Из опыта работы
«Применение игровых приемов в развитии музыкально-ритмических способностей старших дошкольников»
Катряева Ирина Вадимовна,
музыкальный руководитель МБДОУ №103,
г. Нижний Новгород
Музыкально-ритмическое движение или, другими словами, танец – есть та форма обучения, которая является и комфортной, и интересной, и дающей возможность самовыражения.
Ключевые слова: музыкально-ритмическое развитие, музыкально-ритмический слух, движение под музыку.
Систему музыкально-ритмического воспитания одним из первых разработал в конце XIX в. швейцарский педагог и музыкант Эмиль Жак-Далькроз. Над созданием современной системы музыкально-ритмического воспитания работали многие музыканты, педагоги, психологи, методисты, музыкальные руководители дошкольных учреждений. Ведущее место среди них принадлежит Н.Г. Александровой, а также ее ученикам и последователям — Е.В. Коноровой, Н.П. Збруевой, В.И. Гринер, Н.Е. Кизевальтер, М.А. Румер. Учитывая потребность ребенка в движении, вызываемую ростом организма, они стремились к формированию его моторики и главное — к всестороннему развитию посредством органического сочетания движений с музыкальным звучанием.
Наблюдая ритмичность движения в природе и в трудовых процессах, изучая законы жизни, ученые-физиологи, ученые-врачи обращают внимание на вопросы использования музыки в сочетании с движением в лечебных целях. «Движение под музыку оказывается одним из самых эффективных методов развития музыкальности – методом, основанным на естественной реакции на музыку свойственной любому ребенку» (Л. Кулаковский).
Музыкально-ритмические движения — вид музыкальной деятельности детей (значение, задачи, виды ритмики, содержание программы). Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
Музыкально-ритмические движения — это активная деятельность, являющаяся отражением характера музыки в движении. Музыкально-ритмические движения включают в себя музыкальные игры, пляски и упражнения. В основе музыкально-ритмического воспитания лежит развитие у детей способности воспринимать музыкальные образы и умения отразить их в движении.
Музыкально-ритмические движения являются синтетическим видом деятельности — это один из видов, в котором содержание музыки, ее характер, образы передаются в движениях. Поэтому любые движения под музыку развивают и музыкальный слух, и двигательные способности, и те психические процессы, которые лежат в их основе и способствуют эмоциональному и психофизическому развитию детей.
В дошкольном возрасте к показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Воспитывая у детей чувство ритма, педагог повышает рациональную организацию движений, их работоспособность в быстром овладении двигательными навыками и умениями, представляющими составную часть и физического совершенствования. В процессе занятий музыкально- ритмическими движениями у детей развиваются музыкальный слух, память, внимание; воспитываются морально-волевые качества – ловкость, точность, быстрота, целеустремленность; вырабатываются такие свойства движения как мягкость, пружинистость, энергичность, пластичность; укрепляется организм ребенка, улучшается осанка.
Музыкальный ритм способствует упорядочению движений и облегчает владение ими. При правильном отборе музыкально-ритмические движения укрепляют сердечные мышцы, улучшают кровообращение, дыхательные процессы, развивают мускулатуру.
Дети шестого года жизни в своих высказываниях пытаются отметить некоторые связи музыки и движения. Слушая произведение, они могут восстановить в памяти последовательность движений в играх, хороводах, плясках. Ребята чувствуют и передают в движениях повторные, контрастные части музыки, предложения, фразы, если они ясно определенны, симметричны и продолжительны. Появляются двигательная выразительность в передаче музыкально – игровых образов, точность и грациозность в танце. Детям этого возраста свойственны творческие проявления композиции знакомых плясовых движений в новых сочетаниях. Отмечается также более развитое чувство ритма – умение воспроизводить постоянный ритм, выделять акцент, сильную долю, смену темпа.
Дети, которые приходят в детский сад обладают различным музыкальным опытом, различными задатками и различной музыкальной восприимчивостью. В качестве исходного положения нужно считать, что музыкальный слух (в том числе и ритмический) любого ребенка можно развить. К показателям развитости ритмического слуха относятся выразительность движений, их соответствие характеру и ритму музыки. Дети 5 лет уже могут выполнять задания на воспроизведение ритмического рисунка мелодии в хлопках, притопах, на музыкальных инструментах.
Видя красоту движения в играх, плясках, танцах, хороводах, стремясь выполнить движения как можно красивее, изящнее, согласовывать из с музыкой, ребенок развивается эстетически, приучается видеть и создавать прекрасное.
Актуальность:
Приступая к работе по проблеме развития музыкально-ритмических движений у детей дошкольного возраста, я исходила из того, чтобы дать детям более глубокие знания по разделу музыкально-ритмическое воспитание. Развить положительные качества ребенка, что бы они могли проявить активность, инициативу, находчивость, решительность.
Образовательные задачи развития музыкально-ритмических движений в детском саду:
— Формировать умение слушать музыку, понимать ее настроение, характер;
— Формировать умение ориентироваться в пространстве;
— Формировать навыки основных танцевальных движений:
Воспитательные:
— Воспитывать коммуникативные качества у детей, активность и
самостоятельность.
— Создавать атмосферу радости детского творчества в сотрудничестве.
Развивающие:
— Развивать воображение, фантазию, умение самостоятельно находить свои
оригинальные движения,
— Развивать музыкальный слух и чувство ритма;
— Побуждать детей к творчеству.
Музыкально-ритмические навыки усваиваются главным образом в ходе разучивания игр, плясок, хороводов. Однако, некоторые из них требуют дополнительных усилий, тренировок, упражнений. Например, надо поупражнять детей в точном исполнении ритмического рисунка, акцента.
Поэтому, я разработала и изготовила пособия:
— «Музыкальный кубик», включает в себя 3 игры:
1 игра – на ориентировку в пространстве зала
Игра способствует развитию внимания, быстроты реакции, умению ориентироваться в пространстве, согласованности в движениях,
Задача: быстро и четко с ориентироваться по схеме.
На каждой стороне кубика прикреплены схемы построения для детей в музыкальном зале. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, дети делают построение по залу согласно схеме.
2 игра – на развитие ритмического слуха
Игра способствует развитию ритмического слуха и внимания.
Задача: чётко воспроизвести ритм шагами и хлопками.
На каждой стороне кубика прикреплен ритм в виде ножек и ладошек. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, воспроизводит ритм шагами и хлопками, затем ритм воспроизводится всеми детьми вместе.
3 игра — характерно-образные движения животных
Игра способствует развитию умения двигаться в соответствие с образом, упражняет детей в различении музыки разного характера.
Задача: по выпавшей картинке, представить соответствующий образ и передать в движении под музыку.
На каждой стороне кубика прикреплены образы животных. Ведущий (ребенок) подбрасывает кубик, показывает всем выпавшую сторону, под музыку дети воспроизводят образ животного (повадками, ходьбой).
Результативность дидактической игры подтверждается развитие у детей ориентировки в пространстве зала, ритмического слуха, характерно-образных движений.
— «Ритмический паровоз», помогает развивать ритмический слух и внимание.
«К нам приехал паровоз.
Что в вагончиках привез?
Как вагончики все сложишь,
Ритм прохлопать сам ты сможешь!»
— подобрала картотеку дидактических игр на развитие ритмического слуха: «Определи по ритму», «Учитесь танцевать», «Веселые гудки», «Наше путешествие», «Ритмические полоски» и т.д. Ребятам очень нравится во время дидактических игр сочинять сказки, придумывать разные истории о путешествиях, сопровождая истории ритмическими рисунками.
Результатом использования игровых приемов в развитии навыков музыкально-ритмических движений является способность детей к импровизации. У детей совершенствуется исполнение танцевальных движений, они становятся выразительными и пластичными.
Осваивая танцевальные композиции, дети запоминают определённые комбинации чередования движений, при этом стремятся взаимодействовать друг с другом, ориентироваться в пространстве, импровизировать. Для более успешного (быстрого) запоминания танцевальных композиций использую:
— схемы танца (ИКТ).
Импровизируя дети сами выкладывают схемы танца на фланелеграфе.
Музыкально-ритмическая деятельность детей проходит более успешно, если обучение элементов танцевальных движений осуществляется в сочетании с музыкальными играми и творческими заданиями. Систематическое применение игровых приемов вызывает у детей активный интерес к музыке, к самим заданиям, способствует быстрому овладению детьми музыкальным материалом.
Таким образом, на музыкальных занятиях я использую такие игровые приемы:
— «Сапожки». Прием выполняется последовательно. Педагог надевает сапожки на руки и ставит их на пол, сопровождая действия рассказом. Интерес, желание играть побуждают детей старательно выполнить движение.
— «Чик и Брик» «Карандашики» использую для достижения поочерёдного выбрасывания ног на прыжке. Ребятам очень нравится ножками рисовать по полу как карандашиками. Одевать на ноги бантики и представлять, что это птички.
— при разучивании приставного шага помогает прием «Ножницы»
— игра «карусель» — помогает детям при движении по кругу. Развивает умение следить чтобы круг всегда был ровным, расстояния между парами были одинаковы.
Главными условиями развития детей на занятиях являются:
— поддержка интереса и желания заниматься;
— сочетание игровых и творческих моментов
-доброжелательная обстановка.
Таким образом, благодаря регулярным занятиям по развитию музыкально-ритмических движений у детей возросли показатели развития двигательных качеств и умений, общеразвивающих движений, имитационных движений, ориентировки в пространстве, творческих способностей, нравственно-коммуникативных качеств личности.
Ссылки на источники:
— А.И. Буренина «Ритмическая мозаика». Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста – М.: СПб: ЛОИРО, 2000.
— А.И.Буренина «Коммуникативные игры» — 2007.
— Е.В.Горшкова «От жеста к танцу» — М.: Гном и Д, 2002.
— Н.А.Ветлугина «Музыкальное воспитание в детском саду» — М.: Просвещение, 1981.
— А.А. Евдотьева Методическое и практическое пособие по обучению дошкольников пению и движениям в игровой форме «Учимся петь и танцевать, играя!»,- Калуга, 2007.