Картотека
здоровьесберегающих педагогических технологий
Арутюнян Лиана Альбертовна,
воспитатель МБДОУ № 14,
г.Ярцево Смоленской обл.
Для достижения целей основной образовательной программы дошкольного образования первостепенное значение имеют забота о сохранении и укреплении здоровья детей.
1. Здоровьесберегающая технология— это система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития. В концепции дошкольного образования предусмотрено не только сохранение, но и активное формирование здорового образа жизни и здоровья воспитанников.
2. Технологии сохранения и стимулирования здоровья:
— Остеопатическая гимнастика – «техническая простата применения, взаимное дополнение методов при отсутствии дублирующего воздействия и взаимное усиление эффекта;
— Фитбол – на специальных мячах;
— Ритмика – по программе А.И. Бурениной;
— Игровой час (бодрящая гимнастика) – комплекс, состоящий из подвижных игр, игровых упражнений, основных движений;
— Динамические паузы – комплексы физминуток могут включать дыхательную гимнастику, гимнастику для глаз;
— Подвижные и спортивные игры – игры подбираются в соответствии с программой по возрасту детей, используются только элементы спортивных игр;
— Плавание, купание – программа «Воспитание и обучение в детском саду» раздел «Спортивные упражнения, плавание».
3. Коррекционные технологии:
— Арт-терапия – оздоравливание психосферы средствами воздействия различных видом искусств (музыка, ИЗО);
— Технология музыкального воздействия – можно использовать спокойную классическую музыку (П.И. Чуковский, С.В. Рахманинов), звуки природы;
— Сказкотерапия – использование мнемотаблиц, с помощью которых сказка выполняется, как единый двигательный комплекс;
— Психогимнастика – проводится по методике Е.А. Алябьевой;
— Артикуляционная гимнастика – цель-фонематическая грамотная речь без движений;
— Пальчиковая гимнастика – рекомендуется детям с речевыми проблемами, проводится в любой удобный отрезок времени;
— Дорожки здоровья – обучение правильной ходьбе, формирование правильной походки;
— Кинезотерапия – комплексное применение различных движений для оздоровления детей;
— Занятия по здоровому образу жизни – технологии Л.Ф. Тихомировой «Уроки здоровья»;
— Точечный самомассаж – проводится по специальной методике, показан детям с частыми ОРЗ, используется наглядность;
— Веселые старты – подвижные игры, игры-эстафеты, игровые упражнения в занимательной, соревновательной форме;
— Физкультурные досуги, праздники – эффективная форма активного отдыха, развивает физические качества, формирует социально-эмоциональное развитие;
— Библиотерапия — лечение книгой, формирование поведенческой реакции;
— Технология применения аппликаторов Кузнецова- проводится строго по специальной методике, показана детям, часто болеющим ОРЗ;
— Массаж с помощью сухого обтирания – объяснить серьезность процедуры и дать детям элементарные знания, как не нанести вред своему здоровье;
— Технология коррекции поведения – программы «Познай себя», «Давайте познакомимся.
Применяя здоровьесберегающую технологию, педагоги выполняют один из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования. А значит, у ребенка будет развита мелкая и крупная моторика; он вынослив, подвижен, сможет контролировать свои движения и управлять ими.