Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Краски весны»
Разумова Анна Григорьевна,
воспитатель МДОУ д/с «Теремок»,
д. Каменное Нижегородской обл.
Программное содержание:
— Совершенствовать умение рисовать пейзаж, устанавливать связь между настроением живописного произведения ( рисунка) и его цветовым решением (подготовительная группа).
— Закрепить умение рисовать пейзаж, формировать умение замечать изменения в природе и передавать их в рисунке (старшая группа).
— Продолжить знакомить со свойствами акварельных красок (свеча и акварель, монотипия, уголь).
— Развивать эмоциональное восприятие произведений поэзии, живописи, музыки и передавать настроение в рисунке. Развивать творчество дошкольников в процессе создания образов, используя различные изобразительные материалы и техники.
— Воспитывать художественный вкус, развивать умение строить художественный замысел (наметить содержание, композицию, колорит рисунка.)
— Вызвать эмоциональный отклик, воспитывать чуткое и бережное отношение к природе.
Предварительная работа: наблюдения в природе за весенними изменениями; рассматривание репродукций произведений художников и иллюстрации по теме «Весенний пейзаж»; чтение художественной литературы и пение песен о весне; беседы о перелетных птицах, о природе весной.
Материал: магнитофон, компьютер, аудиозаписи «Голоса птиц», произведение П.Чайковского «Подснежник»; на каждого ребенка: кисточка, два альбомных листа, акварельные краски, емкость с водой, уголь, тряпочка, трафареты птиц, 3смайлика, письмо от весны.
Ход мероприятия:
Дети сидят на стульчиках.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что это такое? (Письмо на окне). Это синички принесли письмо от весны, они часто прилетают на кормушку. Давайте вскроем письмо, здесь чистый лист бумаги. Как вы думаете, что произошло с текстом письма? (Весна написала письмо, а зима его заколдовала. Все буквы снегом замела.)
Воспитатель: Как же мы расколдуем письмо? Кто нам может помочь? (Сказать волшебные слова. Взять кисточку, воду и краски). Конечно, нам поможет кисточка. Кто станет волшебником?
Ребенок выходит и выбирает цвет акварели и раскрашивает лист. На нем появляются слова, написанные свечкой: «Какого цвета весна».
Воспитатель: Послушаем стихи о весне:
Весна, весна кругом живет и дышит
Весна, весна шумит со всех сторон. ( М. Исаковский.)
После долгой зимней стужи
На снегу синеют лужи
И березка ожила от весеннего тепла. ( Я. Година.)
Рассматриваем картину А. Саврасова «Грачи прилетели»
Воспитатель: Кто узнал эту картину? Как она называется? (А. Саврасов «Грачи прилетели»). Какие основные цвета использовал художник? (Синий, белый, коричневый, зеленый). Какие оттенки этих цветов присутствуют в картине? (Голубые, серые, светло-коричневые, зеленоватые).
Воспитатель: Посмотрите, какие нежные, будто размытые цвета в картине: бледно-голубые, светло-коричневые, бело-серые. Ведь художник выбрал эти цвета не случайно. Бывают весной дни, когда все кругом затянуто дымкой, и кажется, что небо, земля и деревья досматривают свои зимние сны. Но сон этот уже не глубокий, природа оживает и краски становятся яркими, появляются проталины и лужи, прилетают перелетные птицы.
— Весна – это замечательное время года, когда природа просыпается, умывается, прихорашивается и предстает перед нами красавицей. Давайте посмотрим, как весну изображают другие известные художники. Презентация «Весна в картинах художников» с репродукциями картин весенних пейзажей известных художников.
Дети берут стульчики и садятся за столы.
Воспитатель: Ребята, а сейчас вы станете художниками и нарисуете весенний пейзаж. Что такое пейзаж? (Пейзаж – это изображение природы).
— С чего мы начинаем рисовать пейзаж (линия горизонта). Вам надо выбрать те цвета, которые передают весеннее настроение. Посмотрите, что я приготовила для рисования и вспомните, как называется техника рисования, в которой мы будем пользоваться толстой кисточкой и водой? ( Монотипия — по мокрому листу.)
— А для чего мы будем наносить краски на мокрую бумагу? (Чтобы цвета получились прозрачные, размытые и смешивались друг с другом).
— Разделите лист бумаги по линии горизонта. Какие основные цвета мы будем наносить в верхней части – там, где будет небо? (Синий, белый).
— А какие в нижней части листа – там, где земля? (Черный, коричневый, белый, зеленый).
Дети большой кистью покрывают лист чистой водой, затем наносится краска, листы соединяют вместе, разглаживают и подсушивают.
Релаксация «Земля, воздух и вода»
Воспитатель просит воспитанников по его команде изобразить одно из состояний – воздух, землю и воду.
«Воздух». Дети начинает дышать глубже, чем обычно. Они встают и делают ‑
глубокий вдох, а затем выдох. Каждый представляет, что его тело, словно большая губка, жадно впитывает кислород из воздуха. Все стараются услышать, как воздух входит в нос, почувствовать, как он наполняет грудь и плечи, руки до самых кончиков пальцев; как воздух струится в области головы, в лицо; воздух заполняет живот, область таза, бедра, колени и стремится дальше – к лодыжкам, ступням и кончикам пальцев.
«Земля». Теперь дети должны установить контакт с землей, «заземлиться» и почувствовать уверенность. Воспитатель вместе с воспитанниками начинает сильно давить на пол, стоя на одном месте, можно топать ногами и даже пару раз подпрыгнуть верх. Можно потереть ногами пол, покрутиться на месте. Цель – по-новому ощутить свои ноги, которые находятся дальше всего от центра сознания, и благодаря этому телесному ощущению почувствовать большую стабильность и уверенность.
«Вода». Эта часть упражнения составляет контраст с предыдущей. Дети просто представляют себе, что комната превращается в бассейн, и делают мягкие, свободные движения в «воде», следя за тем, чтобы двигались суставы – кисти рук, локти, плечи, бедра, колени.
Дети садятся.
Воспитатель: Ваши рисунки подсохли. Посмотрите, как красиво, получились настоящие пейзажи, но чего-то не хватает? Вспомните, как художник А. Саврасов оживил свою картину? ( Нарисовал березки, а на них поселил грачей).
— Помечтайте, мы попали в картину, что вы слышите и видите? Слушают голоса птиц. ( Летают птицы, перекликаются и шумят на деревьях, важно ходят по земле и ищут корм.)
— А сейчас возьмите трафареты птиц и уголь, пусть птицы и березки появятся на ваших пейзажах.
Дети выполняют. Анализ рисунков.
Воспитатель с детьми рассматривают работы, выделяют наиболее удачные, в других отмечают положительные моменты. (Птицы получились, как настоящие. Краски смешались очень красиво. На рисунке грачи летают, как живые).
Дети выбирают из 3 смайликов один, наиболее точно отражающий удовлетворённость результатом ребёнка своей работой. ( Оценка работы).
Большой и улыбающийся – очень понравилось, результатом доволен, с удовольствием порисовал ещё.
Средний и серьёзный – понравилось, результатом не совсем доволен, рисовать буду, но не сейчас.
Маленький и грустный – не понравилось, результатом не доволен, больше рисовать не хочу.
Воспитатель: У нас получилась выставка прямо как у настоящих художников. Вы знаете, так красиво у вас получилось потому, что вы внимательно слушали мои объяснения, работали старательно, аккуратно и дружно.
— Дети, мы сегодня с вами говорили о весне, о том, как музыка помогает выразить весеннее настроение природы. Кто пишет музыку? (Композитор). — А как художник и поэт могут выразить настроение природы? (Художник напишет картину, а поэт сочинит стихи).
— Правильно, у художника – краски, у поэта – слово, а у композитора – звуки.
На этом наша работа окончена, и вы, мои волшебники, можете отдохнуть.