Использование здоровьесберегающих технологий на музыкальных занятиях

Из опыта работы

«Использование здоровьесберегающих технологий
на музыкальных занятиях»

Бабетова Татьяна Владимировна,
музыкальный руководитель МДОБУ ЦРР № 27,
г. Арсеньев Приморского края

Пояснительная записка
Музыкально-оздоровительная работа в ДОУ — это организованный педагогический процесс, направленный на развитие музыкальных и творческих способностей детей, сохранение и укрепление их психофизического здоровья с целью формирования полноценной личности ребенка.
Музыкальное развитие ребенка в аспекте физического имеет свою давнюю историю. Музыка, воспринимаемая слуховым рецептором, воздействует на общее состояние человека, вызывает реакции, связанные с изменением кровообращения, дыхания. В.М. Бехтерев доказал, что музыка может вызывать и ослаблять возбуждение организма. П.Н. Анохин сделал вывод о положительном влиянии мелодического и ритмического компонентов музыки на работоспособность или отдых человека. В «Методике музыкального воспитания» Н.А. Ветлугина пишет, что пение развивает голосовой аппарат, речь, укрепляет голосовые связки, регулирует дыхание. Ритмика улучшает осанку ребенка, координацию, уверенность движений. Таким образом, музыка — это, во-первых, одно из средств физического развития детей, и, во-вторых, фактически между этими двумя явлениями («музыка» и «здоровье») можно поставить знак равенства.

В своей работе с детьми дошкольного возраста я использую следующие здоровьесберегающие технологии:
— логоритмика;
— пальчиковая гимнастика;
— дыхательная гимнастика;
— ритмопластика;
— методика «Фонопедический метод развития голоса» В.В. Емельянова.

В музыкальных занятиях здоровьесберегающие технологии используются комплексно, в игровой форме. Перед пением песен необходимо заниматься дыхательной, артикуляционной гимнастикой, фонопедическими и оздоровительными упражнениями для горла и голосовых связок, а музыкально-ритмические движения полезно совмещать с речевыми играми. Применение здоровьесберегающих технологий в непосредственной образовательной деятельности может варьироваться в зависимости от сюжета, задач, использования тех или иных видов музыкальной деятельности. Вся работа проводится совместно с логопедом, педагогом-психологом, физкультурным руководителем, воспитателями, старшим воспитателем.
Процесс музыкального образования дошкольников с использованием здоровьесберегающих технологий включает в себя следующие формы:
— непосредственная образовательная деятельность;
— непосредственная образовательная деятельность валеологической направленности;
— праздники и развлечения;
— музыкальная деятельность в повседневной жизни дошкольников.

Предлагаю вашему вниманию конспект непосредственно образовательной деятельности с использованием здоровьесберегающих технологий для детей средней группы
«В гостях у петушка»

Задачи:
1. Развитие музыкальных способностей и эмоциональной сферы детей в основных видах музыкальной деятельности.
2. Совершенствование навыков основных движений (марш, бег); навыка ориентировки в пространстве и умения слышать двухчастную форму.
3. Развитие артикуляции и чувства ритма, отработка ритмической структуры слова.
4. Сохранение и укрепление физического и психического здоровья.
5. Воспитание интереса и любви к музыке.

Виды детской деятельности: восприятие музыки, исполнительская деятельность, музыкально-творческая деятельность, музыкально-познавательная деятельность, коммуникативная, игровая, двигательная, познавательная, продуктивная.
Материалы и оборудование: Петушок, слоник (яркие игрушки); разноцветные ленточки (по две на каждого ребёнка); палочки, бубны; аудиозапись для музыкально-ритмических упражнений.
Используемый репертуар: импровизация «Приветствие петушка»; «Марш», муз. Е. Тиличеевой; упражнение «Качание рук с лентами и легкий бег»; «Вальс», муз. А. Жилина; «Петушок», р. н. прибаутка; пальчиковая игра «Побежали вдоль реки»; «Кто проснулся рано?», муз. Г. Гриневича; «Барабанщик», муз. М. Красева; «Чики-чики-чикалочки», р.н. прибаутка; пляска «Нам весело», укр.н.м.; артикуляционное упражнение «Слоник»; дыхательное упражнение «Надуем шарики».

Структура непосредственно образовательной деятельности:
1. Организационная часть. Приветствие и музыкально-ритмические движения.
2. Основная часть. Развитие чувства ритма, пальчиковая игра, дыхательное и артикуляционное упражнения, распевка, пение песен, слушание музыки.
3. Заключительная часть. Творческая пляска. Подведение итогов.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

1. Организационная часть.
Цель — создать веселую, шуточную атмосферу, установить эмоциональный контакт с детьми.
Детей встречает петушок и приветствует их по-своему: «Ку-ка-ре-ку!». Педагог поёт за петушка, меняя ритмические формулы. Затем дети показывают петушку, как они могут маршировать. («Марш» Музыка Е. Тиличеевой). Я слежу и за осанкой детей, и за тем, чтобы движения выполнялись в соответствии с характером музыки.
Предлагаю детям пофантазировать: показать петушку руками, как машут крыльями птички, как качаются от ветра веточки на деревьях.
Выполняется упражнение «Качание рук с лентами и лёгкий бег» («Вальс» муз. А. Жилина).
Приучаю детей во время бега использовать всё пространство зала, различать двухчастную форму музыкального произведения, менять движение со сменой частей. Обращаю внимание на то, чтобы мышцы рук у детей были расслаблены, а движения – плавные.
Анализируя эту часть занятия с точки зрения использования здоровьесберегающих технологий, видно, что, наряду с музыкальными задачами, решаются и задачи оздоровительного направления. Используется ритмопластика. Однако, занимаясь одним и тем же видом деятельности, можно преследовать различные цели, например, акцентировать внимание на развитии чувства ритма у детей, либо двигательных навыков, артистичности и т.д. На данном занятии я работала над совершенствованием навыков основных движений (марш, бег); навыка ориентировки в пространстве и умения слышать двухчастную форму.

2. Основная часть.
Цель — развитие музыкальных способностей детей в основных видах музыкальной деятельности.
Педагог напоминает детям песенку про петушка («Петушок», р. н. прибаутка): поёт и прохлопывает ритмический рисунок. Затем предлагает сделать это всем вместе. Первые два слова попевки педагог выкладывает «солнышками» на магнитной доске и вместе с детьми прохлопывает и проговаривает этот ритмический рисунок.
Затем дети делятся на две группы. Одна группа берёт в руки палочки, другая — бубны. Выложенный ритмический рисунок «проигрывается» на шумовых инструментах, обязательно со словами. Целью данного упражнения являются развитие артикуляции и чувства ритма, отработка ритмической структуры слова. (Логоритмика).
Педагог предлагает детям пофантазировать и изобразить, как бегут косолапые мишки, юркие мышата.
Проводится пальчиковая гимнастика «Побежали вдоль реки».
Кроме развития фантазии и воображения пальчиковая игра выполняет роль своебразного стимула развития центральной нервной системы, всех психических процессов, и в частности речи. Упражнение выполняем в медленном темпе под музыку 3-4 раза сначала одной рукой, затем — другой. И только после этого — двумя руками вместе

Педагог говорит, что петушок немного загрустил и предлагает детям надуть шарики, чтобы развеселить петушка.
Упражнение на развитие речевого и певческого дыхания «Надуй шарик».
Выполнение дыхательной гимнастики помогает сохранить и укрепить здоровье ребенка. Она дает возможность зарядиться бодростью и жизнерадостностью и оказывает на организм человека комплексное лечебное воздействие.
Вдруг прибежал Слоник, который захотел посмотреть на красивые шарики.

Проводится артикуляционное упражнение «Слоник».
Подражаю я слону:
Губы хоботком тяну.
А теперь их отпускаю
И на место возвращаю. (Как можно больше тянуть губы, образуя «хоботок», затем принимать исходное положение). Артикуляционная гимнастика позволяет осуществлять развитие артикуляционной моторики: обучение детей простейшим артикуляционным движениям проходит по подражанию взрослому.

Педагог предлагает спеть попевку, чтобы развеселить петушка. («Чики-чики-чикалочки», р.н.п.).
Сначала дети вместе с педагогом (который внезапно «забыл» слова произносят слова потешки громко, затем тихо, чётко артикулируя слова). Затем все вместе поют подряд несколько раз, постепенно прибавляя темп.

Далее проходит работа над песенкой «Барабанщик» муз. М. Красева.
Педагог играет вступление к песенке. Узнают ли дети песенку? Музыкальный руководитель предлагает всем вместе её петь, а на припев постучать ладошками по коленкам (как на барабане). Педагог следит за тем, чтобы дети пели слаженно, активно, начинали пение после вступления. Петушок развеселился и зовёт всех детей в круг. Дети встают по кругу.
Знакомство детей с новой песенкой «Кто проснулся рано?» муз. Г. Гриневича.
Я часто применяю игровой показ песни, отхожу от традиционного варианта пения, когда дети вынуждены сидеть на стульчиках довольно долгое время. Один из игровых вариантов показа песни используется на данном занятии. Педагог с петушком в руках ходит внутри круга и поёт песню. Как только песня перестала звучать, педагог останавливается. Ребёнок, напротив которого он встал, берёт из рук педагога петушка и продолжает ходить под пение педагога внутри круга. Теперь он ведущий. Так повторяется несколько раз. Дети слушают пение педагога. По желанию могут подпевать.
Затем педагог говорит, что петушок проснулся раньше всех, громко спел свою песенку и разбудил детей. И дети стали танцевать.

3. Заключительная часть.
Цель — плавно закончить занятие, сохранить чувство радости и эмоционального подъёма.
Пляска «Нам весело», («Ой, лопнул обруч», укр. нар. м.).
Предложить детям станцевать весёлый танец, используя во 2-й части те движения, которые они выберут сами. Это упражнение является подготовительным к творческой пляске. На данном этапе заранее напоминаю детям, какие движения они знают, чтобы их использовать. Участие воспитателя в этом упражнении обязательно. Здесь мы имеем дело с ритмопластикой. Танцы, ритмичные движения — физиологическая потребность детского развивающегося организма. Они мобилизуют физические силы, вырабатывают грацию, координацию движений, музыкальность, укрепляют и развивают мышцы, улучшают дыхание, активно влияют на кровообращение, способствуют выработке многих веществ, необходимых детскому организму.
На музыкальных занятиях ребенок занимается ритмопластикой в коллективе, а это способствует развитию у детей организованности, дисциплины, ответственности, взаимовыручки, внимательного отношения к окружающим, самостоятельности.
После пляски дети садятся на стульчики, и петушок говорит им, что когда он немного грустил, то прослушал, что же дети делали сегодня в зале. Дети вспоминают. После подведения итогов петушок прощается с детьми. Дети покидают зал.
На материале этого занятия я попыталась обозначить и коротко охарактеризовать некоторые здоровьесберегающие технологии, используемые мной в повседневной работе.

Список литературы:
1. От рождения до школы. Примерная общеобразовательная
программа дошкольного образования / Под ред. Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. — М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
2. Арсеневская О. Н. Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения-Волгоград: Учитель,2011-204с.
3. Буренина А. И. Ритмическая мозаика: (Программа по ритмической пластике для детей дошкольного и младшего школьного возраста). — 2-е изд., испр. и доп. — СПб.: ЛОИРО, 2000. — 220 с.
4. Ветлугина Н. А., Дзержинская И. Л., Комиссарова Л. Н. Методика музыкального воспитания в детском саду. М.: Просвещение, 1982. -271с.
5. Каплунова И., Новоскольцева И. Праздники в детском саду. Средняя группа. Серия: Ладушки. СПб.: Композитор, 2008. — 308с.
6. Картушина М.Ю. Логоритмика для малышей: Сценарии занятий с детьми 3-4 лет. (Программа развития.) — М.: ТЦ Сфера, 2005. — 144 с.
7. Кацер О. В. Игровая методика обучения детей пению. СПб.: Музыкальная палитра», 2005.
8. Орлова Т. М. Бекина С. И.Учите детей петь: песни и упражнения для развития голоса у детей 3-4 лет М.:Просвещение, 1987. -144с.

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.