Из опыта работы
«Мини-музей в детском саду как форма партнёрского взаимодействия с семьями воспитанников»
Власова Любовь Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 19,
г. Саров Нижегородской обл.
Мини-музей в нашем детском саду появился в 2014 году. Всю работы по его созданию мы поделили на несколько этапов:
- Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
- Второй этап, практический — «Создание мини-музея».
- Третий этап, презентационный — «Представление мини-музея».
- Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музея».
В создании мини-музея принимали участие сотрудники и дети со своими родителями. Дети создали целый альбом «Знаки для мини-музея», где зарисованы разрешающие и запрещающие знаки поведения в музее.
На этапе «Представление мини-музея» были приглашены родители детей, сотрудники детского сада. Дети оформляли приглашения, экскурсоводами были воспитанники подготовительной группы.
Итоговым мероприятием представления мини-музея стала постановка и проведение спектакля «Весёлая ярмарка» с участием родителей и детей. Все участники мероприятия были в национальных костюмах. Это мероприятие очень сблизило всех участников образовательного процесса.
Тематика экспозиций нашего мини-музея разнообразна и меняется в соответствии с желаниями детей, поставленными задачами образовательного процесса.
Наши музеи относятся к разным областям знания, приведу пример некоторых из них:
1.Мини-музей природы (коллекции предметов из природного и бросового материала, из отходов, сделанные детьми и родителями).
Главное назначение наших музеев – это поддержка интереса к миру природы, формирование элементарных представлений в области экологии.
Музей «Умный мусор!»
Целью являлось поддержание интереса к коллекционированию и формирование представления о том, что в природе всё взаимосвязано. У детей формируется ценностное отношение к природе, к предметному окружению, появляется интерес к музеям и выставкам, развивается эмоциональный отклик при восприятии экспонатов музея.
- Исторический мини-музей:
Мини-музей «Наша армия сильна!»
Посвящён Великой Отечественной войне.
Педагоги групп разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, загадок по теме мини-музея.
Музей «Юные исследователи»
Организуется в летний период и посвящён путешествиям и отдыху детей. В течение лета выставки пополняются экспонатами и макетами.
При организации работы мини-музея мы учитываем следующие принципы:
- Принцип динамичности и вариативности — тематика и содержание мини-музея меняется, пополняется экспонатами.
- Принцип интеграции – интеграция с образовательным процессом, реализация и достижение поставленных годовых задач.
- Принцип разнообразия – экспонаты мини-музея разнообразны и содержательны.
- Принцип экологичности и безопасности – все природные экспонаты, экспонаты из бросового материала чистые и не создают угрозу жизни и здоровью детей.
- Принцип партнёрства – это сотрудничества взрослых и детей.
- Принцип «Не навреди!» — при создании экспозиций не пострадало ни одно растение и живое существо.
- Поощрение детских вопросов и фантазий
Мини-музей в детском саду мы представили в форме дерева – дуба, так как считаем, что это дерево является одним из символов России, сильным и могучим. Для оформления мини-музея использовали полки, столики, стены, потолочное пространство. Экспозиции размещаются как вертикально, так и горизонтально. Название экспозиций для мини-музея стараемся выбирать совместно с детьми: яркие, привлекательные и отражающие содержание экспозиции. Также в мини-музее мы располагаем художественную литературу по теме экспозиции, наборы для художественного творчества.
Наш музей существует три года и постоянно развивается, экспозиции год от года пополняются новыми экспонатами, мы создали запасник экспонатов. В работе мини-музея планируем проведение экскурсий, викторин, досугов или задействуем экспонаты в проводимых мероприятиях.
Мини-музей объединяет обучение и воспитание в целостный образовательный процесс на основе духовно-нравственных и социокультурных ценностей, обновляются условия и сам мини-музей. Наши экспозиции вызывают огромный интерес у детей и родителей.
Система работы мини-музея.
На базе нашего музея проводятся экскурсии, занятия, праздники, вечера развлечений и досуги.
Главная роль в подборе экспонатов и функционировании мини-музея отводится родителям и детям, так как только при тесном взаимодействии возможно достижение просветительской, воспитательной и педагогической цели. Родители очень активны, они организуют экскурсии в Краеведческий городской музей, музей игрушек, выставочную галерею и т.д. Многие экспонаты нашего мини-музея были подарены семьями воспитанников детскому саду.
С какой гордостью дети рассказывают об экспонатах, которые подарили именно они. Видя успехи своих детей, их эмоциональный отклик на экспонаты, принесённые из дома и выставленные в экспозиции, гордость за свою семью, родители становятся более отзывчивыми и проявляют огромное желание продолжать работу по совершенствованию и обновлению мини-музея.
Родителей и детей очень заинтересовали экспозиции «Россия – Родина моя!», «Наша армия сильна!» На выставку в мини-музей были принесены: коллекция фарфоровых кукол в национальных костюмах с журналами, куклы-кувадки, куклы-обереги, куклы из соломы, рушники, матрёшка с Полхово-Майданской росписью, а для экспозиции «Наша армия сильна!» — солдатская форма, фуражки, пилотки, ремни, шевроны, погоны, котелок, термос, военный планшет, детские поделки, макет танка Т – 34, макет машины «Полуторки» и даже сухой паёк, и сухое горючее. Папа Степана Т. рассказал детям о том, что он служил в Десантных войсках, показал детям «голубой берет», что вызвало неописуемый восторг у воспитанников. Была организованна встреча с ветеранами Великой Отечественной войны, детям было очень интересно слушать рассказы о войне, а ещё больше прикоснуться к святыне – медалям.
Свою работу по использованию мини-музея как одной из форм работы с детьми и родителями мы будем планировать и в будущем и надеемся на понимание и дальнейшее сотрудничество семей воспитанников.