Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий

Сообщение из опыта работы

 «Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста  посредством использования здоровьесберегающих технологий»

 

Киселёва Наталья Алексеевна,

 воспитатель МБДОУ  № 61,

г. Апатиты Мурманской обл.

 

«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:

забота о здоровье – это важнейший

труд воспитателя. От жизнерадостности,

бодрости детей зависит их духовная жизнь,

мировоззрение, умственное развитие,

прочность знаний, вера в свои силы».

 В.А. Сухомлинский

 

Здоровье человека всегда будет актуальной темой. «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном  образовательном  стандарте  дошкольного образования. Одна из приоритетных задач по ФГОС ДО – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.

Три года работаю с  детьми данной группы, в начале работы в средней группе сделала вывод, что заболеваемость  детей  очень  высокая, группа здоровья детей в основном 2:

1 группа: 1 ребенок;

2 группа: 21 ребенок;

3 группа: 2 ребенка.

Вторая группа здоровья – у детей есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и др. + часто болеющие дети. Поэтому было решено организовать работу по использованию здоровьсберегающих технологий.

По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся», который включает в себя «психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».

Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательных отношений в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность. Первое направление формирует  у дошкольников основы валеологической культуры, т.е. учит их самостоятельно заботиться о своем здоровье. Второе организует  образовательный  процесс  в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.

В связи с этим поставила перед собой следующие цель и задачи:

Цель: обеспечение каждому дошкольнику высокого уровня здоровья посредством использования здоровьесберегающих технологий.

Задачи:

— формировать элементарные знания о своем организме, роли физических упражнений в его жизни;

— проводить работу по профилактике нервно-психического переутомления;

— воспитать ценностное отношение к своему здоровью,  мотивировать детей на здоровый образ жизни, знакомить дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;

— развивать интерес к различным видам спорта, к спортивным событиям;

— поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности;

— сохранять и укреплять здоровье воспитанников.

Изучила методическую литературу по данной теме. Что позволило не только подобрать материалы, игры, пособия, но и составить перспективные планы работы по данной проблеме. Организовала здоровьесберегающую среду в группе: изготовила массажные дорожки, массажные мячики, атрибуты для выполнения зрительной и дыхательной гимнастик.

Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья дошкольников играет распорядок дня. Правильно построенный режим дня, который  выполняется на протяжении всего периода образования детей в дошкольном учреждении, постепенно формирует у ребёнка разнообразные полезные привычки и навыки. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, испытывают эмоциональные нагрузки, это может повлечь за собой перенапряжение нервной системы. Поэтому ежедневно использую разнообразные формы и методы работы (наглядные, словесные, практические), организую так педагогический процесс, чтобы утомление детей легко устранялось, использую  смену поз и действий, упражнения на релаксацию. Своевременный отдых, дружеская атмосфера являются действенными мерами защиты нервной системы детей.

Провожу беседы, знакомлю детей с произведениями художественной литературой по теме здоровье, ООД по безопасности и ЗОЖ. Кроме того в своей деятельности использую: информационно-коммуникативные технологии. Для детей старшего дошкольного возраста составила презентации на тему: «Зимние виды спорта», «Тело человека».

В работе  стремлюсь выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, формировать здоровый образ жизни, уметь определять, что полезно и что вредно для здоровья. С этой целью разработала перспективный план ознакомления детей со здоровым и безопасным образом жизни:

 

Посмотреть или скачать сообщение из опыта работы  «Укрепление и сохранение здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий»

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.