Грачи – вестники весны

Конспект  непосредственно образовательной деятельности

«Грачи – вестники весны»

для детей старшей и подготовительной групп

 

 Слесарева Елена Алексеевна,

воспитатель дошкольного отделения МБОУ Катынская СШ,

д. Борок Смоленской обл.

 

 весЦель: расширить знания детей о перелётных птицах.

Задачи:

Образовательные:

  • познакомить детей с жизнью грачей;
  • закрепить знания о признаках наступления весны;
  • обогащать и активизировать речь детей;
  • формировать умение выполнять модель оригами «грач».

Развивающие:

  • развивать мелкую моторику руки;
  • навыки вырезывания из бумаги;
  • творческие способности;
  • навыки работы в группах;

Воспитательные:

  • воспитывать заботливое отношение к природе и к птицам.

Виды деятельности: двигательная, познавательно-исследовательская, коммуникативная, продуктивная.

Демонстрационный материал: изображение  птицы грач, памятка «Техника безопасности при работе с ножницами», схема оригами «грач», схема вырезывание квадрата из прямоугольника.

.Материал для работы: лист чёрной бумаги прямоугольной формы (1/2 листа) на каждого ребёнка;  немного белой бумаги; клей, ножницы, двойной скотч, скотч обыкновенный, коричневая бумага, природный материал (веточки берёзы и сухая трава).

Ход непосредственно образовательной деятельности:

  1. Организационный этап

— Ребята, какое время года у нас сейчас? (ответы детей). Правильно, весна. А какие признаки наступления весны вы знаете? (Дети перечисляют признаки весны).

— Сейчас я прочту вам отрывок из  стихотворения. А вы скажете, о каком признаке весны в нём говорится?

Над снегом талым вереницей

Сквозь облачную пелену

Издалека летят к нам птицы,

Пророчат скорую весну.

По вечерам в лиловой дымке,

Когда травинки пьют росу,

Поют нам птицы – невидимки

В хмельном березовом лесу.

Часами, устали не зная,

Собой, украсив небосвод,

Парит над нами птичья стая

И за собою вдаль зовет…

(Весной к нам прилетают птицы).

2.Вступительная беседа

О наступлении весны подсказывают нам   птицы. Зимой мы с вами тоже можем встретить  много птиц. Каких? (ответы детей) Но с наступлением весны к нам из тёплых краев возвращаются перелётные птицы. Они радуют нас своим пением, поднимают настроение и оповещают нас о приходе весны. Сегодня я хочу рассказать вам об одной из таких птиц. Отгадайте загадку.

Прилетает он весной.
Чёрный, важный… Не смешной!
Без него весны не будет!
И зовут его все люди,
Что — то вроде слова врач…
Да не врач! А птица — … ! (Грач)

Воспитатель показывает иллюстрацию с изображением грача.

3.Основная часть

Рассказ воспитателя

Грач (из семейства вороновых) – стройная черная птица, длиной до 50 см, весом около 400 граммов. В оперении грача присутствует, в основном, чёрный цвет с металлическим отливом. Самцы крупнее самок, между собой птицы общаются, громко каркая.

Грач внешне похож на ворону, но стройнее её, и, в отличие от своей ближайшей родственницы, ведущей одинокий образ жизни, предпочитает жить в колониях.

Грач летает на большие расстояния, но достаточно много времени проводит и на земле, отыскивая корм; гнёзда вьёт на деревьях в загородных пролесках или в городских садах. К формированию гнезда птица относится серьёзно: в ход идут прутики и ветви, сухая трава, мягкие шерстинки.

Грач – перелётная птица, она возвращается на родину в марте, и, как говорится, открывает весну. А зимует на побережье Черного моря, в Средней Азии и Северной Африке. Для весенне-осенних перелётов грачи собираются в огромные стаи.

В апреле месяце мама-самка откладывает от трех до пяти зелёных с пятнышками яиц. Время насиживания – до двадцати дней. Спустя месяц после рождения птенцы оставляют гнездо. Объединившись в стаи, молодые грачи отыскивают на полях различного рода насекомых. Мы этому рады — как правило, это насекомые-вредители.

Взрослый грач питается мелкими грызунами, улитками, способен поймать даже молодого зайчонка.  (Автор рассказа: Ирис Ревю)

Беседа о прочитанном

Как выглядит грач?  На какую птицу он похож? (с опорой на иллюстрацию).

— Эти птицы живут по одному? (уточняем понятие «стая»)

— Что служит «домом» для грачей? Из чего он вьёт гнёзда?

— Какую пользу приносит людям?

Физкультминутка

Грачи

Вот на ветках, грачи! Не кричи! (указательный палец на губы)
Чёрные сидят грачи (присели)
Разместились в гнёздышке, (показать руками гнездо перед собой)
Распушили пёрышки, (встать, руки в стороны)
Греются на солнышке, (погладить себя по рукам)
Головой вертят, (повороты головой вправо, влево)
Полететь хотят. (руки в стороны – взмах)
Кыш! Кыш! Улетели! (хлопки, руки в стороны, бег на носочках)
Полетели, прилетели (летают)
И опять все в гнёзда сели. (присели)

Выполнение оригами и оформление работы

— Сегодня, ребята, мы не только узнали о жизни грачей, но и научимся выполнять модель оригами «грач».

— Для этого нам понадобятся бумага и ножницы. Перед началом работы, вспоминаем правила техники безопасности при работе с ножницами.

— Перед вами  лист  бумаги. Какой он формы? (прямоугольной). Давайте вспомним, как из прямоугольника сделать квадрат. (Дети делают из прямоугольника квадрат: сначала дети сами вспоминают и пробуют правильно сложить лист бумаги, потом показываем схему для проверки и для тех, кто не справился самостоятельно).

Отложите в сторону лишнюю бумагу, она нам пригодится.

— Далее работать будем по схеме. ( Схема оригами).

— Ваш грач готов. Из белой бумаги сделайте ему глаз. (Делать надо с одной стороны, так как поделка будет приклеиваться.)

— Ребята, а где вьёт гнёзда грач? (на деревьях).

— У нас с вами получилась целая стайка грачей, и мы поселим их на берёзки. (Фон и  берёзы можно сделать  заранее вместе с детьми. Для этого альбомный   лист склеиваем в трубочку и приклеиваем к листу большого формата, затем дорисовываем кору черной краской, веточки собираем на прогулке  и приклеиваем к берёзкам скотчем).

Грачей клеим на берёзу с помощью двойного скотча.

— Ребята, чего ещё не хватает нашим птицам для жизни? (ответы детей)

— Чтобы вывести птенцов, нашим грачам нужны гнёзда. Давайте им поможем. — Из чего грачи делают себе домики? (веточки, трава). Мы с вами будем использовать бумагу и природный материал. Делать будем два гнезда, и работать в группах. (Дети делятся на группы). Воспитатель предлагает заготовку для гнезда: из прямоугольника вырезываем полукруг, складываем его и делаем несколько прорезей посередине.

Дети тем временем вырезают веточки.

— Чтобы сделать веточки, возьмём остатки черной бумаги и нарежем её на широкие полоски.  Сложим полоску бумаги пополам  и, держа за сгиб, вырезываем ветки, проводя ножницами вверх, закругляем, и опускаем ножницы вниз ит.д. Затем разворачиваем наш прямоугольник и разрезаем его пополам. У каждого получилось две веточки.

Дети приклеивают свои веточки к гнездам с одной стороны. По краям гнезда  приклеиваем двойной  скотч и  крепим гнездо к берёзе. Затем дети с помощью сухой травы доделывают домики для грачей.

  1. Заключительная часть.

— Посмотрите, ребята, какие уютные гнёзда для грачей у вас получились. Вы старались и хорошо работали в группах-стайках. У нас в группе тоже наступает настоящая весна, ведь и к нам прилетели грачи.

Слушание фонограммы «Пение грача».

 — Сегодня мы с вами помогли нашим грачам свить гнёзда. А как мы можем помочь этим птицам в природе? (оставлять корм в кормушках, не разорять гнёзда).

Схему оригами оставляем в группе и в свободное время можно предложить сделать детям птенцов грачат и поселить их в гнёзда.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.