Организация прогулок и их влияние на здоровье часто болеющих детей

Из опыта работы

«Организация прогулок и их влияние

на здоровье  часто болеющих детей»

 

   Миннулина Ирина Петровна, 

                                                                   воспитатель  МБДОУ №7,

                                                                    г. Апатиты Мурманской обл.

 

Пребывание детей на свежем воздухе имеет большое значение для физического  развития. Прогулка является первым и наиболее доступным средством закаливания детского организма. Она способствует повышению его выносливости и устойчивости к неблагоприятным воздействиям внешней среды, особенно к простудным заболеваниям. Это элемент режима, дающий возможность детям в подвижных играх, трудовых  процессах, разнообразных физических упражнениях удовлетворить свои потребности в движении. Если прогулка хорошо и правильно организована, если она достаточна по длительности, дети реализуют в ней около 50% суточной потребности в активных движениях. Дети учатся преодолевать различные препятствия, становятся более подвижными, ловкими, выносливыми. У них вырабатываются двигательные умения и навыки, укрепляется мышечная система, повышается жизненный тонус.

Для  часто болеющих детей (ЧБД)  раннего возраста  мы разработали оздоровительный режим. В нем учитываются не только коррекционная направленность, но и специфика сезона (осенне-зимний, зимне- весенний, летний). Отличие данного режима от традиционного в том, что в его структуру включены обязательные оздоровительные мероприятия (упражнения на дыхание, массаж, физиопроцедуры, щадящий режим). Закаливание воздухом – наиболее доступное средство закаливания в любое время года. Систематическое пребывание ребенка на воздухе способствует быстрой адаптации организма к смене температурных условий.

Для организации   прогулок  в детском саду имеется участок, на котором есть места для проведения подвижных игр и развития движений детей, для игр с песком, водой, для творческих игр и игр с различными игрушками. Кроме постоянного оборудования, на площадку выносятся игрушки, пособия в соответствии с намеченным планом работы.

Чтобы дети охотно собирались на прогулку, заранее продумываю ее содержание, вызываю  у малышей интерес к ней  с помощью игрушек или рассказа о том, чем они будут заниматься. Если прогулки содержательны и интересны, дети, как правило, идут гулять с большой охотой. Выход детей на прогулку провожу по подгруппам. За остальными детьми следит младший воспитатель, затем провожает их на участок.

Планирование содержания деятельности детей на прогулке зависит от времени года, погоды, предшествующих занятий, интересов  и возраста. Ведущее место на прогулке отвожу играм,  преимущественно подвижным. Игра может быть проведена в начале прогулке, если занятия были связаны с долгим сидением детей. Если же они идут гулять после  музыкального или физкультурного занятия, то игру провожу  в середине  или в конце прогулке за полчаса до ее окончания. Выбор игры зависит от времени  года, погоды, температуры воздуха. В холодные дни начинаю прогулку с игр большей подвижности, связанных с бегом, метанием, прыжками. Веселые и увлекательные игры помогают детям лучше переносить холодную погоду. В сырую, дождливую погоду (особенно весной и осенью) организовываю малоподвижные игры, которые не требуют большого пространства.

Во время прогулки уделяю внимание трудовой деятельности детей. Содержание и формы ее зависят также от погоды и времени года. Так, осень дети собирают листики, шишки, зимой могут сгребать снег. Стремлюсь сделать детский труд радостным, помогающим малышам овладеть полезными навыками и умениями.

Большое место отвожу наблюдениям (заранее планируемым) за природными явлениями и общественной жизнью. Наблюдения провожу с целой группой , с подгруппой, а также с отдельными малышами. Одних привлекаю к наблюдениям, чтобы развить внимание, у других вызываю интерес к природе или общественным явлениям и т.д. Целевые прогулки провожу раз в неделю на небольшое расстояние, в пределах детского сада. Где дети получают много непосредственных впечатлений об окружающем, расширяется их кругозор, развивается наблюдательность и любознательность. Движение на  воздухе оказывает положительное влияние на физическое развитие. Длительная ходьба во время прогулки требует от детей определенной выдержки, организованности и выносливости.

Во время прогулки слежу, чтобы все дети были заняты, не скучали, чтоб никто не озяб и не перегрелся. Тех детей, кто много бегает, привлекаю к участию в более спокойных играх,  для других –  игры  с мячом, для третьих-перешагивание через скакалку, веревочку, сбегание с пригорков.

Для организации самостоятельной деятельности детей создаю необходимые условия: атрибуты, выносной материал.

Еще одно важное направление – это работа с родителями. На информационных стендах размещаю консультации следующего содержания: «Прогулки зимой», «Как одеть ребенка, чтобы он не замерз или откуда берутся простуды», «Подвижные игры всей семьей», «Чем занять ребенка на прогулке?». Индивидуальные беседы – одна из наиболее эффективных форм работы. При условии единства требований к детям со стороны детского сада и семьи можно воспитать их здоровыми и жизнерадостными.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.