Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Музей музыкальных инструментов»
для детей старшего дошкольного возраста
Фралкова Елена Кирилловна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 224,
г. Красноярск
Задачи:
— Закрепление и обогащение знаний детей о музыкальных инструментах, их групп.
— Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.
— Развитие музыкально – сенсорных способностей через музыкально – дидактические игры у детей дошкольного возраста.
— Воспитание культуры поведения.
Оборудование: Аудиозаписи: «Шутка» И.С.Бах, «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Ах вы, сени мои сени» р.н.п.; музыкальная шкатулка с нотами; музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, самодельные музыкальные инструменты; иллюстрации с изображением музыкальных инструментов; альбом – сюрприз; вывеска «Музей музыкальных инструментов»; карточки-символы на определение качества звучания музыкальных инструментов; проектор и слайды с видами музеев; схема состава симфонического оркестра.
Дидактические музыкальные игры:
— «Узнай инструмент».
— «Дятел» на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха.
— «Простучи как я» на развитие чувства ритма.
«Найди свой инструмент» на внимание.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в музей музыкальных инструментов. А я буду вашим экскурсоводом. Принимаете моё приглашение? (ответ детей).
Музыкальный руководитель: Свою экскурсию по музею хочу начать с напоминания о правилах поведения в общественных местах: вы – внимательные слушатели, будьте доброжелательны, вопросы задавайте по очереди, спокойно. К экспонатам близко не подходите, чтобы всем было видно. В музее принято ничего не трогать, а почему я вам расскажу позднее. Итак, в путь!
Дети под музыку (по выбору музыкального руководителя), проходят к подиуму, где представлены группы музыкальных инструментов и рассматривают их.
Беседа с детьми:
- Что представлено на выставке?
- Какие группы музыкальных инструментов здесь представлены?
- Есть ли не знакомые инструменты?
- Из каких материалов они сделаны?
- Великие музыканты, играющие на этих инструментах.
- Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты.
Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание, что инструменты на выставке разные. Все они изготовлены из различных материалов (дети определяют и называют материалы: дерево, металл, пластмасса ит.д.)
Загадки:
Деревянные подружки
Звонко бьются друг о дружку.
Расписные как матрёшки,
Угадали это …(ложки);
По бокам коробочки
Костяные кнопочки,
Растянул её меха –
Стал похож на жениха! (гармошка);
Громче, громче в него бей,
Будет, будет веселей! (бубен).
Музыкально-дидактическая игра «Найди свой инструмент»
Три ребенка, отгадавшие первыми загадки берут инструменты. Остальные дети самостоятельно распределяются вокруг этих водящих, встают в кружки. Под музыку хлопают, пританцовывают, на смену музыкального сопровождения двигаются по большому общему кругу. С окончанием музыки необходимо быстро найти свой инструмент, и встать как вначале кружком. Водящие при повторном варианте меняются местами или могут передать инструменты другим детям по своей инициативе.
Звучит произведение М. Лядовой « Музыкальная табакерка». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на музыкальную шкатулку, все садятся на стульчики по кругу, и открывает шкатулку. В ней лежит конверт, открываем его и достаём содержимое: 3 ноты, разные по длительности и раскладываем их соответственно (целая, половинная, четвертная).
Нота «Целая»
Воспитатель с детьми читают: «МУЗЕЙ»
Музыкальный руководитель: Это слово пришло к нам из латинского языка, в переводе обозначает «храм муз». В древности музами называли богинь, которые покровительствовали искусствам и наукам. Следовательно, музей – это место, где собраны и хранятся самые замечательные достижения человечества, и их называют экспонатами музея (демонстрация слайдов с видами музеев нашего города и столицы России).
Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, кто был раньше в музее с родителями.
Нота «Половинная»
Воспитатель с детьми читают: «Музыкальные инструменты».
Музыкальный руководитель: В музее много музыкальных инструментов, но есть такие, которые не вошли бы в этот зал, или очень старинные инструменты, которые хранятся только в музеях больших городов.
Показ иллюстраций и рассказ об истории музыкальных инструментов: орган, скрипка, клавесин. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений для этих инструментов (по выбору музыкального руководителя)
Нота «Четвертная»
Воспитатель с детьми читают: «Группы музыкальных инструментов». Музыкальный руководитель предлагает пройти к нашей выставке.
Музыкальный руководитель: В музее строгий порядок. Все инструменты живут семьями, группами» Определить можно по звукоизвлечению (дети экспериментируют, показывают, объясняют, рассуждают, определяют группы: клавишно-ударные, духовые деревянные и духовые медные, струнно-смычковые и струнно-ударные и др.).
Музыкальный руководитель предлагает детям рассмотреть схему состава современного симфонического оркестра и закрепить знания о группах инструментов.
Музыкальный руководитель: «Духовые инструменты». В них звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Музыкант на выдохе направляет воздух в отверстие музыкального инструмента (Дети называют эти инструменты).
Музыкальный руководитель предлагает послушать голос одного из них. (Звучит произведение И.С. Баха «Шутка», соло на флейте. Дети выбирают карточки с духовыми инструментами).
Музыкальный руководитель: «Струнные инструменты». Звук из них можно извлечь, воздействуя на струны смычком, пальцами, медиатором.
Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальную загадку, (звучит произведение А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года») и самостоятельно определить: названия инструментов, характер музыки, настроение.
(Организовать работу в двух подгруппах: 1 –карточки с изображением струнно-смычковых инструментов, 2 – карточки-символы на определение качества звучания инструментов. В заключении провести анализ.)
Музыкальный руководитель: Ребята, если к нам заглянула весна, давайте поиграем!
Музыкальная подвижная игра «Скворушки». Ведущего выбрать музыкальной считалкой.
По окончании игры муз рук отстукивает ритм песни «Дятел» (ответы детей).
Дети исполняют песню с ритмическими движениями.
Музыкальный руководитель предлагает занять свои места и взять под стульчиками ложки.
Музыкальный руководитель: К какой группе относятся по звукоизвлечению эти инструменты? (Ответы детей).
Музыкальный руководитель: «Ударные инструменты».
Звук, получается, от удара по инструменту рукой, пальцами, палочкой, или друг о друга.
Музыкально-дидактическая игра «Простучи как я»
Музыкальный руководитель отбивает ритмический рисунок детям, затем ребенок (по желанию) отбивает для детей.
Музыкальный руководитель: А кто же руководит и управляет всеми группами оркестра? (Ответы детей). Правильно, дирижёр! Выберем музыкальной считалкой дирижёра для игры «Оркестр».
Считалка:
«Косой, косой, не ходи босой,
а ходи обутый, лапочки закутай,
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
не найдет тебя медведь,
Выходи, тебе гореть!
Музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ритмичность исполнения, согласовывание игры с движениями.
Музыкальный руководитель: Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Вам было интересно? (Ответы детей)
Какие вы молодцы! Давайте подарим, друг другу весёлое настроение, споем дружным хором песню.
Песня «Ах, как хорошо в садике живётся» музыка В. Соколовой.
(или другую песню, по желанию детей).
Музыкальный руководитель: На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу о музыкальных инструментах. Рассматривайте, пополняйте её своими рисунками, отгадывайте загадки о музыкальных инструментах. И обязательно позовите своих родителей или бабушек и дедушек в музей. Ведь там можно узнать много интересного всем и детям и взрослым. До свидания, до новых встреч!
Дети с воспитателем возвращаются в группу.
Приложение
Модели, характеризующие музыкальные звуки, мелодию
Песня «Дятел»
- Дятел, радуясь весне
Барабанит по сосне.
Тук-тук-тук-тук-тук,
Дятел леса лучший друг.
2. Вредных мошек и жуков
Он клевать весь день готов.
Тук-тук-тук-тук-тук,
Он клевать весь день готов.
Считалка «Зайка»
Косой, косой, не ходи босой,
А ходи обутый, лапочки закутай.
Если будешь ты обут,
Волки зайца не найдут.
Не найдет тебя медведь,
Выходи тебе гореть!
Перечень методической литературы:
- Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» от 01.09.2013;
- Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
- Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», 1947;
- Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», 1967;
- Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»;
- Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования детей», 1998;
- Каган М.С. «Музыка в мире искусств», 1996;
- Сомов В. «Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки» 1994;
- Зацепина М.Б. «Основы формирования базовой культуры ребенка в процессе интегрированных музыкальных занятий». «Детский сад от А до Я», 2004 № 6;
- Рубан Т. Г. «Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников»;
- Комарова Т.С. «Интеграция в эстетическом воспитании детей» «Детский сад от А до Я», 2004 №6;
- Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008;
- Неменский Б.М «Педагогика искусства», 2007;
- Аверина М.С., Букреева Л.А. «Интеграция разных видов детской творческой деятельности», 2011;
- Мерзлякова С. «Интегрированные занятия для детей» «Музыкальный руководитель», 2009 №2;
- Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста», 2005;
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду», 2010;
- Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», 2010;
- Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка», 1991;
- Курышева Т. А. «Театральность и музыка», 1984;
- Савенкова Л.А. «Актуальные проблемы интегрированного и полихудожественного подходов в педагогике искусства» / Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания, 2007;
- Выготский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте», 1967;
- Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей», 1988.