового оборудования и мягкого наполнения окружающей среды.

Педагог-психолог применяет  в своей работе  оборудование  позволяющее использовать такие эффективные методы работы как:

— цветотерапия (повышает уровень коммуникативной сферы детей, их эмоциональную отзывчивость)

—  светотерапия (обогащает сенсорный опыт)

—  звукотерапия, музыкотерапия (релаксация с помощью звуков и музыки)

— игротерапия (преодоление психологических и социальных трудностей, препятствующих личностному и эмоциональному развитию)

— сказкотерапия (интеграция личности, развитие творческих способностей,                   расширение сознания, совершенствования взаимодействия с окружающим миром)

— телесно-ориентированная терапия (создание безопасных условий, способствующих самовыражению и спонтанной активности)

В «Релаксационном уголке» создаются условия для тренировки процессов торможения, навыков  саморегуляции  и расслабления. Спокойная обстановка в сочетании с мощным положительным влиянием эффектов «Релаксационного уголка»: мягкого света, расслабляющей музыки — помогают ребенку максимально расслабиться, успокоиться, ощутить защищенность, почувствовать уверенность в себе, развить навыки общения, расширить круг представлений об окружающем.

В коррекционно-развивающий процесс вовлечен весь коллектив  дошкольного учреждения и, конечно,  родители, так как мы считаем, что наша работа не должна ограничиваться стенами ДОУ.  Наши педагоги оказывают действенную помощь семье с ребенком с ОВЗ, включая родителей в реальный педагогический процесс. Для более успешного коррекционного воздействия на ребенка проводятся тренинги дидактического взаимодействия, совместные «гостиные», семинары-практикумы, фокус-группы.

Родителям и ребенку предлагается стать партнерами в занимательных упражнениях, а каждому родителю  использовать любой удобный момент игрового контакта с ребенком, чтобы показать ему, что он важен для взрослого сам по себе, вне зависимости от его удач и просчетов.

В своей работе с семьями детей с ОВЗ специалисты и воспитатели нашего ДОУ используют показ коррекционно-интегрированных занятий, а также различные развлечения. Еще одной интересной и результативной  формой работы с родителями – является практическая деятельность учителей-дефектологов и логопедов с родителями. Это практикумы по выполнению заданий, упражнений и игр, которые могут использовать родители в домашней обстановке.

Такая практика позволяет родителям увидеть своего ребенка в образовательном  процессе, дает информацию о специфике обучения ребенка с ограниченными возможностями здоровья и способах коррекции.

Индивидуализация обучения детей с проблемами в развитии является важнейшим условием их интеграции в общеобразовательную школу и общество.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.