Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Грачи – вестники весны»
для детей старшей и подготовительной групп
Слесарева Елена Алексеевна,
воспитатель дошкольного отделения МБОУ Катынская СШ,
д. Борок Смоленской обл.
Цель: расширить знания детей о перелётных птицах.
Задачи:
Образовательные:
- познакомить детей с жизнью грачей;
- закрепить знания о признаках наступления весны;
- обогащать и активизировать речь детей;
- формировать умение выполнять модель оригами «грач».
Развивающие:
- развивать мелкую моторику руки;
- навыки вырезывания из бумаги;
- творческие способности;
- навыки работы в группах;
Воспитательные:
- воспитывать заботливое отношение к природе и к птицам.
Виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.
Демонстрационный материал: изображение птицы грач, памятка «Техника безопасности при работе с ножницами», схема оригами «грач», схема вырезывание квадрата из прямоугольника.
.Материал для работы: лист чёрной бумаги прямоугольной формы (1/2 листа) на каждого ребёнка; немного белой бумаги; клей, ножницы, двойной скотч, скотч обыкновенный, коричневая бумага, природный материал (веточки берёзы и сухая трава).
Ход непосредственно образовательной деятельности:
- Организационный этап
— Ребята, какое время года у нас сейчас? (ответы детей). Правильно, весна. А какие признаки наступления весны вы знаете? (Дети перечисляют признаки весны).
— Сейчас я прочту вам отрывок из стихотворения. А вы скажете, о каком признаке весны в нём говорится?
Над снегом талым вереницей
Сквозь облачную пелену
Издалека летят к нам птицы,
Пророчат скорую весну.
По вечерам в лиловой дымке,
Когда травинки пьют росу,
Поют нам птицы – невидимки
В хмельном березовом лесу.
Часами, устали не зная,
Собой, украсив небосвод,
Парит над нами птичья стая
И за собою вдаль зовет…
(Весной к нам прилетают птицы).
2.Вступительная беседа
— О наступлении весны подсказывают нам птицы. Зимой мы с вами тоже можем встретить много птиц. Каких? (ответы детей) Но с наступлением весны к нам из тёплых краев возвращаются перелётные птицы. Они радуют нас своим пением, поднимают настроение и оповещают нас о приходе весны. Сегодня я хочу рассказать вам об одной из таких птиц. Отгадайте загадку.
Прилетает он весной.
Чёрный, важный… Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что — то вроде слова врач…
Да не врач! А птица — … ! (Грач)
Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением грача.
3.Основная часть
Рассказ воспитателя
Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.
Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.
Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.
Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весенне-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.
В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители.
Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка. (Автор рассказа: Ирис Ревю)
Беседа о прочитанном
— Как выглядит грач? На какую птицу он похож? (с опорой на иллюстрацию).
— Эти птицы живут по одному? (уточняем понятие «стая»)
— Что служит «домом» для грачей? Из чего он вьёт гнёзда?
— Какую пользу приносит людям?
Физкультминутка
Грачи
Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)
Выполнение оригами и оформление работы
— Сегодня, ребята, мы не только узнали о жизни грачей, но и научимся выполнять модель оригами «грач».
— Для этого нам понадобятся бумага и ножницы. Перед началом работы, вспоминаем правила техники безопасности при работе с ножницами.
— Перед вами лист бумаги. Какой он формы? (прямоугольной). Давайте вспомним, как из прямоугольника сделать квадрат. (Дети делают из прямоугольника квадрат: сначала дети сами вспоминают и пробуют правильно сложить лист бумаги, потом показываем схему для проверки и для тех, кто не справился самостоятельно).
Отложите в сторону лишнюю бумагу, она нам пригодится.
— Далее работать будем по схеме. ( Схема оригами).
— Ваш грач готов. Из белой бумаги сделайте ему глаз. (Делать надо с одной стороны, так как поделка будет приклеиваться.)
— Ребята, а где вьёт гнёзда грач? (на деревьях).
— У нас с вами получилась целая стайка грачей, и мы поселим их на берёзки. (Фон и берёзы можно сделать заранее вместе с детьми. Для этого альбомный лист склеиваем в трубочку и приклеиваем к листу большого формата, затем дорисовываем кору черной краской, веточки собираем на прогулке и приклеиваем к берёзкам скотчем).
Грачей клеим на берёзу с помощью двойного скотча.
— Ребята, чего ещё не хватает нашим птицам для жизни? (ответы детей)
— Чтобы вывести птенцов, нашим грачам нужны гнёзда. Давайте им поможем. — Из чего грачи делают себе домики? (веточки, трава). Мы с вами будем использовать бумагу и природный материал. Делать будем два гнезда, и работать в группах. (Дети делятся на группы). Воспитатель предлагает заготовку для гнезда: из прямоугольника вырезываем полукруг, складываем его и делаем несколько прорезей посередине.
Дети тем временем вырезают веточки.
— Чтобы сделать веточки, возьмём остатки черной бумаги и нарежем её на широкие полоски. Сложим полоску бумаги пополам и, держа за сгиб, вырезываем ветки, проводя ножницами вверх, закругляем, и опускаем ножницы вниз ит.д. Затем разворачиваем наш прямоугольник и разрезаем его пополам. У каждого получилось две веточки.
Дети приклеивают свои веточки к гнездам с одной стороны. По краям гнезда приклеиваем двойной скотч и крепим гнездо к берёзе. Затем дети с помощью сухой травы доделывают домики для грачей.
- Заключительная часть.
— Посмотрите, ребята, какие уютные гнёзда для грачей у вас получились. Вы старались и хорошо работали в группах-стайках. У нас в группе тоже наступает настоящая весна, ведь и к нам прилетели грачи.
Слушание фонограммы «Пение грача».
— Сегодня мы с вами помогли нашим грачам свить гнёзда. А как мы можем помочь этим птицам в природе? (оставлять корм в кормушках, не разорять гнёзда).
Схему оригами оставляем в группе и в свободное время можно предложить сделать детям птенцов грачат и поселить их в гнёзда.