Литературная викторина
«Веселые истории»
Карпеева Наталья Владимировна,
воспитатель МБДОУ №1,
г. Апатиты Мурманской обл.
Цель: обобщить и систематизировать знания воспитанников о жизни и творчестве Н.Н. Носова, расширять литературный кругозор.
Ход мероприятия:
Воспитатель: Ребята, я предлагаю Вам отправиться в путешествие. А в какое – вы узнаете, отгадав загадку.
Ты беседуй чаще с ней –
Будешь вчетверо умней. (Книга.)
— Правильно, мы отправляемся путешествовать по произведениям Н.Н. Носова.
Книга нам про все расскажет,
Книга нам все покажет.
Почему садится солнце,
Где прибой о берег бьется.
Где тепло, а где мороз,
Листья все смахнул с берез.
Если книгу прочитаешь,
Много интересного узнаем.
Воспитатель: Ребята обратите внимание на выставку. Это книги Н.Н.Носова. А какие рассказы Носова вы знаете? (Ответы детей). Чем запомнились произведения Носова? Какие у него рассказы? (Веселые, смешные, поучительные, забавные, интересные.) О ком и для кого писал Н. Носов? (Ответы детей).
Воспитатель: Правильно. А путешествовать мы сегодня будем группами. У нас есть две команды. Сейчас я вам напомню о жизни и творчестве Н.Н.Носова, вы внимательно слушайте, а потом будете отвечать на вопросы.
Рассказ воспитателя о жизни и творчестве Н.Н. Носова.
Родился Николай Николаевич Носов в Киеве в 1908 году в семье актера. В годы учебы он увлекался музыкой, шахматами, электротехникой. Н.Носов не сразу стал писателем, он сменил множество профессий. Потом учился в институте Кинематографии в Москве. Первые рассказы сочинял для своего сына. И первый рассказ “Затейники” был опубликован в журнале “Мурзилка” в 1938 году. Носов писал для детей и о детях. В своих рассказах очень просто, доступно сообщает, что-нибудь интересное и полезное, легко с юмором рассказывает о человеческих достоинствах и недостатках. Он был сценаристом, работал режиссером, поставил немало мультфильмов, которые мы все полюбили.
1 конкурс — “Блиц-вопросы”
1. Назовите имя и отчество Носова.
2. Где и когда родился Носов?
3. Чем швырял Володя в шляпу в рассказе “Живая шляпа”? (Картофель).
4. В каком журнале Н.Носов напечатал свой первый рассказ? (“Мурзилка”).
5. Как называется рассказ, в котором Мишутка и Стасик сочиняли небылицы. (“Фантазеры”).
6. В какой сказке Н. Носов рассказал нам о человечках коротышках? (“Приключения Незнайки и его друзей”).
7. Что нарвали на колхозном огороде мальчики? (Огурцы).
8. На чем путешествовали Незнайка и его друзья в Зеленый город? (На воздушном шаре).
9. Как звали мальчика в рассказе “Заплатка”? (Бобка).
10. Самый знаменитый житель цветочного города? (Незнайка).
11. На что обменял Виталик рыбку. (Милицейский свисток).
Воспитатель: Молодцы, хорошо отвечали, значит, внимательно слушали рассказы Н.Носова.
2 конкурс — “Бюро находок”.
Определите, из каких произведений Н. Носова потерялись предметы (воспитатель показывает вещи, каждая команда за правильный ответ получает жетон).
Шляпа – “Живая шляпа”.
Нитки, иголки, ткань – “Заплатка”.
Отвертка, винтики – сказка “Приключения Незнайки и его друзей”.
Лопата, песок – “На горке”.
Огурцы – “Огурцы”.
Лопата – “На горке”.
Воспитатель: А теперь немножко разомнемся:
Игра “Попади в цель”
Каждой команде дается картофель и шляпа. Необходимо картофелем попасть в шляпу. Побеждает та команда, которая больше совершила точных попаданий.
3 конкурс — “Эпизод”.
Воспитатель: Назовите произведение и его героев?
1. Один раз Павлик взял с собой Котьку на реку ловить рыбу. Но в этот день им не повезло: рыба совсем не ловилась. Зато когда шли обратно, они забрались в колхозный огород… (Мальчиков звали – Павлик и Котька. “Огурцы”)
2. “Я вот обедаю, а Мурзик бедный в подвале сидит” или “Такие свистки не продаются. Это настоящий милицейский свисток”. (“Карасик”, Виталик, Сережа).
3. “Взял Ирке губы вареньем намазал. Мама пришла: “Кто варенье съел?” Я говорю: “Ира”. Мама посмотрела, а у нее все губы в варенье”. (“Фантазеры”, Мишутка, Стасик, Ира, Игорь).
4. “Вот сейчас песочком посыплю и заберусь на нее”. (“На горке”, Котька Чижов)
5. “Они взяли кочергу и лыжную палку, приоткрыли дверь и заглянули в комнату”. (“Живая шляпа” Котенок Васька, Вовка, Вадик).
6. “Сумел порвать, сумей и зашить” (“Заплатка”, Бобка)
Игра “Рыболов”
Импровизированной удочкой с магнитом надо поймать как можно больше рыбок.
4-й конкурс — “Нарисовать портрет”.
Один член команды рисует на мольберте с закрытыми глазами портрет человечка из Солнечного города.
5-й конкурс — “Что лишнее”.
Необходимо по набору картинок, определить: какая из них лишняя и назвать из какого произведения.
Рыба, удочка, огурцы, помидор. (“Огурцы”).
Шляпа, картофель, лыжная палка, собака. (“Живая шляпа”).
Брюки, иголка, нитки, швейная машинка. (“Заплатка”).
Милицейский свисток, рыба, кот, конфета. (“Карасик”).
Подведение итогов.
Воспитатель: Ребята, что интересного вы узнали из книг Н Носова? Почему вам нравятся произведения Носова? Как вы думаете, почему рассказы Н Носова не стареют? Как нужно обращаться с книгами? Какую книгу приятно держать в руках?
Воспитатель:
Пока книга сделается книгой
Огромный путь она пройти должна.
И столько знаний требуется разных,
Труда, забот, чтоб родилась она.
Книги рассказывают нам о Родине, о труде, о дружбе, книги обогащают наш ум.
Книги помогают преодолевать трудности, стать смелыми, вежливыми, умелыми. Читая книги, важно думать над их содержанием. Я думаю, что с сегодняшнего дня вы еще бережнее будете обращаться с книгой (угощение конфетами за хорошую игру).