Здоровье и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста

Методические рекомендации

«Здоровье и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»

 

 Чернова Елена Васильевна,

 воспитатель СП ГБОУ СОШ №4,

 г. Сызрань

 

Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Но ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сам по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевные волнения, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.

 Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарования и природных способностей. Не нужно ограждать ребенка от лучшего в мире учителя — жизненного опыта. На здоровье ребенка оказывает влияние среда, в которой он растет и развивается. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм — одно из важнейших условий гармоничного развития человека.

Целью работы в направлении формирования здоровья и эмоционального благополучия ребенка является выработка через игровые формы  у детей потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, воспитании физических качеств.

Основными задачами являются:

1 .Укрепление здоровья детей.

2.Формирование знаний о человеке, своем теле, о силах природы, о взаимодействии с другими людьми, о здоровье.

3.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.

  1. Развитие физических качеств: силы духа, воли, выносливости, умений применять полученные знания в жизненных ситуациях.

Формами работы в данном направлении являются:

— фронтальные игровые виды непосредственно образовательной деятельности,

— беседы,

— дидактические игры,

— подвижные игры,

— пальчиковые игротренинги,

— игровые упражнения и тренинги,

— наблюдения,

— выставки детских работ на данную тему,

— совместные спортивные праздники,

— опыты,

— реальная помощь родителей,

— чтение детской художественной литературы по теме и беседы по содержанию.

Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе, в своих способностях, повысить свою самооценку и самостоятельность. Данная система работы рассчитана на 2 года для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Последовательность рассматриваемых проблем сохраняется. При повторном возвращении к материалу, учебное содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей с содержанием других тем, обогащенных жизненным опытом ребенка, повзрослевшего на 1 год.

Содержание работы с детьми:

Показать де­тям многообразие мира людей, помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность и неповто­римость, воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли.  Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования, привязанности к своей семье, своему роду, друзьям.

Дать детям знания о росте человека, его организме, изменениях, происходящих с ним, о значении органов человека и их работе. По­знакомить детей с особенностями развития органов слуха, обоняния, осязания, дать понятия о значении в жизни человека слуха, сердца, зрения, легких. Уточнить знания детей о том, зачем мы едим, что такое здоровое питание, какую воду надо пить. Познакомить детей с тем, что такое витамины, какую пользу приносят они человеку.

Дать детям знания о режиме дня, о необходимости его соблюдения постоянно, о личной гигиене. Развивать представления о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни, учить детей заботит­ся о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. Дать детям элементарные знания о болезнях, их возбудителях и про­филактике заболеваний.

Познакомить детей с основными номерами телефонов (01,02,03,04), необхо­димых при возникновении чрезвычайных ситуаций. Развивать у детей умение обращать внимание на свои пережива­ния, свои поступки, отношение к другим. Способствовать развитию самооценки.

Перспективное планирование по теме «Здоровье человека»

  1. Тема: «Какие бывают люди».

Цель: показать многообразие мира людей.

Лепка — пластилиновые люди.

  1. Тема: «Я человек. Я такой».

Цель: помочь ребенку раскрыть сущность человека осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувству радости существования.

Игра – «Говорящая кукла».

Игра с зеркалом: «Это я».

«Мой внешний вид» — составление словесного портрета.

  1. Тема: «Что я знаю о себе».

Цель: формировать у ребенка представление о своей принадлежности к человечес­кому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Воспитывать чувство собственного достоинства, привязанности к своей семье, своему роду, друзьями.

  1. Тема: «Я и мое имя».

Беседа о прошлом ребенка, знать почему ему выбрали именно это имя, кто из родственников носит такое же имя.

Объяснить понятие: день рождения, день Ангела, тезка.

Системный оператор «Я на СО».

Игра: «Назови пословицу».

Чтение Б. Житков «Чудесное имя».

  1. Рассматривание семейных альбомов «Твои корни».

Домашнее задание (дети выполняют вместе с родителями): «Построим генеалогическое дерево»

                                                          __ Я__

                                                       папа   мама

                                                     !                     !

                                              дедушка        дедушка

                                              бабушка        бабушка

  1. Тема: «Я и моя семья».

Моделирование «Символический портрет моей семьи в геометрическом формате и цвете».

Игра: «Зачем».

Беседа: «Настроение в семье».

Игровое упражнение «Я помогу всем — солнышко» (программа «Искорка»).

Выставка детских работ: «Про папу, маму и меня».

  1. Тема: «Как мы растем».

Цель: дать детям знания о том, что кости ребенка постоянно растут. Знать какие меры предосторожности нужно соблюдать в этот период.

Опыт: «Измерение роста ребенка».

  1. Тема: «Как устроено тело человека».

Цель: познакомить детей с тем, как устроено тело человека: внутренние органы, скелет и т.д.

Игра: «Мое тело».

Рисование: «Красота человеческого лица».

Игровое упражнение «Звезда» (программа «Искорка»).

  1. Тема: «На чем все держится».

Цель: познакомить детей с тем, что человек всегда сохраняет форму своего тела. Помогают ему в этом кости, их больше 200. Они соединены в определенном порядке и все вместе образуют скелет.

Упражнение  «Березки» (программа «Искорка»).

  1. Тема: «Центральный компьютер — главный штаб организма».

Цель: дать понять детям, что мозг является главной частью организма. Сюда переходит сообщение от всех органов чувств и от всех внутренних органов. В нем хранится память обо всем, что узнали, чему научились, о том, что было раньше.

  1. Тема: «Кровообращение организма».

Цель: уточнить знания детей о том, что кровь необходима человеку для жизни, она доставляет все необходимое для жизни в каждую клеточку организма, а отработанные вещества уносит.

  1. Тема: «Как движутся части тела».

Цель: познакомить детей со значением мышц, костей, суставов для строения тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела.

Чтение  Е. Пермяк «Для чего руки нужны».

Игровое упражнение «Подними карандаш».

  1. Тема: «Твоя главная одежда».

Цель: познакомить детей с устройством кожи. Она является природной одеждой и хорошо защитницей организма.

  1. Тема: «Надежные помощники».

Цель: дать представления об органах чувств человека.

Опыт: Предложить понюхать свежесрезанный лимон.

  1. Тема: «Почему у нас 2 языка».

Цель: дать понять детям, что с помощью языка люди не только общаются друг с другом, он помогает узнать вкус пиши, помогает глотать и дышать.

Дидактическая игра «Определи на вкус».

  1. Тема: «Развитие слуха у человека».

Цель: познакомить детей с особенностями развития слуха у человека, дать понятие сколь значим слух в жизни человека.

  1. Тема: «Гигиена органов слуха».

Цель: познакомить детей с причинами нарушения слуха, дать полезные рекомендации.

Дидактическая игра «Определи по звуку».

Упражнение: «Как научиться чистить уши» (программа «Искорка»).

  1. Тема: «Как мы дышим».

Цель: познакомить детей с органами дыхания, работой легких.

Беседа: «Воздух должен быть чистым».

  1. Тема:«Глаза человека».

Цель: уточнить знания об органах зрения, о том какие части тела защищают глаза человека (веки, брови, ресницы).

  1. Тема: «Великий труженик».

Цель: познакомить детей с работой сердца — одного из важнейших органов человеческого организма.

  1. Тема: «Съедобный конструктор».

Цель: уточнить знания детей о том, зачем мы едим, почему это так важно. Показать на примере игры как пища попадает в желудок и перерабатывается там. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.

Подвижная игра с мячом «Вредно — полезно».

  1. Тема: «Почему нам хочется пить».

Цель: познакомить детей с работой почек, их деятельностью в организме человека.

  1. Тема: «Что такое шлаки».

Цель: дать детям знания о том, что шлаки — это вещества, от которых наш организм должен как можно скорее избавиться.

  1. Тема: «Витамины и полезные продукты».

Цель: рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека.

Чтение: С. Афонькин «Помоги организму подготовиться к холодам».

Л. Зильберг «Никогда не унывай».

  1. Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».

Цель: уточнить знания детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях, учить различать их и правильно называть.

Пальчиковая игра «Полное лукошко».

Дидактическая игра «Можно — нельзя».

  1. Тема: «Режим дня».

Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.

Чтение: К. Чуковский «Рано — вставать — рано в кровать, горя не будите знать».

  1. Тема: «Личная гигиена».

Цель: развивать у детей понимания значения и необходимости гигиенических процедур.

Чтение: «Сказка про мыло» С. Афонькин.

Стихотворение «Не умыться, не напиться без воды

                             Листику не распуститься без воды

                             Без воды прожить не смогут

                             Птица, зверь и человек.

                             И поэтому всегда

                             Всем везде нужна вода».

  1. Тема: «Зачем чистить зубы».

Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни, учить детей ответственно относиться к состоянию зубов, закреплять правила и навыки ухода за зубами, уточнить представления о предметах личной гигиены.

Подвижная игра с мячом  «Можно — нельзя, полезно — вредно».

  1. Тема: «В стране здоровья».

Цель: развивать представления о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни, продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело и организм человека. Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуации, приносящих организму вред.

Дидактическая игра: «Самое дорогое. Здоровье — болезнь».

Чтение: «Сказка о здоровье» (программа «Искорка»). Что делать если простудился? (массаж).

  1. Тема: «Какие бывают болезни. Микробы и вирусы».

Цель: дать детям элементарные представления о болезни инфекционных; их возбудителях — микробы и вирусы.

  1. Тема: «Первая помощь».

Цель: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать Скорую медицинскую помощь в экстремальных случаях.

  1. Тема: «Отношение к больному человеку».

Цель: по возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых хронических заболеваниях. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.

Чтение: С. Афонькин «Откуда берутся болезни».

Игровое упражнение «Звезда» (программа «Искорка»).

  1. Тема: «Спорт. Чтобы быть здоровым и сильным».

Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здорового человека.

Чтение: С. Афонькин «Зачем делать зарядку», «Как стать сильным».

Динамическая пауза «Зверская зарядка».

                               Надо ловким стать стремиться,

                               Словно зверь и словно птица

                               Становись-ка на зарядку,

                               всех покажем по порядку!

                               Изогну я круче шею

                               Как жираф, кивать умею

                               Наклоняйся голова!

                               Раз-два, раз-два

                               Руки ходят, фу-ты, ну-ты, ;

                               Словно щупальца у спрута

                               Как похоже посмотри!

                               Раз-два-три, раз-два-три!

                               Я могу, коль напрягусь,

                               Хлопать крыльями как гусь

                               Не проворней гуся в мире

                               Три-четыре, три-четыре,

                               Я упрямиться не стану.

                               Ловко, словно обезьяна,

                               Буду спину прогибать

                               Три-четьре-пять!

                               Вот еще пример хороший

                               Буду топать словно лошадь,

                               Будто бы копыта есть

                               Пять-шесть! Пять-шесть

                               На носочки поднимаюсь,

                               Вверх тянусь как белый аист:

                               И расту на зависть всем шесть-семь.

                               Буду гибким словно кошка

                               Потянусь еще немножко.

                               Позвоночки перекосим

                               Семь-восемь!

                               Утром поднимаюсь, бодро собираюсь,

                               Упражняться мне не лень

                               Что бы быть в порядке, делаю зарядку,

                               Делаю зарядку каждый день!

  1. Тема: «Одежда и здоровье».

Цель: дать знания о том, что одежда защищает человека от жары, холода, ветра и дождя. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.

Чтение: А Афонькин «Как победить простуду».

  1. Тема: «Конфликтные ситуации».

Цель: развивать у детей умение обращать внимание на свои переживания, свои поступки, отношение к другим. Способствовать развитию самооценки. Малоподвижная игра «Слушай тишину».

  1. Тема: «Отдых».

Цель: познакомить с понятием отдых: сон является своеобразным отдыхом для организма. Обследовать необходимость отдыха и сна. Прививать навыки организации самостоятельной деятельности.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.