Музей музыкальных инструментов

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Музей музыкальных инструментов»

для детей старшего дошкольного возраста

 Фралкова Елена Кирилловна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 224,

г. Красноярск

Задачи:

— Закрепление и обогащение знаний детей о музыкальных инструментах, их групп.

— Формирование основ музыкальной культуры дошкольников.

— Развитие музыкально – сенсорных способностей через музыкально – дидактические игры у детей дошкольного возраста.

— Воспитание культуры поведения.

Оборудование: Аудиозаписи: «Шутка» И.С.Бах,  «Весна» из цикла «Времена года» А. Вивальди, «Ах вы, сени мои сени» р.н.п.; музыкальная шкатулка с нотами; музыкальные инструменты, музыкальные игрушки, самодельные музыкальные инструменты; иллюстрации с изображением  музыкальных инструментов; альбом – сюрприз; вывеска «Музей музыкальных инструментов»; карточки-символы на определение качества звучания музыкальных инструментов; проектор и слайды с видами музеев; схема состава симфонического оркестра.

Дидактические музыкальные игры:

— «Узнай инструмент».

— «Дятел» на развитие чувства ритма и звуковысотного слуха.

— «Простучи как я» на развитие чувства ритма.

«Найди свой инструмент» на внимание.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Музыкальный руководитель: Ребята, сегодня я приглашаю вас в музей музыкальных инструментов. А я буду вашим экскурсоводом. Принимаете моё приглашение? (ответ детей).

Музыкальный руководитель: Свою экскурсию по музею хочу начать с напоминания о правилах поведения  в общественных местах: вы – внимательные слушатели, будьте  доброжелательны, вопросы задавайте по очереди, спокойно. К экспонатам близко не подходите, чтобы всем было видно. В музее принято ничего не трогать, а почему я вам расскажу позднее. Итак, в путь!

Дети под музыку (по выбору музыкального руководителя), проходят к подиуму, где представлены группы музыкальных инструментов и рассматривают их.

 Беседа с детьми:

  1. Что представлено на выставке?
  2. Какие группы музыкальных инструментов здесь представлены?
  3. Есть ли не знакомые инструменты?
  4. Из каких материалов они сделаны?
  5. Великие музыканты, играющие на этих инструментах.
  6. Мастера, изготавливающие музыкальные инструменты.

Музыкальный руководитель: Ребята, обратите внимание, что инструменты на выставке разные. Все они изготовлены из различных материалов (дети определяют и называют материалы: дерево, металл, пластмасса ит.д.)

Загадки:

Деревянные подружки

Звонко бьются друг о дружку.

Расписные как матрёшки,

Угадали это …(ложки);

По бокам коробочки

Костяные кнопочки,

Растянул её меха –

Стал похож на жениха! (гармошка);

Громче, громче в него бей,

Будет, будет веселей!  (бубен).

Музыкально-дидактическая игра «Найди свой инструмент»

Три ребенка, отгадавшие первыми загадки  берут инструменты.  Остальные дети самостоятельно распределяются вокруг этих водящих, встают в кружки. Под музыку хлопают, пританцовывают, на смену музыкального сопровождения двигаются по большому общему кругу. С окончанием музыки необходимо быстро найти свой инструмент, и встать как вначале кружком. Водящие при повторном варианте меняются местами или могут передать инструменты другим детям по своей инициативе.

Звучит произведение М. Лядовой « Музыкальная табакерка». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на музыкальную шкатулку, все садятся на стульчики по кругу, и открывает шкатулку. В ней лежит конверт, открываем его и достаём  содержимое: 3 ноты, разные по длительности и раскладываем их соответственно (целая, половинная, четвертная).

Нота «Целая»

Воспитатель с детьми читают:  «МУЗЕЙ»

Музыкальный руководитель: Это слово пришло к нам из латинского языка, в переводе обозначает «храм муз». В древности музами называли богинь, которые покровительствовали искусствам и наукам. Следовательно, музей – это место, где собраны и хранятся самые замечательные достижения человечества, и их называют экспонатами музея (демонстрация слайдов с видами музеев нашего города и столицы России).

Воспитатель предлагает детям поделиться впечатлениями, кто был раньше в музее с родителями.

Нота «Половинная»

Воспитатель с детьми читают: «Музыкальные инструменты».

 Музыкальный руководитель: В музее много музыкальных инструментов, но есть такие, которые не вошли бы в этот зал, или очень старинные инструменты, которые хранятся только в музеях больших городов.

Показ иллюстраций и рассказ об истории музыкальных инструментов: орган, скрипка, клавесин. Прослушивание фрагментов музыкальных произведений для этих инструментов (по выбору музыкального руководителя)

Нота «Четвертная»

Воспитатель с детьми читают: «Группы музыкальных инструментов». Музыкальный руководитель предлагает  пройти к нашей выставке.

Музыкальный руководитель: В музее строгий порядок. Все инструменты живут семьями, группами» Определить можно по звукоизвлечению (дети экспериментируют, показывают, объясняют, рассуждают, определяют группы: клавишно-ударные, духовые деревянные и духовые медные, струнно-смычковые и струнно-ударные и др.).

Музыкальный  руководитель  предлагает детям рассмотреть схему состава современного симфонического оркестра и закрепить знания о группах инструментов.

Музыкальный руководитель: «Духовые инструменты». В них звук возникает благодаря колебанию воздуха в полой трубке. Музыкант на выдохе направляет воздух в отверстие музыкального инструмента (Дети называют эти инструменты).

Музыкальный  руководитель предлагает послушать голос одного из них. (Звучит произведение И.С. Баха «Шутка», соло на флейте. Дети выбирают карточки с духовыми инструментами).

Музыкальный руководитель: «Струнные инструменты». Звук из них можно извлечь, воздействуя на струны смычком, пальцами, медиатором.

Музыкальный руководитель предлагает послушать музыкальную загадку, (звучит произведение А. Вивальди «Весна» из цикла «Времена года») и самостоятельно определить: названия инструментов, характер музыки, настроение.

 (Организовать работу в двух подгруппах: 1 –карточки с изображением струнно-смычковых инструментов, 2 – карточки-символы на определение качества звучания инструментов. В заключении провести анализ.)

Музыкальный руководитель: Ребята, если к нам заглянула весна, давайте поиграем!

Музыкальная подвижная игра «Скворушки». Ведущего выбрать музыкальной считалкой.

По окончании игры муз рук отстукивает ритм песни «Дятел» (ответы детей).

Дети исполняют песню с ритмическими движениями.

 Музыкальный руководитель предлагает занять свои места и взять под стульчиками ложки.

Музыкальный руководитель: К какой группе относятся по звукоизвлечению эти инструменты?  (Ответы детей).

Музыкальный руководитель: «Ударные инструменты».

Звук, получается, от удара по инструменту рукой, пальцами, палочкой, или друг о друга.

Музыкально-дидактическая игра «Простучи как я»

Музыкальный руководитель  отбивает ритмический рисунок  детям, затем ребенок (по желанию) отбивает  для детей.

Музыкальный руководитель: А кто же руководит  и управляет всеми группами оркестра? (Ответы детей). Правильно, дирижёр! Выберем музыкальной считалкой дирижёра для игры «Оркестр».

Считалка:

«Косой, косой, не ходи босой,

а ходи обутый, лапочки закутай,

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

не найдет тебя медведь,

Выходи, тебе гореть!

Музыкально-ритмическая игра «Оркестр». Музыкальный руководитель обращает внимание детей на ритмичность исполнения, согласовывание игры с движениями.

Музыкальный руководитель: Ребята, наша экскурсия подошла к концу. Поделитесь, пожалуйста, своими впечатлениями. Вам было интересно?  (Ответы детей)

Какие вы молодцы! Давайте подарим, друг другу весёлое настроение, споем дружным хором песню.

Песня «Ах, как хорошо в садике живётся» музыка В. Соколовой.

(или другую песню, по желанию детей).

Музыкальный руководитель: На память о нашей встрече я хочу подарить вам книгу о музыкальных инструментах. Рассматривайте, пополняйте её своими рисунками, отгадывайте загадки о музыкальных инструментах.  И обязательно позовите своих родителей или бабушек и дедушек в музей. Ведь там можно узнать много интересного всем и детям и взрослым. До свидания, до новых встреч!

Дети с воспитателем возвращаются в группу.

Приложение

Модели, характеризующие музыкальные звуки, мелодию

       Фралкова

Песня «Дятел»

  1. Дятел, радуясь весне

Барабанит по сосне.

Тук-тук-тук-тук-тук,

Дятел леса лучший друг.

2. Вредных мошек и жуков

Он клевать весь день готов.

Тук-тук-тук-тук-тук,

Он клевать весь день готов.

Считалка «Зайка»

Косой, косой, не ходи босой,

А ходи обутый, лапочки закутай.

Если будешь ты обут,

Волки зайца не найдут.

Не найдет тебя медведь,

Выходи тебе гореть!

Перечень методической литературы:

  1. Федеральный закон РФ «Об образовании в Российской Федерации»  от 01.09.2013;
  2. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования;
  3. Теплов Б.М. «Психология музыкальных способностей», 1947;
  4. Ветлугина Н.А. «Музыкальное развитие ребенка», 1967;
  5. Радынова О.П. «Музыкальное воспитание дошкольников»;
  6. Школяр Л.В. «Теория и методика музыкального образования детей», 1998;
  7. Каган М.С. «Музыка в мире искусств», 1996;
  8. Сомов В. «Эстетическое воспитание: проблемы, поиски, находки» 1994;
  9. Зацепина М.Б. «Основы формирования базовой культуры ребенка в процессе интегрированных музыкальных занятий». «Детский сад от А до Я», 2004 № 6;
  10. Рубан Т. Г. «Интеграция искусств как основа развития музыкального восприятия и творчества дошкольников»;
  11. Комарова Т.С. «Интеграция в эстетическом воспитании детей» «Детский сад от А до Я», 2004 №6;
  12. Сажина С.Д. «Технология интегрированного занятия в ДОУ», 2008;
  13. Неменский Б.М «Педагогика искусства», 2007;
  14. Аверина М.С., Букреева Л.А. «Интеграция разных видов детской творческой деятельности», 2011;
  15. Мерзлякова С. «Интегрированные занятия для детей» «Музыкальный руководитель», 2009 №2;
  16. Праслова Г.А. «Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста», 2005;
  17. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Музыкальное воспитание и развитие ребенка в детском саду», 2010;
  18. Гогоберидзе А.Г., Деркунская В.А. «Детство с музыкой». Современные педагогические технологии музыкального воспитания и развития детей раннего и дошкольного возраста», 2010;
  19. Манакова И.П., Салмина Н.Г. «Дети. Мир звуков. Музыка», 1991;
  20. Курышева Т. А. «Театральность и музыка», 1984;
  21. Савенкова Л.А. «Актуальные проблемы интегрированного и полихудожественного подходов в педагогике искусства» / Педагогика искусства как новое направление гуманитарного знания, 2007;
  22. Выготский Л.С. «Воображение и творчество в дошкольном возрасте», 1967;
  23. Тарасова К.В. «Онтогенез музыкальных способностей», 1988.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.