Из опыта работы
«Мини-музей «Светлячок»
Тубасова Светлана Константиновна,
воспитатель МБДОУ № 25,
Соколова Анна Викторовна,
учитель-логопед МБДОУ № 25,
г. Мончегорск Мурманской обл.
Для успешного всестороннего развития дошкольников мы используем метод проектов, один из которых «Мини-музеи в детском саду».
Одно из жизненно важных достижений нашего времени – это открытие электрической энергии. Невозможно существование человечества в темноте, а в современное время трудно представить свою жизнь без компьютеров, телевизоров, холодильников…это удивительно, но факт, что простая лампочка привела к колоссальному прогрессу. Нам пришла идея создать в подготовительной к школе группе мини-музей «Светлячок», где представили прошлое и настоящее развития электроэнергии. На идею создания музея откликнулись родители, украшением нашего мини-музея стали экспонаты предоставленные семьями воспитанников.
Дата основания мини-музея: «Светлячок» — ноябрь 2017 год.
Руководители мини-музея: Тубасова С.К., воспитатель, Соколова А.В. . учитель-логопед.
Наш музей способствует:
— воспитанию у детей патриотизма, гражданственности, бережного отношения к энергоресурсам России, культуре и истории своего народа;
— приобщению детей к историческому русского народа через практическое участие в сборе и изучении экспонатов.
Цель: расширить представление детей об электричестве, электростанциях, истории развития электричества.
Задачи:
Образовательные: обогащение предметно развивающей среды, формирование представлений о музее.
Развивающие: развитие кругозора, познавательных способностей, творчества и логического мышления, воображение
Воспитательные: воспитание патриотических чувств, бережного отношения к энергетическим ресурсам страны.
Принципы организации мини-музея:
- Принцип интеграции. Мини – музей способствует реализации интегрированного подхода в образовательной деятельности.
- Принцип деятельности и интерактивности. Дети могут играть с экспонатами, дополнять музей собственными работами (раскраски, ветряные электростанции), создавать экспонаты непосредственно в мини – музее.
- Принцип научности. Экспонаты мини – музея достоверно отражать заявленную тему.
- Принцип гуманизации. Мини – музей ориентирован на создание условий для всестороннего развития ребенка, поддержки его инициативы, творческой деятельности, на индивидуально – ориентированный подход в образовании.
- Принципы динамичности и вариативности. Мини – музей периодически меняется – по тематике, экспонатам, содержанию уголков для самостоятельной и игровой деятельности.
- Принцип разнообразия. Экспонаты разнообразные по форме, содержанию, размерам.
- Принцип безопасности. Оформление мини – музея не должно создавать угрозу здоровью и безопасности дошкольника.
- Принцип креативности. Этот принцип проявляется в содержании, в оформлении мини – музея, в поддержке творчества детей и взрослых.
- Принцип непрерывности. Мини — музей является частью образовательного пространства детского сада, он связан с системой занятий и самостоятельной детской деятельностью ( конспекты од, продуктивная деятельность детей)
- Принцип партнерства. Мини – музей – это результат сотрудничества взрослых и детей.
Основные формы работы нашего музея:
Организация и проведение экскурсий;
Оформление новых экспозиций и выставок;
Организация исследовательской работы;
Работа по подготовке презентаций;
Вовлечение в работу музея творческих детей, воспитателей, родителей;
Организация продуктивной деятельности детей;
Организация игрового пространства.
Активные участники музея: дети группы, родители.
Музей содержит 9 тематических разделов:
Настольные лампы
Лампы – ночники
Фонарики
Свечи и подсвечники
Виды лампочек
Виды электростанций
Керосиновые лампы
История развития электричества (экспозиция : костёр, факел, лучина, свеча, керосиновая лампа, лампа накаливания)
Музей имеет ряд тем для экскурсий:
Какие бывают электростанции (альбом « Виды электростанций», д/и « Назови вид электростанции», ветреные электростанции, сделанные воспитанниками)
История развития электричества (презентация « История развития электричества», экспозиция)
Куда идет электричество (книга)
Бережное отношение к энергоресурсам России (« История электрификации России», плакаты бережного отношения к электроэнергии)
Виды деятельности музея:
Выставочный зал – экспонаты (настольные лампы, лампы-ночники, фонарики, свечи и подсвечники, лампочки)
Видеозал — «История возникновения электричества», «Правила поведения в музее», «Виды электростанций»
Продуктивно-игровой столик
Дидактические игры
Альбомы для рассматривания
Режим работы: понедельник – пятница с 7.00- 19.00
Мини-музей – это зона удивления, творчества и совместной работы воспитателей, детей и их родителей. Ребята с удовольствием рассматривают экспонаты музея, приносят свои предметы по тематике музея, с большим интересом изготавливали ветряные электростанции, рассматривают альбомы, играют в игры, раскрашивают. Экспонаты используются для проведения различных занятий.
В нашем музее представлены правила поведения в мини- музее, и знаки отражающие нормы поведения в музее, презентация « Правила поведения в музее», которая с любопытством и интересом были просмотрены воспитанниками.
Для поддержания интереса детей к экспозиции в разных местах мини – музея периодически появляются различные «секретики» — задания, необычные экспонаты, сюрпризы( отгадай загадки, смоделировать ветряную электростанцию, раскраски, поиграй, попроси прочитать книжку)
На все экспонаты составлена картотека. Все экспонаты имеют этикетки, на которых указано название и описание экспоната.