Конспект непосредственно организованной деятельности
«Лебеди на озере»
для детей логопедической подготовительной к школе группы
Краснова Татьяна Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 95,
г. Нижний Новгород
Тема недели: «Перелётные птицы»
О.О. «Художественно – эстетическое развитие»
Задачи:
1. Совершенствовать умение детей размещать изображения на листе в соответствии с реальным расположением (ближе – дальше от рисующего; задний – передний план).
2. Развивать умение передавать различия в величине изображаемых предметов.
3. Поощрять самостоятельность в выборе композиционного и цветового решения.
Методы и приёмы: мотивация, иллюстрация плавающих лебедей, планирование работы, выбор материала для рисования, самостоятельная работа детей, помощь педагога, напоминание, совет, рекомендация, любование работами, анализ работ детьми.
Материалы и оборудование: альбомные листы, краски, кисточка (толстая и тонкая), баночки для воды, салфетки. У педагога фото и рисунки лебедей в разных позах.
Предварительная работа: беседы о перелётных водоплавающих птицах, чтение стихов и сказок о них, рассматривание иллюстраций.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Педагог: Сегодня я приготовила для вас загадки о птицах. Слушайте внимательно и отгадывайте:
- Пёстрая крякуша
Ловит лягушек,
Ходит вразвалочку,
Спотыкалочку. (УТКА)
- Он имеет грозный вид,
Тянет шею и шипит.
Я боюсь его невольно –
Он щипается так больно!
Я лучше мимо пробегусь,
И не догонит меня … (ГУСЬ)
- Спит или купается,
Все не разувается:
День и ночь на ножках
Красные сапожки. (ГУСЬ)
- Эта птица такова,
Что не спутаешь с другой.
Может, это цифра два?
Шея выгнута дугой! (ЛЕБЕДЬ)
- В отраженье своё глядя,
Вот скользят по водной глади,
Восхищая всех людей,
Двое белых … (ЛЕБЕДЕЙ)
Педагог: Ребята, вы отгадали все загадки, а теперь скажите, как называются все эти птицы одним словом? (ВОДОПЛАВАЮЩИЕ). Чем они похожи друг на друга? (У ВСЕХ ПЕРЕПОНКИ НА ЛАПАХ И ВСЕ УМЕЮТ ПЛАВАТЬ). А чем эти птицы отличаются? (ДЛИНОЙ ШЕИ: У УТКИ – САМАЯ КОРОТКАЯ, У ЛЕБЕДЯ – САМАЯ ДЛИННАЯ). И еще не забудем сказать, что это птицы перелетные. Кто мне напомнит, почему они так называются — перелетные? А каких перелётных птиц вы еще знаете, что интересного вы можете о них рассказать?
Педагог: Сегодня мы будем рисовать лебедей на лесном озере. Я хочу вам рассказать еще о том, что лебеди, прилетая к нам веной, создают лебединые семьи, выводят и растят своих птенцов. Лебединые семьи – самые крепкие и дружные, выбрав се6е пару, лебеди хранят друг другу верность всю свою птичью жизнь.
Педагог: На доске перед вами – картинки с изображением лебедей. Все лебеди плывут по озеру, но по-разному двигаются. При этом меняется только положении шеи: вот она вытянута вперед – лебедь шипит. Вот шея изогнута – птица любуется своим отражением, а тут шея повернута назад – кто там спрятался за камышом?
Сейчас подумайте, что будут делать лебеди на ваших рисунках. Потом ваши озера – листы бумаги – положите так, чтобы на них красиво расположились лебеди: один или два, или несколько. (Дети кладут листы вертикально или горизонтально).
Педагог: Начнем рисовать: большой овал – туловище, маленький овал – голова, длинная шея, треугольный хвост. Тонкой кистью нарисуем глаз, клюв, и по желанию небольшие волны на озере, или камыш, или кувшинки. Так как озеро в лесу, подумаем о расположении изображения на листе: то, что ближе к нам – это передний план (само озеро, лебеди на нем, волны, кувшинки) нарисуем по размеру крупнее, прорисовывая мелкие детали, а то, что дальше, на заднем плане (лес, разные деревья, небо) — нарисуем мельче, схематичнее, помня о том, что то, что дальше от нас — выглядит зрительно меньше (деревья за озером меньше, чем деревья перед озером — у них надо прорисовать крону с ветками и листьями).
Перед началом работы сделаем зарядку для глаз:
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
Педагог: А теперь приступаем к работе. (В процессе рисования педагог осуществляет индивидуальную помощь при необходимости).
Итог занятия: выставка детских работ. Беседа с детьми о том, что лебеди разные, но все по-своему красивы и у каждого свой характер. Игровое итоговое задание: «найди лебедя по характеру». Например, какой лебедь из всех самый любопытный? Почему? Какой лебедь самый веселый? Самый добрый?