Методические рекомендации
«Здоровье и эмоциональное благополучие детей дошкольного возраста»
Чернова Елена Васильевна,
воспитатель СП ГБОУ СОШ №4,
г. Сызрань
Каждый родитель хочет видеть своего малыша здоровым, веселым, хорошо физически развитым. Но ни полнота, ни богатырское сложение, ни румянец сам по себе не являются критериями здоровья. Суть его в гармонии физических и духовных сил, уравновешенности нервной системы, выносливости, способности противостоять различным вредным влияниям. Жизнь неизбежно столкнет ребенка с какими-то испытаниями. Что бы это ни было — резкая смена температуры или инфекция, физическая перегрузка или душевные волнения, крепкий организм ответит целесообразными реакциями, отстоит себя, а слабый потерпит поражение.
Здорового ребенка легче воспитывать. Это общеизвестно. У него быстрее устанавливаются умения и навыки, он лучше приспосабливается к смене условий и воспринимает все предъявляемые ему требования. Здоровье — важнейшая предпосылка правильного формирования характера, развития инициативы, сильной воли, дарования и природных способностей. Не нужно ограждать ребенка от лучшего в мире учителя — жизненного опыта. На здоровье ребенка оказывает влияние среда, в которой он растет и развивается. Воспитание должно быть не изнеживающим, а закаливающим, тренирующим, повышающим активность растущего организма. Здоровая нервная система, бодрость, оптимизм — одно из важнейших условий гармоничного развития человека.
Целью работы в направлении формирования здоровья и эмоционального благополучия ребенка является выработка через игровые формы у детей потребности в здоровом образе жизни, укреплении здоровья, воспитании физических качеств.
Основными задачами являются:
1 .Укрепление здоровья детей.
2.Формирование знаний о человеке, своем теле, о силах природы, о взаимодействии с другими людьми, о здоровье.
3.Воспитание потребности в здоровом образе жизни.
- Развитие физических качеств: силы духа, воли, выносливости, умений применять полученные знания в жизненных ситуациях.
Формами работы в данном направлении являются:
— фронтальные игровые виды непосредственно образовательной деятельности,
— беседы,
— дидактические игры,
— подвижные игры,
— пальчиковые игротренинги,
— игровые упражнения и тренинги,
— наблюдения,
— выставки детских работ на данную тему,
— совместные спортивные праздники,
— опыты,
— реальная помощь родителей,
— чтение детской художественной литературы по теме и беседы по содержанию.
Детям предоставляется возможность и условия, позволяющие обрести чувство уверенности в себе, в своих способностях, повысить свою самооценку и самостоятельность. Данная система работы рассчитана на 2 года для детей старшего дошкольного возраста (5-7 лет). Последовательность рассматриваемых проблем сохраняется. При повторном возвращении к материалу, учебное содержание постепенно наполняется новыми понятиями, смыслами. Это достигается за счет рассмотрения темы с новых позиций и установления новых связей с содержанием других тем, обогащенных жизненным опытом ребенка, повзрослевшего на 1 год.
Содержание работы с детьми:
Показать детям многообразие мира людей, помочь ребенку раскрыть сущность человека, осознать свою индивидуальность, особенность и неповторимость, воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувство радости существования, привязанности к своей семье, своему роду, друзьям.
Дать детям знания о росте человека, его организме, изменениях, происходящих с ним, о значении органов человека и их работе. Познакомить детей с особенностями развития органов слуха, обоняния, осязания, дать понятия о значении в жизни человека слуха, сердца, зрения, легких. Уточнить знания детей о том, зачем мы едим, что такое здоровое питание, какую воду надо пить. Познакомить детей с тем, что такое витамины, какую пользу приносят они человеку.
Дать детям знания о режиме дня, о необходимости его соблюдения постоянно, о личной гигиене. Развивать представления о том, что здоровье-главная ценность человеческой жизни, учить детей заботится о своем здоровье, избегать ситуаций, приносящих здоровью вред. Дать детям элементарные знания о болезнях, их возбудителях и профилактике заболеваний.
Познакомить детей с основными номерами телефонов (01,02,03,04), необходимых при возникновении чрезвычайных ситуаций. Развивать у детей умение обращать внимание на свои переживания, свои поступки, отношение к другим. Способствовать развитию самооценки.
Перспективное планирование по теме «Здоровье человека»
- Тема: «Какие бывают люди».
Цель: показать многообразие мира людей.
Лепка — пластилиновые люди.
- Тема: «Я человек. Я такой».
Цель: помочь ребенку раскрыть сущность человека осознать свою индивидуальность, особенность, неповторимость. Формировать доверие к людям, любовь к жизни, чувству радости существования.
Игра – «Говорящая кукла».
Игра с зеркалом: «Это я».
«Мой внешний вид» — составление словесного портрета.
- Тема: «Что я знаю о себе».
Цель: формировать у ребенка представление о своей принадлежности к человеческому роду. Воспитывать уверенность в себе, умение анализировать свои поступки, чувства, мысли. Воспитывать чувство собственного достоинства, привязанности к своей семье, своему роду, друзьями.
- Тема: «Я и мое имя».
Беседа о прошлом ребенка, знать почему ему выбрали именно это имя, кто из родственников носит такое же имя.
Объяснить понятие: день рождения, день Ангела, тезка.
Системный оператор «Я на СО».
Игра: «Назови пословицу».
Чтение Б. Житков «Чудесное имя».
- Рассматривание семейных альбомов «Твои корни».
Домашнее задание (дети выполняют вместе с родителями): «Построим генеалогическое дерево»
__ Я__
папа мама
! !
дедушка дедушка
бабушка бабушка
- Тема: «Я и моя семья».
Моделирование «Символический портрет моей семьи в геометрическом формате и цвете».
Игра: «Зачем».
Беседа: «Настроение в семье».
Игровое упражнение «Я помогу всем — солнышко» (программа «Искорка»).
Выставка детских работ: «Про папу, маму и меня».
- Тема: «Как мы растем».
Цель: дать детям знания о том, что кости ребенка постоянно растут. Знать какие меры предосторожности нужно соблюдать в этот период.
Опыт: «Измерение роста ребенка».
- Тема: «Как устроено тело человека».
Цель: познакомить детей с тем, как устроено тело человека: внутренние органы, скелет и т.д.
Игра: «Мое тело».
Рисование: «Красота человеческого лица».
Игровое упражнение «Звезда» (программа «Искорка»).
- Тема: «На чем все держится».
Цель: познакомить детей с тем, что человек всегда сохраняет форму своего тела. Помогают ему в этом кости, их больше 200. Они соединены в определенном порядке и все вместе образуют скелет.
Упражнение «Березки» (программа «Искорка»).
- Тема: «Центральный компьютер — главный штаб организма».
Цель: дать понять детям, что мозг является главной частью организма. Сюда переходит сообщение от всех органов чувств и от всех внутренних органов. В нем хранится память обо всем, что узнали, чему научились, о том, что было раньше.
- Тема: «Кровообращение организма».
Цель: уточнить знания детей о том, что кровь необходима человеку для жизни, она доставляет все необходимое для жизни в каждую клеточку организма, а отработанные вещества уносит.
- Тема: «Как движутся части тела».
Цель: познакомить детей со значением мышц, костей, суставов для строения тела человека, а также с возможностями движения различных частей тела.
Чтение Е. Пермяк «Для чего руки нужны».
Игровое упражнение «Подними карандаш».
- Тема: «Твоя главная одежда».
Цель: познакомить детей с устройством кожи. Она является природной одеждой и хорошо защитницей организма.
- Тема: «Надежные помощники».
Цель: дать представления об органах чувств человека.
Опыт: Предложить понюхать свежесрезанный лимон.
- Тема: «Почему у нас 2 языка».
Цель: дать понять детям, что с помощью языка люди не только общаются друг с другом, он помогает узнать вкус пиши, помогает глотать и дышать.
Дидактическая игра «Определи на вкус».
- Тема: «Развитие слуха у человека».
Цель: познакомить детей с особенностями развития слуха у человека, дать понятие сколь значим слух в жизни человека.
- Тема: «Гигиена органов слуха».
Цель: познакомить детей с причинами нарушения слуха, дать полезные рекомендации.
Дидактическая игра «Определи по звуку».
Упражнение: «Как научиться чистить уши» (программа «Искорка»).
- Тема: «Как мы дышим».
Цель: познакомить детей с органами дыхания, работой легких.
Беседа: «Воздух должен быть чистым».
- Тема:«Глаза человека».
Цель: уточнить знания об органах зрения, о том какие части тела защищают глаза человека (веки, брови, ресницы).
- Тема: «Великий труженик».
Цель: познакомить детей с работой сердца — одного из важнейших органов человеческого организма.
- Тема: «Съедобный конструктор».
Цель: уточнить знания детей о том, зачем мы едим, почему это так важно. Показать на примере игры как пища попадает в желудок и перерабатывается там. Помочь понять, что здоровье зависит от правильного питания, еда должна быть не только вкусной, но и полезной.
Подвижная игра с мячом «Вредно — полезно».
- Тема: «Почему нам хочется пить».
Цель: познакомить детей с работой почек, их деятельностью в организме человека.
- Тема: «Что такое шлаки».
Цель: дать детям знания о том, что шлаки — это вещества, от которых наш организм должен как можно скорее избавиться.
- Тема: «Витамины и полезные продукты».
Цель: рассказать детям о пользе витаминов, их значении для здоровья человека.
Чтение: С. Афонькин «Помоги организму подготовиться к холодам».
Л. Зильберг «Никогда не унывай».
- Тема: «Съедобные ягоды и ядовитые растения».
Цель: уточнить знания детей о съедобных ягодах и ядовитых растениях, учить различать их и правильно называть.
Пальчиковая игра «Полное лукошко».
Дидактическая игра «Можно — нельзя».
- Тема: «Режим дня».
Цель: сформировать у детей представления о правильном режиме дня и пользе его соблюдения для здоровья.
Чтение: К. Чуковский «Рано — вставать — рано в кровать, горя не будите знать».
- Тема: «Личная гигиена».
Цель: развивать у детей понимания значения и необходимости гигиенических процедур.
Чтение: «Сказка про мыло» С. Афонькин.
Стихотворение «Не умыться, не напиться без воды
Листику не распуститься без воды
Без воды прожить не смогут
Птица, зверь и человек.
И поэтому всегда
Всем везде нужна вода».
- Тема: «Зачем чистить зубы».
Цель: формировать привычку к здоровому образу жизни, учить детей ответственно относиться к состоянию зубов, закреплять правила и навыки ухода за зубами, уточнить представления о предметах личной гигиены.
Подвижная игра с мячом «Можно — нельзя, полезно — вредно».
- Тема: «В стране здоровья».
Цель: развивать представления о том, что здоровье — главная ценность человеческой жизни, продолжать знакомить детей с тем, как устроено тело и организм человека. Научить заботиться о своем здоровье, избегать ситуации, приносящих организму вред.
Дидактическая игра: «Самое дорогое. Здоровье — болезнь».
Чтение: «Сказка о здоровье» (программа «Искорка»). Что делать если простудился? (массаж).
- Тема: «Какие бывают болезни. Микробы и вирусы».
Цель: дать детям элементарные представления о болезни инфекционных; их возбудителях — микробы и вирусы.
- Тема: «Первая помощь».
Цель: познакомить детей с номером телефона «03», научить вызывать Скорую медицинскую помощь в экстремальных случаях.
- Тема: «Отношение к больному человеку».
Цель: по возможности не оберегать детей от знаний о тяжелых хронических заболеваниях. Стараться пробудить в них чувство сострадания, стремление помочь больным, одиноким, пожилым людям.
Чтение: С. Афонькин «Откуда берутся болезни».
Игровое упражнение «Звезда» (программа «Искорка»).
- Тема: «Спорт. Чтобы быть здоровым и сильным».
Цель: способствовать становлению у детей ценностей здорового образа жизни: занятия спортом очень полезны для здорового человека.
Чтение: С. Афонькин «Зачем делать зарядку», «Как стать сильным».
Динамическая пауза «Зверская зарядка».
Надо ловким стать стремиться,
Словно зверь и словно птица
Становись-ка на зарядку,
всех покажем по порядку!
Изогну я круче шею
Как жираф, кивать умею
Наклоняйся голова!
Раз-два, раз-два
Руки ходят, фу-ты, ну-ты, ;
Словно щупальца у спрута
Как похоже посмотри!
Раз-два-три, раз-два-три!
Я могу, коль напрягусь,
Хлопать крыльями как гусь
Не проворней гуся в мире
Три-четыре, три-четыре,
Я упрямиться не стану.
Ловко, словно обезьяна,
Буду спину прогибать
Три-четьре-пять!
Вот еще пример хороший
Буду топать словно лошадь,
Будто бы копыта есть
Пять-шесть! Пять-шесть
На носочки поднимаюсь,
Вверх тянусь как белый аист:
И расту на зависть всем шесть-семь.
Буду гибким словно кошка
Потянусь еще немножко.
Позвоночки перекосим
Семь-восемь!
Утром поднимаюсь, бодро собираюсь,
Упражняться мне не лень
Что бы быть в порядке, делаю зарядку,
Делаю зарядку каждый день!
- Тема: «Одежда и здоровье».
Цель: дать знания о том, что одежда защищает человека от жары, холода, ветра и дождя. Чтобы сохранить здоровье и не болеть, надо правильно одеваться.
Чтение: А Афонькин «Как победить простуду».
- Тема: «Конфликтные ситуации».
Цель: развивать у детей умение обращать внимание на свои переживания, свои поступки, отношение к другим. Способствовать развитию самооценки. Малоподвижная игра «Слушай тишину».
- Тема: «Отдых».
Цель: познакомить с понятием отдых: сон является своеобразным отдыхом для организма. Обследовать необходимость отдыха и сна. Прививать навыки организации самостоятельной деятельности.