Ознакомление дошкольников с историей русской культуры посредством организации мини-музея

Из опыта работы

«Ознакомление дошкольников с историей русской культуры посредством организации мини-музея»

 

Шипарева Нина Ивановна,

воспитатель МБДОУ № 1,

г. Апатиты.

 

6Обращение к истории русского народа, его народно-прикладному искусству, традициям стало традиционным для использования в практике патриотического воспитания дошкольников. Нравственно-патриотическое воспитание является важной стороной развития личности ребенка. Духовный, творческий патриотизм необходимо прививать с раннего детства. Воспитывая юных граждан России, мы, педагоги, должны знакомить детей в доступной форме с культурой, традициями и прошлым страны, прививать любовь к своей Родине и своему народу. Окружающие предметы, впервые пробуждающие душу ребенка, воспитывающие в нем чувство красоты, любознательность, должны быть национальными. Это поможет детям с раннего возраста понять, что они – часть великого русского народа. Исходя  из педагогической значимости работы в данном направлении, было принято решение  организовать в группе мини — музей русской культуры, который  позволит развивать познавательный интерес, формировать навыки сотрудничества, откроет большие возможности в организации совместной деятельности дошкольников, педагогов, родителей (законных представителей). Включение мини-музея в образовательное пространство обогатит развивающую среду новым смыслом. Именно здесь для ребенка откроется возможность первого проникновения в историю русской культуры.

Для реализации данной цели были поставлены следующие задачи:

  1. Приобщать дошкольников к истокам народной культуры и декоративно-прикладного искусства через познавательно-речевую, музыкальную, продуктивную деятельность.
  2. Развивать у воспитанников конкретные представления о предметах народного быта и их назначений: знакомство с жилищем, орудиями труда, одеждой.
  3. Привлекать родителей (законных представителей) к активному взаимодействию по приобщению детей к народной культуре и созданию центра русской культуры в группе.

1На первом этапе была проведена следующая работа —  создание в группе мини- музея русской культуры, где вниманию детей и родителей (законных представителей) представлены атрибуты крестьянского быта, орудия труда, народные игрушки.

Экспонатами центра являются русская изба, которая разделена на 2 части. В спальне расположена люлька с младенцем, сундук. В горнице  сооружена печь, сделаны деревянные лавки, стол, весь интерьер избы выполнен в русском стиле.

В мини-музее мы с воспитанниками изучаем быт русского народа, традиционные промыслы, историю народной игрушки,  изготавливаем  простейших куколок и, конечно, играем с ними.

2На втором этапе организовала работу с воспитанниками по следующим направлениям:

  1. Познавательно-речевое:

— образовательная деятельность по перспективному планированию:  беседы познавательно — исторического характера на темы: «Мое генеалогическое древо»; «Семейные традиции»; описание куклы-мальчика и куклы-девочки в национальном костюме; чтение художественной литературы: «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему велению», «Кощей бессмертный», « Василиса премудрая», «Царевна лягушка»,  А.Богомазов «Как будто бы вернулся в детство я»,       Л.Мей «В низенькой светелке»,  Я. Ролонский «Пасхальные вести», К. Случевский «Воскрес», К. Бальмонт «Вербы», С. Есенин «Пасхальный Благовест» и т.д.; дидактические игры: «Моя дружная семья», «Россия- родина моя» «Угадай вид росписи», «Секреты бабушкиного сундучка»,  «Полезные вещи» и т.д.; рассматривание репродукций картин «Лель», «Снегурочка» И.В. Васнецова.

32. Художественно — эстетическое:

— организация тематических выставок: «Рождественские чудеса», «Светлая Пасха», «Русская матрешка», «Великая Победа», «Рукотворная кукла», «Кукла из бабушкиного сундучка;  просмотр видеофильмов: «Снегурочка», «Морозко», «По щучьему велению», слушание народной музыки.

  1. Социально – личностное:

— игровые ситуации; сюжетно- ролевые игры:  «Семья», «Посиделки», «Скотный двор», «Пекарня», «Мельница», «Лавка- магазин».

54. Физическое:

народные подвижные игры, игры-хороводы, игры с пением:  «Шла коза по лесу», «Ручеек», «Капуста», «Заря зарница», «Городки», «Котёл», «Бабки», «Баба Яга», «Золотые ворота, «Коршун» и др.

В работе с воспитанниками использовала традиционные формы, а именно:

  • работа с народным календарем;
  • организация экскурсий, целевых прогулок, посещение музеев;
  • проектная деятельность;
  • взаимодействие с родителями.

На третьем этапе работа велась совместно со специалистами и родителями (законными представителями). С музыкальным руководителем разработан цикл мероприятий и развлекательных досугов согласно народным календарным праздникам: «Рождество», «Светлая пасха», «Колядки», «Масленица» и др.

Свою  работу планирую в тесном контакте с учителем-логопедом. Совместно были проведены следующие речевые досуги:  «В стране русских народных сказок», «Теремок на новый лад», «Дружба и труд – все перетрут», «Путешествие в страну красивой речи».

Приобщение дошкольников к народной культуре будет не эффективно без участия родителей (законных представителей). Опросы, беседы показывают, что вопросам народного искусства в семье уделяется очень мало внимания, и возникает необходимость построить так деятельность в этом направлении, чтобы восполнять пробелы семейного воспитания.

Работа с родителями (законными представителями) включает в себя следующее:

 — организация тематических родительских собраний: «Духовно — нравственное воспитание ребенка через семейные традиции и досуг в семье» и т.д.

— папки-передвижки для информации, беседы, выпуск памяток, консультации по проблеме духовно – нравственного воспитания;

— привлечение родителей (законных представителей)  к участию в Интернет — форумах на тему духовно-нравственного воспитания;

— участие  в выставках: « Рождество Христово», « Пасхальная радуга» и т.д.

Вывод: Организуя образовательную работу с детьми по нравственно-патриотическое воспитанию в мини -музее, позволяет нам пополнить знания о культуре и быте русского народа, о традициях, что дает детям возможность испытать полноту бытия. Это является основой, которая позволяет решать проблему воспитания и образования наиболее гармонично, не навязывая заданные установки, а включая ребенка в поле взаимодействия с культурными ценностями, идеалами и образами.

Источники:

  1. Программа Князевой О.Л. «Приобщение детей к русской национальной культуре».
  2. Рыжова Н., Логинова Л., Данюкова А. «Мини-музеи в детском саду» Линка-пресс Москва, 2008.
  3. Некрылова А.Ф., Соколова Л.В. «Воспитание ребенка в русских традициях» СПб., 2002.
  4. Некрылова А.Ф. «Русский традиционный календарь на каждый день и для каждого дома». Азбука – классика.
  5. Бударина Т.А. и др. «Знакомство детей с русским народным творчеством» Санкт-Петербург. Издательство Детство-Пресс, 1999.
  6. Князева О.Л. «Как жили люди на Руси».
  7. Цыгвинская О.А. Мастерская народных кукол. Теоретические и практические основы изготовления. – СПб.: ООО «Издательство « Детство – пресс», 2013.- 80с.
  8. Нестеренко А.В. Традиционные народные куклы в игре современных дошкольников. /Современный детский сад, 2010, №5, с. 51 -56
  9. Интернет ресурсы.
Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.