По лесной тропе

Конспект непосредственно образовательной деятельности

 «По лесной тропе»

 

Буркова Марина Михайловна,

воспитатель МБДОУ  № 4,

г. Мурманск

 

Программное содержание: познакомить детей с обитателями леса, сформировать обобщающее понятие “дикие животные”, уточнить представление о диких животных, развивать зрительное  внимание, память, мышление, умение слушать друг друга.

Материалы и оборудование: аудиозапись “Пение птиц”, мультимедийное оборудование, картинки с изображением обитателей леса.

 Ход образовательной деятельности:

Педагог: Ребята, сегодня к нам в гости пришла Матушка-природа, которая приглашает нас к себе в гости. Как вы думаете, где живет Матушка-природа?

Дети: В лесу.

Педагог: Молодцы ребята.

Матушкаприрода: Здравствуйте, ребята. Прежде чем мы отправимся  в путешествие, расскажите, что вы знаете  про лес.

Вопросы: Кто был в лесу?

                 Что видели там?

                 Что растет в лесу?

                 Какие животные живут?

Матушкаприрода (слушает, хвалит детей): Да, ребята, удивили! Знаете немало. Но теперь пора бы  и  в путешествие отправиться.

(Звучит аудиозапись “Пение птиц”)

Педагог: Какая красота вокруг, какой свежий  и чистый воздух в лесу!

(На экране лес. Дети рассматривают изображение на экране).

Здравствуй, лес, зеленый лес,

Полный сказок и чудес!

Ты о чем шумишь листвою,

Ночью темной, грозовою?

Что там шепчешь на заре,

Весь в росе, как в серебре?

Кто в глуши твоей таится?

Что за зверь? Какая птица?

Все открой, не утаи:

Ты же видишь — мы свои!

Матушка-природа: Мы идем по лесу тихо, не спеша. На первый взгляд кажется, что в лесу, кроме нас, никого нет. Остановимся, прислушаемся. Что вы слышите?

Дети: Поют птицы.

Педагог: Здравствуйте, птицы! Прямо над нами, на высоком дереве — гнездо. (Дети поднимают головы вверх.) Слышите?  Пи-пи-пи. Кто это пищит?

Дети: Птенцы.

Педагог: Мама-птица оставила их в гнезде совсем одних. Птенцы выглядывают из гнезда, но близко к краю приблизиться боятся- можно выпасть, а крылья еще не окрепли — не взлететь. В  страхе жмутся птенцы друг к другу и пищат еще громче.

(Изображая птенцов, дети прижимаются друг к другу, пищат)

Педагог: Посмотрите, ребята, мама-птица летит. Где же пропадала она? Искала еду для птенцов. Что принесла она в клюве?

(Ответы детей)

Педагог: Правильно, гусеницу. Посмотрите ребята, как рады птенцы.

Матушкаприрода: А знаете ли вы, ребята, что лес — это большой дом, где живут по соседству самые разнообразные растения и животные. Они не только живут вместе, но и нужны друг другу. В лесу несколько “этажей” растений: высокие деревья, деревья пониже, кустарники и травы. На всех этажах леса  и в почве  обитают животные. Птицы, белочки, куницы живут на самом верхнем этаже лесного дома. Такие звери как еж, заяц, медведь обитают внизу. В лесу обитает множество насекомых. В лесу много животных, которые питаются различными частями растений: листьями, плодами, корой, почками. Таких животных называют травоядными. Но есть в лесу много мелких и крупных хищников, которые питаются другими животными, это, например: волк, куница, лиса. Они находят себе здесь жилье: роют норы, вьют гнезда. Как можно назвать этих животных?

Дети: Дикие.

Матушка-природа: Правильно. А каких животных вы еще знаете?

Дети: Домашних.

Матушка-природа: А вы знаете, чем отличаются дикие животные от домашних?

Дети: Дикие живут в лесу, а домашние — рядом с человеком. Человек заботится о  своих домашних питомцах, потому, что они приносят ему пользу. А дикие заботятся о себе сами.

Матушка-природа: Правильно, домашних животных кормит человек, а диких животных кормит лес. Ребята, а вы знаете, как надо вести себя в лесу?

Дети: Нельзя шуметь, ломать ветки, разорять гнезда, брать животных домой.

Педагог: Все верно. Но посмотрите, какой-то маленький зверек пробирается сквозь кусты. Он то и дело сворачивается в клубок от малейшего шороха. Кто это?

Дети: Это ежик. (Дети смотрят изображение на экране).

Педагог:  Кого он опасается?

Дети: Лису, волка.

Педагог: А кто знает, как спасаются ежи от хищников?

Дети: Они сворачиваются  клубочком.

Матушка-природа: Правильно, когда еж чувствует опасность, он сворачивается в клубок и грозно пыхтит.

Физкультминутка «Енот и еж»

Ежик в бане вымыл ушки,

Шею, кожицу на брюшке.

И сказал еноту еж:

-Ты мне спинку не потрешь?

(Дети выполняют движения в соответствии с текстом).

Матушка-природа:  Ребята, вот мы с вами вышли на лесную полянку, на которой прыгают маленькие, серенькие зверьки. Кто они?

Дети: Зайцы.

(Изображение на экране).

Педагог: Давайте мы с вами  поиграем в игру «Зайцы и волк».

(В игре участвует вся группа детей).

Педагог: Какие лапки у зайца?

Дети: Быстрые, сильные.

Педагог:  Давайте  отправимся дальше. Посмотрите, какие красивые деревья. А чей это пушистый хвост промелькнул среди ветвей?

Хожу в пушистой шубке,

Живу в густом лесу.

В дупле на старом дубе

Орешки я грызу.

 Кто это?

Дети: Белка.

(Изображение на экране).

Педагог: На дереве у нее дупло. Дома ее ждут бельчата. Что принесла мама-белка малышам?

Дети: Шишки, желуди, орехи и грибы.

Педагог: Ребята, посмотрите, белка почему-то замерла, сидит и не шевелится, кто же ее напугал? Да это куница. Хищный зверь, который ловко лазает по деревьям и может нарушить покой беличьей семьи. Но, кажется, все обошлось, куница пробежала мимо. Ребята, давайте присядем, отдохнем на полянке, а Матушка-природа  загадает нам загадки.

Матушка-природа:

В красной шапке расшитой,

В черненьком кафтане.

Знаменит в семье лесной

Своей песенкой смешной.

Что за песня? Красота!

“Тук-тук-тук”,

Да “тра-та-та!” (Дятел)

(Ответы детей).

(Изображение на экране).

Матушка-природа: Дятел — это лесная птица, живет в различных лесах. Большую часть жизни проводит на деревьях. Дятел — очень полезная птица. Он лечит деревья. Его называют лесным доктором.

Хозяин лесной

Просыпается весной,

А зимой, под вьюжный вой,

Спит в избушке снеговой. (Медведь)

(Ответы детей).

 (Изображение на экране).

Матушкаприрода: Медведя часто называют хозяином леса. Он знает в своем лесу каждую опушку, каждую корягу. Медведя все звери в лесу боятся — сила у него богатырская.

Хитрая плутовка,

Рыжая головка,

Хвост пушистый — краса!

А зовут ее…(Лиса)

(Ответы детей).

 (Изображение на экране).

Матушкаприрода: У нее рыжая шубка и длинный  пушистый хвост со светлым кончиком.

Лиса очень хитрая, она может кого угодно обмануть.

Скажите, ребята, а каких диких животных вы знаете еще.

(Ответы детей).

Матушкаприрода: Какие вы молодцы! Во время нашего путешествия вы были внимательны и наблюдательны. Я надеюсь, что вы много нового сможете рассказать своим друзьям. А мне нужно возвращаться в лес.

Педагог: Спасибо тебе, Матушка-природа, мы узнали много нового и интересного. Нам очень понравилось у тебя в гостях.

Дети: Спасибо. До свидания.

Список литературы:

  1. “Моя первая книга о животных.”-М.:Эксмо, 2007.
  2. www.roossa.ru
  3. “Угадай, как нас зовут” — М., Л.А. Венгер,О.М. Дьяченко,1989.
  4. “1000 загадок” -Ярославль, Елкина Н.В., Тарабарина Т.И.,1996.
Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.