Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр

Семинар для воспитателей

«Развитие чувства ритма у дошкольников посредством музыкально-дидактических игр»

 

Катряева Ирина Вадимовна,

музыкальный руководитель МБДОУ №103,

г. Нижний Новгород

 

Добрый день уважаемые коллеги!

Тема моего семинара «Развитие чувства ритма посредством музыкально-дидактических игр».

Чувство ритма — неотъемлемая часть не только творческого развития, но и всей жизни человека. Его, как и слух, можно отнести к врожденным чувствам, которые нужно развивать.

Чувство ритма – это восприятие и воспроизведение временных отношений в музыке. Формирование чувства ритма — важнейшая задача педагога.

Чувство ритма – это способность активно воспринимать музыку, чувствуя ее эмоциональную выразительность, и точно воспроизводить ее.

Практика показывает, что развитие чувства ритма является самым сложным компонентом в системе развития музыкальных способностей детей.

Поэтому предлагаю нам с вами обьединиться.

Любые упражнения для развития чувства ритма направлены и на развитие слуха:

Слушайте много разной музыки с детьми, а затем пытайтесь воспроизводить услышанные мелодии голосом, хлопками.

Если вы умеете играть на каком-либо инструменте,

Воспроизводите с детьми различные ритмические рисунки, которые вы слышите, с помощью хлопков или постукивания.

Танцуйте с детьми: танец прекрасно развивает чувство ритма.

Играйте на инструментах  в ансамбле вмести с детьми, в оркестре.

Рассказывайте стихи с ударением на сильную долю, с хлопками или притопами на сильную и слабую долю поочередно, маршируйте, выполняйте танцевальные движения под различную музыку.

Музыкально-ритмические движения выполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузки и утомления. Ритм, который музыка диктует головному мозгу, снимает нервное напряжение, даёт определённый психотерапевтический эффект.

Большими возможностями в развитии чувства ритма обладают творческие игры, в которых ребенок воссоздает определенный образ персонажа или свободно комбинирует известные ему движения, передавая характер и ритм музыки, меняющиеся в ходе музыкальной игры.

Игра – прекрасная форма деятельности, позволяющая приблизить, расположить к себе детей, в том числе и малоактивных. Руководя игрой, педагог следит, чтобы дети соблюдали правила, точно выполняли задания, связанные с содержанием игры.

Музыкально-дидактические игры проводятся с разным по численности составом детей (всей группой, подгруппой и индивидуально).

Многие музыкально-дидактические игры впервые разучиваются с детьми на музыкальном занятии. Чтобы игры  были успешно усвоены детьми необходимо проводить индивидуальную работу.

Роль воспитателя в детской игре велика: он тактично направляет ход игры, следит за взаимоотношениями играющих, сохраняет самостоятельный и творческий характер игровой деятельности детей. Результативность обучения в музыкально-дидактической игре повышается тогда, когда воспитатель сам активно участвует в игре, становится её полноправным участником.

Сегодня представлю вашему внимаю несколько игр на развитие чувства ритма:

«Прогулка»

Ход игры. Дети рассаживаются полукругом. «Сейчас; дети, пождем с вами на прогулку, но она необычная, мы будем гулять в группе, а помогать нам будут помогать ритмические палочки. Вот мы с вами спускаемся по лестнице»,— педагог медленно ударяет палочкой. Дети повторяют такой же ритмический рисунок. «А теперь мы вышли на улицу,— продолжает воспитатель,— светит солнышко, все обрадовались и побежали. Вот так!»—частыми ударами передает бег. Дети повторяют. «Таня взяла мяч и стала медленно ударять им о землю»,— воспитатель вновь медленно ударяет палочками. Дети повторяют. «Остальные дети стали быстро прыгать. Скок, скок»,— быстро ударяет палочкой. Дети повторяют. «Но вдруг на небе появилась туча, закрыла солнышко, и пошел дождь. Сначала это были маленькие редкие капли, а потом начался сильный ливень»,— воспитатель постепенно ускоряет ритм ударов палочкой. Дети повторяют. «Испугались ребята и побежали в детский сад»,— быстро и ритмично ударяет палочкой о палочку.

«Учитесь танцевать»

Ход игры. Дети сидят вокруг стола. У воспитателя большая матрёшка, у детей маленькие. «Большая матрёшка учит танцевать маленьких»,- говорит воспитатель и отстукивает своей матрёшкой по столу несложный ритмический рисунок. Все дети одновременно повторяют этот ритм своими матрёшками.

При повторении игры ведущим может стать ребёнок, правильно выполнивший задание.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.