Эстетическое воспитание детей с ОНР средствами музыкально-ритмической деятельности

Из опыта работы

«Эстетическое воспитание детей с ОНР средствами

музыкально-ритмической деятельности»

 

Акимова Ольга Валентиновна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 1,

пгт. Никель Мурманской обл.

 

Эстетическое воспитание — это процесс целенаправленного и систематического формирования умений адекватно воспринимать, правильно понимать, верно оценивать прекрасное в природе, искусстве и обществе, а также развитие способности создавать красивое. Задача эстетического воспитания  в образовании должна сводиться к постоянному развитию интеллектуального и чувственного начал в ребенке. Большое место в эстетическом воспитании детей дошкольного возраста отводится музыкальному воспитанию в совокупности его средств: слушания музыки, пения и музыкально-ритмических движений. 

Выдающийся советский педагог В.А.Сухомлинский называл музыку могучим средством эстетического воспитания: «Умение слушать и понимать музыку — один из элементарных признаков эстетической культуры, без этого невозможно представить полноценного воспитания», «Музыка — могучий источник мысли. Без музыкального воспитания невозможно полноценное умственное развитие ребёнка. Развивая чуткость ребёнка к музыке, мы облагораживаем его мысли, стремления».

Одной из форм приобщения детей к музыке является творческая исполнительская деятельность, которая может осуществляться в самых различных видах (игра на музыкальных инструментах, пение, музыкально — ритмические движения и танец). Ритмика не только удовлетворяет потребность детей в движении, в увлекательных игровых действиях, но и развивает эмоциональное восприятие музыки. Занятия ритмикой – это «музыкальный стержень, где движение можно рассматривать, как выявление эмоций, связанных с музыкальным образом» (Т.С. Бабаджан).

Что бы работа над музыкальным произведением приносила удовлетворение и радость, следует проводить ее живо и увлекательно. Только творческая атмосфера позволяет ребенку по настоящему свободно передавать свои чувства и переживания и непроизвольно постигать тайны искусства, а это значит, что открывается путь к скорейшему овладению и закреплению того или иного навыка. «Только эмоциональное пробуждение разума дает положительные результаты в работе с детьми», — говорил В.А.Сухомлинский.

Именно музыка, музыкальное воспитание оказывает большую помощь в коррекционной работе с детьми с ОНР. Под влиянием музыки, музыкальных упражнений и игр при условии использования правильно подобранных приемов положительно развиваются психические процессы и свойства личности, чище и грамотнее становится речь.

На протяжении многих лет я отбирала тот материал и те методические приёмы, которые дают наиболее ощутимые результаты в музыкальном воспитании, в коррекции недостатков, свойственным детям с речевыми нарушениями. В своей работе с детьми логопедических групп я решаю как задачи музыкального воспитания, так и задачи коррекционные.

Музыкальные задачи:

  1. Воспитывать любовь и интерес к музыке.
  2. Обогащать музыкальными впечатления, знакомя детей с разнообразными произведениями.
  3. Развивать навыки во всех видах музыкальной деятельности: в пении, слушании, музыкально — ритмических движениях, игре на музыкальных инструментах.
  4. Содействовать воспитанию и формированию музыкального вкуса.
  5. Оказывать влияние на всестороннее развитие ребёнка, используя все виды музыкальной деятельности.
  6. Развивать творческую активность во всех доступных детям видах музыкальной деятельности. Это довольно сложная задача для детей с речевыми нарушениями, но очень важная: её решение помогает им раскрыться, снять напряжение и обрести свободу движений и восприятия.

Коррекционные задачи:

  1. Оздоровление психики: воспитание уверенности в своих силах, выдержки, волевых черт характера.
  2. Нормализация психических процессов и свойств: памяти, внимания, мышления, регуляции процессов возбуждения и торможения.
  3. Укрепление, тренировка двигательного аппарата: развитие равновесия, свободы движений, снятие излишнего мышечного напряжения, улучшение ориентировки в пространстве, координации движений.
  4. Исправления ряда речевых недостатков: невнятного произношения, скороговорки, проглатывания окончания слова.

На занятиях я использую наглядные, словесные и практические методы. Наглядные методы включают в себя наглядно-слуховые, наглядно-зрительные приёмы и тактильно-мышечную наглядность.

Работу свою строю в этом разделе на системе ритмических упражнений созданную Э. Жаком-Далькрозом; в ней музыкально-ритмические задания сочетаются с ритмическими упражнениями. Дети постепенно накапливают музыкально-двигательный опыт, опыт соотнесения движения с музыкой разного характера, воплощение в свободных выразительных движениях образов реального мира и музыкального мира и музыкально-художественных образов. Большое внимание уделяю работе над выразительными жестами, мимикой, над инсценированием песен, сказок. При этом широко использую жанры детского фольклора, игры-драматизации, психологические этюды.

В результате многолетней практической работы сложилась следующая структура занятия по ритмике:

  1. движения под музыку, упражняющие в различных видах ходьбы, бега, прыжков;
  2. разминка (начинаю с дыхательных упражнений и дальше сверху вниз):

-голова, плечи, руки, мелкая моторика рук, ноги;

-упражнения на маховость, плавность, пружинность;

-упражнения на координацию рук и ног;

-упражнения на развитие регулирования мышечного тонуса;

-упражнения на развитие сохранение равновесия;

-пальчиковая гимнастика (с проговариванием текста);

-игра со словами;

-массаж;

-творческий этюд (на развитие эмоций, мимики, пантомимики);

-танец, инсценирование песни, хоровод;

-релаксационные и медитационные упражнения.

Ребенку с нарушением речи при наличии определенных двигательных навыков легче передать характер музыки в движении, чем описать его словами. Основная направленность работы по развитию музыкально — ритмических движений – психологическое раскрепощение ребенка через освоение своего собственного тела как выразительного инструмента. В своей работе я стараюсь научить детей любить свое тело и получать удовольствие от красоты своих движений.

Результатом моей педагогической деятельности являются: постоянный и устойчивый интерес детей с общим недоразвитием речи к различным видам музыкальной деятельности.

Приложение:

Тематический годовой план музыкальных занятий для детей подготовительной логопедической группы

№ п/п Месяц Тема Содержание
1 Сентябрь «Лето красное пропело». Развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей.
2 Октябрь «Берегите голос». Формировать вокально–хоровые навыки и умения (дыхание,  звукообразование, дикция, чистота интонирования, работа над ансамблем). Воспитывать бережное отношение к голосу.
3 Ноябрь «Зимние забавы». Учить детей овладевать ритмом произвольных движений, развитие общей моторики. Работать над выразительностью, музыкальностью движений.
4 Декабрь «Деревянные звуки — музыка или шум?» Расширять представления детей о непривычных музыкальных инструментах. Определять происхождение звуков и различать музыкальные звуки.
5 Январь «Королевство скрипки». Расширять знания детей об особенностях музыкальных инструментах (внешнего вида и особенности звучания).
6 Февраль «Кем быть?» Работать над координацией движений и ориентированием в пространстве. Развивать общую моторику, подвижность стоп и кистей.
7 Март «Подснежник»- интегрированное занятие с ИЗО. Воспитывать у детей любовь к природе, замечать ее изменения и предавать их в рисунке. Развивать речевые, двигательные и ритмические способности детей.
8 Апрель «На лесном перекрестке» Совершенствовать координацию движений, выразительность образов.
9 Май «Весенняя капель» Совершенствовать творческие и импровизационные способности детей.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.