Сообщение из опыта работы
«Укрепление и сохранение здоровья детей дошкольного возраста посредством использования здоровьесберегающих технологий»
Киселёва Наталья Алексеевна,
воспитатель МБДОУ № 61,
г. Апатиты Мурманской обл.
«Я не боюсь ещё и ещё раз повторять:
забота о здоровье – это важнейший
труд воспитателя. От жизнерадостности,
бодрости детей зависит их духовная жизнь,
мировоззрение, умственное развитие,
прочность знаний, вера в свои силы».
В.А. Сухомлинский
Здоровье человека всегда будет актуальной темой. «Здоровье детей — здоровье нации!». Этот лозунг нашел свое отражение во многих образовательных документах, в том числе и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования. Одна из приоритетных задач по ФГОС ДО – «охрана и укрепление физического и психического здоровья детей, в том числе их эмоционального благополучия». Опираясь на вышесказанное, можно сделать вывод, что в системе дошкольного образования необходимо развивать здоровьесберегающие педагогические технологии, способствующие сохранению здоровья и профилактике заболеваний детей.
Три года работаю с детьми данной группы, в начале работы в средней группе сделала вывод, что заболеваемость детей очень высокая, группа здоровья детей в основном 2:
1 группа: 1 ребенок;
2 группа: 21 ребенок;
3 группа: 2 ребенка.
Вторая группа здоровья – у детей есть небольшие отклонения в здоровье, сопротивляемость к внешним факторам и заболеваниям снижена. Нет яркого выраженного отставания в развитии, но есть функциональные нарушения. Общая задержка в физическом развитии – избыточная масса тела, дефицит массы, ослабленное зрение и др. + часто болеющие дети. Поэтому было решено организовать работу по использованию здоровьсберегающих технологий.
По определению Н. К. Смирнова, «здоровьесберегающие образовательные технологии – это системный подход к обучению и воспитанию, построенный на стремлении педагога не нанести ущерб здоровью обучающихся», который включает в себя «психолого-педагогические технологии, программы, методы, направленные на воспитание у обучающихся культуры здоровья, личностных качеств, способствующих его сохранению и укреплению, формирование представления о здоровье как ценности, мотивацию на ведение здорового образа жизни».
Здоровьесберегающие технологии направлены на сохранение и улучшение здоровья всех участников образовательных отношений в ДОУ. Использование таких технологий имеет двустороннюю направленность. Первое направление формирует у дошкольников основы валеологической культуры, т.е. учит их самостоятельно заботиться о своем здоровье. Второе организует образовательный процесс в детском саду без негативного влияния на здоровье детей.
В связи с этим поставила перед собой следующие цель и задачи:
Цель: обеспечение каждому дошкольнику высокого уровня здоровья посредством использования здоровьесберегающих технологий.
Задачи:
— формировать элементарные знания о своем организме, роли физических упражнений в его жизни;
— проводить работу по профилактике нервно-психического переутомления;
— воспитать ценностное отношение к своему здоровью, мотивировать детей на здоровый образ жизни, знакомить дошкольников с принципами ведения здорового образа жизни;
— развивать интерес к различным видам спорта, к спортивным событиям;
— поддерживать инициативу и самостоятельность детей в двигательной деятельности;
— сохранять и укреплять здоровье воспитанников.
Изучила методическую литературу по данной теме. Что позволило не только подобрать материалы, игры, пособия, но и составить перспективные планы работы по данной проблеме. Организовала здоровьесберегающую среду в группе: изготовила массажные дорожки, массажные мячики, атрибуты для выполнения зрительной и дыхательной гимнастик.
Огромное значение в сохранении и укреплении здоровья дошкольников играет распорядок дня. Правильно построенный режим дня, который выполняется на протяжении всего периода образования детей в дошкольном учреждении, постепенно формирует у ребёнка разнообразные полезные привычки и навыки. Дети устают от длительного пребывания в большом коллективе, испытывают эмоциональные нагрузки, это может повлечь за собой перенапряжение нервной системы. Поэтому ежедневно использую разнообразные формы и методы работы (наглядные, словесные, практические), организую так педагогический процесс, чтобы утомление детей легко устранялось, использую смену поз и действий, упражнения на релаксацию. Своевременный отдых, дружеская атмосфера являются действенными мерами защиты нервной системы детей.
Провожу беседы, знакомлю детей с произведениями художественной литературой по теме здоровье, ООД по безопасности и ЗОЖ. Кроме того в своей деятельности использую: информационно-коммуникативные технологии. Для детей старшего дошкольного возраста составила презентации на тему: «Зимние виды спорта», «Тело человека».
В работе стремлюсь выработать у детей разумное отношение к своему организму, привить необходимые гигиенические навыки, формировать здоровый образ жизни, уметь определять, что полезно и что вредно для здоровья. С этой целью разработала перспективный план ознакомления детей со здоровым и безопасным образом жизни:
Посмотреть или скачать сообщение из опыта работы «Укрепление и сохранение здоровья детей посредством здоровьесберегающих технологий»