Музыкально-оздоровительные сеансы для дошкольников

муз занятия

Задача профилактики и оздоровления воспитанников актуальна не только для воспитателей и инструкторов по физкультуре, но и для музыкальных руководителей. Помимо традиционных оздоровительных форм работы в копилке музыкальных руководителей появились и инновационные. В их числе — музыкально-оздоровительные сеансы.

Основными  принципами  построения  оздоровительных сеансов  являются:

— принцип системности  (в  течение учебного года работа проводится систематически, в определённый день недели);

— принцип интеграции (объединение разных видов детской деятельности);

— принцип комфортности (создание атмосферы доброжелательности, непринуждённой обстановки, ситуации успеха и эмоциональной вовлечённости в процессе непосредственно образовательной деятельности);

— принцип личностно-ориентированного взаимодействия  (создание условий для раскрепощения, стимулирующего творческую активность каждого ребёнка);

— принцип преемственности  взаимодействия взрослых с ребенком в условиях ДОО и в семье (для эффективной реализации оздоровительной работы с детьми родители выступают активными участниками педагогического процесса и познания внутреннего мира своего ребёнка).

Задачи:

— профилактика и ранняя  коррекция нарушений здоровья  средствами музыкального искусства;

— формирование позитивного отношения к окружающему миру;

— укрепление психологического здоровья воспитанников;

— развитие способности самовыражения и самопознания посредством включения в различные виды музыкальной деятельности;

—  развитие  музыкальных  и творческих способностей.

Образовательная деятельность в ходе сеансов  строится на основе активного взаимодействия взрослого и ребенка. В педагогическом процессе ведущая роль отводится взрослому, который, учитывая индивидуальные потребности, интересы и опыт ребенка, организует его деятельность.

Инновационные методы и приемы, которые используются при проведении оздоровительных сеансов:

1. Коммуникативные игры и упражнения направлены на активизацию  внимания детей, создание у них положительного эмоционального настроя, обучение детей умению определять свое внутреннее состояние и понимать эмоциональное состояние другого человека.

2. Музыкально-ритмические импровизации (чаще под знакомую классическую музыку) используются  для тренировки не только мышечной, но и сердечно-сосудистой, нервной систем.

3. Метод уподобления характеру звучания музыки посредством активного слушания музыки (соединение восприятия музыки с движением: мелкой моторики рук, ритмопластики, образных и танцевальных движений) предполагает активизацию разнообразных творческих действий, побуждает детей к «экспериментированию».

4. Приём переноса музыкального образа в пластический позволяет детям выразить переживания, вызванные характером звучания музыкального произведения, способствует возникновению у детей желания двигаться, ярче и эмоциональнее воспринимая окружающий мир. Кроме того в сеанс включаются упражнения на коррекцию моторной сферы, которые снимают психоэмоциональное напряжение.

5. Ритмодекламация – это синтез поэзии и музыки, «музыкальная речь» или речевое интонированием в ритме, предложенном композитором. Рекомендуется использовать  разработки Татьяны  Боровик и Татьяны Тютюнниковой. В основе их  ритмо и мелодекламаций — стихотворения, положенные на музыку, которые поются или ритмично декламируются. Исполнение сопровождается жестами. Пластика вносит в речевое музицирование пантомимические и театральные возможности.

6. Пальцевый игротренинг способствует развитию мелкой моторики, и как следствие, – развитию речевых анализаторов, памяти.

7. Театрализованные  упражнения и игры. В них соединяются воедино речь, жест, танец, музицирование.

8. Фонопедические упражнения (игры со звуками) разработанные Виктором Емельяновым, Мариной Картушиной, дают возможность «выплеснуть» излишки энергии, способствуют укреплению хрупких голосовых связок детей,  профилактике  заболеваний верхних дыхательных путей. Это:

 — развивающие игры с голосом: подражание звукам окружающего мира,  использование доречевых сигналов  (писка, крика, смеха, плача, гудения, кряхтения);

— речевые зарядки (работа над компонентами речи: произнесение гласных, согласных, слогов и слов);

— речевые игры (прохлопывание имён, приветствий, детского фольклора);

—  мелодекламации (произнесение текста на фоне звучащей музыки без чёткой фиксации звуков);

 — прием тонирования (воспроизведение звука посредством произнесения гласного звука в течение длительного времени) помогает стабилизировать эмоции, улучшает ритм и углублённое дыхание, повышает чувство благополучия: звук «м-м-м» — снимает стресс и даёт возможность полностью расслабиться; звук «а-а-а» — немедленно вызывает расслабление; звук «и-и-и» —  стимулирующий звук,  «о-о-о» — средство мгновенной настройки организма.

9. Элементарное музицирование (проводится в форме импровизационно-творческой игры с разными вариантами оркестровки).  Оркестр объединяет детей, содействует развитию их творческих способностей, музыкальности,  создает условия для широкой ориентации в музыке,  накоплению запаса музыкальных впечатлений, доставляет эмоциональное  удовольствие от процесса творческой работы, тем самым способствует укреплению психического здоровья.

10. Игроритмика это интеграция несложных элементов танца с простыми общеразвивающими упражнениями.  В основе лежит метод моторно-двигательного уподобления, который развивает  умение двигаться в соответствии с динамическими оттенками музыки, согласовывать скорость и характер выполняемых движений с темпом и ритмом музыкального произведения

Проведение оздоровительных сеансов способствует не только оздоровлению воспитанников, но и позитивной социализации, обеспечению эмоционального благополучия каждого ребенка.  Дети  приобретают   новый опыт  с радостью и удовольствием.

Таким образом, данная форма образовательной деятельности дает возможность реализовать требования  федерального государственного образовательного  стандарта, представленные  в виде  целевых ориентиров:

— дети овладевают основными культурными способами деятельности, проявляют инициативу и самостоятельность;

— дети учатся обладать установкой положительного отношения к миру,  другим людям и самому себе,  активно взаимодействуют со сверстниками и взрослыми, участвуют в совместных играх;

— у детей  развивается  воображение, которое реализуется в разных видах деятельности;

— у детей  формируется  крупная и мелкая моторика; они  овладевают основными движениями, учатся  контролировать свои движения и управлять ими.

Конспект очень хорошего оздоровительного сеанса можно посмотреть здесь.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.