Из опыта работы
«Эстетическое воспитание детей с ОНР средствами
музыкально-ритмической деятельности»
Акимова Ольга Валентиновна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 1,
пгт. Никель Мурманской обл.
Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Задача эстетического воспитания в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в ребенке. Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмических движений.
Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания: «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».
Одной из форм приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально — ритмические движения и танец). Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Занятия ритмикой – это «музыкальный стержень, где движение можно рассматривать, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом» (Т.С. Бабаджан).
Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволяет ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», — говорил В.А.Сухомлинский.
Именно музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми с ОНР. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.
На протяжении многих лет я отбирала тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями. В своей работе с детьми логопедических групп я решаю как задачи музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.
Музыкальные задачи:
- Воспитывать любовь и интерес к музыке.
- Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
- Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально — ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
- Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
- Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
- Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.
Коррекционные задачи:
- Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
- Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
- Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
- Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.
На занятиях я использую наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.
Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э. Жаком-Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой, над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.
В результате многолетней практической работы сложилась следующая структура занятия по ритмике:
- движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы, бега, прыжков;
- разминка (начинаю с дыхательных упражнений и дальше сверху вниз):
-голова, плечи, руки, мелкая моторика рук, ноги;
-упражнения на маховость, плавность, пружинность;
-упражнения на координацию рук и ног;
-упражнения на развитие регулирования мышечного тонуса;
-упражнения на развитие сохранение равновесия;
-пальчиковая гимнастика (с проговариванием текста);
-игра со словами;
-массаж;
-творческий этюд (на развитие эмоций, мимики, пантомимики);
-танец, инсценирование песни, хоровод;
-релаксационные и медитационные упражнения.
Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по развитию музыкально — ритмических движений – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. В своей работе я стараюсь научить детей любить свое тело и получать удовольствие от красоты своих движений.
Результатом моей педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей с общим недоразвитием речи к различным видам музыкальной деятельности.
Приложение:
Тематический годовой план музыкальных занятий для детей подготовительной логопедической группы
№ п/п | Месяц | Тема | Содержание |
1 | Сентябрь | «Лето красное пропело». | Развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. |
2 | Октябрь | «Берегите голос». | Формировать вокально–хоровые навыки и умения (дыхание, звукообразование, дикция, чистота интонирования, работа над ансамблем). Воспитывать бережное отношение к голосу. |
3 | Ноябрь | «Зимние забавы». | Учить детей овладевать ритмом произвольных движений, развитие общей моторики. Работать над выразительностью, музыкальностью движений. |
4 | Декабрь | «Деревянные звуки — музыка или шум?» | Расширять представления детей о непривычных музыкальных инструментах. Определять происхождение звуков и различать музыкальные звуки. |
5 | Январь | «Королевство скрипки». | Расширять знания детей об особенностях музыкальных инструментах (внешнего вида и особенности звучания). |
6 | Февраль | «Кем быть?» | Работать над координацией движений и ориентированием в пространстве. Развивать общую моторику, подвижность стоп и кистей. |
7 | Март | «Подснежник»- интегрированное занятие с ИЗО. | Воспитывать у детей любовь к природе, замечать ее изменения и предавать их в рисунке. Развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей. |
8 | Апрель | «На лесном перекрестке» | Совершенствовать координацию движений, выразительность образов. |
9 | Май | «Весенняя капель» | Совершенствовать творческие и импровизационные способности детей. |