Из опыта работы
«Опыт взаимодействия с семьями воспитанников посредством проектной деятельности»
Лосева Любовь Ивановна,
МБДОУ № 17,
г. Павлово Нижегородской обл.
В работах психологов, педагогов, ученых, таких как Николай Иванович Пирогов, Лев Семенович Выготский, Александр Владимирович Запорожец отмечено большое значение детского сада и семьи. Взаимодействие воспитателей с семьями воспитанников является одним из важнейших условий формирования личности ребёнка.
Современные педагоги Зверева Ольга Леонидовна, Кротова Татьяна Викторовна считают, что в работе педагога с родителями ДОУ очень важно ориентироваться на потребности семьи, запросы родителей, а не просто читать им доклады и лекции.Они уверены, что формирование сотрудничества между взрослыми и детьми важно представлять коллектив, как единое целое, как большую сплоченную жизнь, которая интересна, если организована совместная деятельность педагогов, детей и родителей.
С введением Федерального государственного образовательного стандарта ДО большое внимание уделяется работе с семьёй. В соответствии с пунктом 3.2.5. ФГОС ДО: взаимодействие с родителями по вопросам образования ребёнка осуществляется, в том числе, посредством создания образовательных проектов совместно с семьёй на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи.
В основе каждого проекта лежит какая-нибудь проблема. То есть, метод проектов становится способом организации педагогического процесса, основанного на взаимодействии педагога, родителей и детей между собой и окружающей средой. А совместное выполнение какого-нибудь замысла ребенка и его родителей укрепляет детско-родительские отношения.
Использование проектного метода предполагает развитие свободной творческой личности ребёнка. Ребёнок при помощи взрослых (педагогов, родителей) познаёт мир, учится взаимодействовать с ним.
Целью моего опыта стало: Развитие взаимодействия с семьями воспитанников подготовительной к школе группы посредством проектной деятельности.
Для решения этой цели я поставила перед собой следующие задачи:
В работе с семьёй использовала следующие принципы:
- Доброжелательный стиль общения педагогов с родителями.
2. Преемственность согласованных действий.
- Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ.
- Индивидуальный подход к каждой семье.
- Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи.
6. Сотрудничество, а не наставничество.
- Поэтапность реализации.
Начиная работу по включению родителей в образовательный процесс, ожидала следующих результатов:
Дети:
Активно взаимодействуют в процессе совместной деятельности с детьми группы, родителями педагогами.
Проявляют инициативу в поисковой деятельности.
Положительно оценивают свои возможности, уверены в своих силах.
Родители:
Повысят активность своего взаимодействия с педагогами в образовательном процессе.
Педагог:
Повысит уровень профессиональной компетентности в вопросах использования проектной деятельности в воспитании, обучении и развитии дошкольников
Установление доверительных отношений семьи и детского сада.
Пополнит развивающую среду.
Мной был разработан проект «Павлово — город любимый и родной»
Первое направление — оснащение предметно-пространственной развивающей среды. Для создания условий для самостоятельной детской деятельности вносила в группу макеты, альбомы, игры, организовала подборку книг по теме.
Второе направление — это работа с детьми.
С целью ознакомления детей с историей возникновения города я провела НОД по разным направлениям:
— познавательное развитие: «История возникновения города Павлово», «Природа нашего города»;
— речевое развитие: /обучение рассказыванию/ «Город в котором живу»
— художественно-эстетическое развитие: «Мой любимый город», «Животные нашего леса», конструирование «Мой район».
С целью закрепления систематизации знаний детей о родном городе были проведены цикл бесед в режимных моментах «Знаешь ли ты свой город?»
«История возникновения города»
«Улицы нашего города»
С целью выявления усвоения информации был проведен КВН «Люби и знай родной свой край».
Знакомство с ближайшей территорией детского сада осуществлялось через экскурсии.
Знания о городе дети закрепляли и в самостоятельной деятельности, через дидактические игры, сюжетно-ролевые «Путешествие по городу» «Библиотека», рассматривание альбомов, фотографий, продуктивная деятельность (аппликация, рисование, лепка, конструирование)
Третье направление взаимодействие с семьями воспитанников:
С целью выявления знаний родителей о родном городе было проведено анкетирование на тему «Что мы знаем о родном городе?»
Для того чтобы познакомить родителей с методом проекта я использовала папку-передвижку «Проектная деятельность дошкольников». Использовала картограф для привлечения внимания родителей, так как в картографе записаны мнения детей, провела мастер-класс по изготовлению макетов домов и деревьев для пополнения РППС группы.
На родительском совете проект был проанализирован, прежде всего, родителями, были намечены пути его реализации и конкретные мероприятия, действия, которые возьмут на себя родители.
Нацеливая на конструктивное взаимодействие с ребенком и оказание ему помощи по данному проекту для родителей были оформлены памятки-брошюры.
В листе добровольного участия родители записывали свои предложения по оказанию помощи в реализации проекта.
Родителям был предложен открытый просмотр НОД по художественно –эстетическому развитию рисование «Мой любимый город»
Благодаря совместной деятельности родителей и детей проявилась в выставка рисунков «Улицы родного города».
Чтобы пополнить ППРС была использована такая форма взаимодействия как домашнее задание: каждая семья провела поисковую работу со сбором информации о возникновении названий улиц, на которых они живут, с последующим составлением альбома «Путеводитель по улицам города», оформлением фотовыставки «Родной уголок».
Заинтересовавшись, родители организовали для детей автобусную экскурсию по городу. Особый интерес вызвало здание музея, дети очень захотели попасть в него и родители предложили в выходной день посетить его. Так у нас организовался поход выходного дня.
Музей вызвал очень сильный интерес как у детей, так и родителей, и мы решили оформить свой уголок краеведения в группе. На материале совместно с родителями была составлена презентация «Наше путешествие по городу»
Четвертое направление по проекту — взаимодействие социумом.
Была организована экскурсия в библиотеку, где сотрудники библиотеки приготовили выставку книг, фотографий о городе в прошлом и настоящем и была предоставлена презентация. Экскурсия в музей
Система работы над проектом предполагает использование следующих методов и приёмов: словесных, наглядных, практических, игровых, и конечно же интерактивных это метод взаимодействия, так как любое мероприятие предварительно совместно решалось, обсуждалось между родителями, детьми и педагогами.
Результатом проектной деятельности является:
- у родителей проявляется искренний интерес к жизни своих детей, желание принять в ней участие, стать близким другом своему ребенку.
- удалось сдружить взрослых и детей, сделать детский сад открытым учреждением;
- повысилась ответственность родителей за судьбу ребенка и его активность в отношениях с сотрудниками ДОУ;
- изменилась в сторону большей объективности родительская оценка талантов детей;
- повысилась эмоциональная насыщенность и информативность контактов родителей с детьми;
Для успешного решения поставленных задач подобрала и изучила методическую литературу по данной теме:
1 . Федеральный Государственный Образовательный Стандарт дошкольного образования: Письма и приказы Минобрнауки, «ТЦ Сфера», 2014г.
2. В.Н. Виноградова, Е.П. Панкова «Образовательные проекты в детском саду» пособие для воспитателей. – М.: Айрис-Пресс, 2008г.
3. О.И. Давыдова, А.А. Майер, Л.Г. Богославец Библиотека журнала «Управление ДОУ» , 2012г., «Проекты в работе с семьёй».
4. Зверева О.Л. , Кротова Т. В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»: Методический аспект- М: ТЦ Сфера 2005г.
5. Осипова Л.Е «Работа детского сада с семьёй».
6. Солодянкина О.В. «Сотрудничество дошкольного учреждения с семьей»: Практическое пособие – М: Аркти, 2006г.