Речевое развитие детей 6-7 лет средствами музыкально-театрализованной деятельности

Сообщение из опыта работы  

«Речевое развитие детей 6-7 лет средствами

музыкально-театрализованной деятельности»

 

Попова Юлия Викторовна,

 воспитатель МБДОУ № 4,

Сухотская Ирина Владимировна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 4,

г. Кировск Мурманской обл.

 

Актуальность

Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.

Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни. Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.

Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.

Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития.

В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.

Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.

Во время непосредственно образовательной деятельности в детском саду и в повседневном общении мы уделяем большое внимание речевому развитию ребенка: упражняем детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учим их, говорить достаточно громко, не спеша, развиваем фонематический и речевой слух.

Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.

Поэтому мы решили взять такую тему для  углублённой работы – «Речевое развитие детей 6-7 лет через музыкально-театрализованную деятельность».

Основным средством выбрали театрализованную деятельность, которая:

  • помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
  • появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • совершенствует артикуляционный аппарат;
  • формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
  • улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
  • дети получают эмоциональный подъём;
  • способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
  • позволяет формировать опыт социального поведения;
  • стимулирует активную речь.

Опираясь на актуальность, и в соответствии с требованиями ФГОС, мы поставили цель, и определили задачи.

Цель нашей работы: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.

Речевые задачи воспитателя:

  • совершенствование всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
  • совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности в музыкальных и театральных сказках, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
  • активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей;
  • воспитание творчества, раскованности, эмоциональности, эффективного общения;
  • развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.

Речевое развитие посредством театрализованной деятельности тесно взаимосвязано с художественно-эстетическим развитием детей.  Поэтому музыкальный руководитель поставила следующие задачи:

  • развитие артикуляционной и мимической подвижности речевого аппарата:
  • развитие диафрагмального дыхания, артикуляционного аппарата, чёткой дикции, силы голоса, разнообразной интонации;
  • развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
  • музыкальной фантазии;
  • развитие мимики и пантомимики;
  • воспитание нравственно-этических качеств, культуры поведения в театре.

Для реализации  темы, мы создали рабочую программу, картотеку игр и упражнений, предметно пространственную среду, в которой учитывали:

  • индивидуальные социально психологические особенности детей;
  • особенности его эмоционально-личностного развития;
  • индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
  • любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
  • возрастные и поло-ролевые особенности.

Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления и просмотра кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, видеофильмов, в группе есть магнитофон и интерактивная доска. Оформлен театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. А также маски, театр прихваток, гонзики, пальчиковый театр, игрушки би-ба-бо и т.д. В группе есть сундук для костюмов, простые декорации, бутафория, ширма для кукольного и настольного театра.

При планировании нашей работы мы определили следующие  ожидаемые результаты:

  • методический комплект развития речи детей через игру-театрализацию;
  • обогащённый игровой, коммуникативный, повышенный познавательный интерес,  расширенный  кругозор, эмоциональный опыт дошкольников;
  • уровень развития речи, общительности воспитанников в соответствии с требованиями программы;
  • у родителей сформированные представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития    ребенка;
  • вовлечённость родителей в единое пространство «семья – детский сад».

Для наиболее точного планирования работы мы  провели оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической    диагностики.

Для этого в начале года совместно провели  обследование по  речевому и художественно-эстетическому развитию по следующим параметрам:

— свободное общение  с взрослыми;

— свободное общение с детьми;

— умение разрешать конфликтные ситуации с помощью речи;

— использование в речи крылатых выражений, эпитетов, цитат;

— выразительность речи, умение подражать различным голосам, изменять высоту и силу голоса;

— использование эмоционально-выразительных средств (мимика, жесты, интонация);

— восприятие музыки;

— владение  певческим и речевым  дыханием;

— владение артикуляционным аппаратом;

— инструментальное музицирование;

— владение мимикой и пантомимикой;

— сочетание речи с движением;

— владение азбукой певческих умений;

-владение музыкально-пластическими импровизациями.

Работу осуществляли по следующим взаимосвязанным этапам:

 Первый этап  –   подготовительный.

Этот этап длиться на протяжении длительного времени и включает всю работу по речевому развитию в театральной деятельности. Работа по речевому развитию детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр на воображение, внимания, развития фантазии, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений.

В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другими персонажами ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые сказки, потешки, стихи, именно их разыгрывание позволяет научить пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение.)

Рассказывая стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов.  Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например: «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).

При сочинении сказок, историй, дети выполняют разнообразные действия с ними,  используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения. При пересказе произведения добиваюсь того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.

При разучивании потешек, прибауток, стихов, учу детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку: «Расти коса до пояса», при умывании – «Кран, откройся» и т.д.

Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь становиться более выразительной и грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.

В режимных моментах я включаю специальные игры на развитие мимики и пантомимики.

Например:

— съешь кислый лимон (дети морщатся);

— рассердись на драчуна (сдвигают брови);

— покажи высокого мальчика, маленького комарика, голодного медведя;

— как волк крадется к зайцам (показывают злого волка и испуганных зайчат).

Такие игры служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.

Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шарик», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» — каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.

В совместной деятельности всех участников образовательного процесса, созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Играя в подвижные игры, мы используем маски-шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «Гуси-гуси», «Два Мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь. 

Работа имеет интегрированный характер, взаимодействуя с областью «Художественно-эстетическое развитие». Дети оформляют афиши, зарисовывают героев сказок, сочиненные мини-рассказы, используя нетрадиционные техники рисования (ниткография, кляксография, монотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д.)

 Совместная деятельность проводиться под музыкальное сопровождение, где я активно использую физминутки, пальчиковую гимнастику, хороводные игры – где проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.

В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры. Подвижные игры и повторение ролей предусматриваются и в совместной деятельности на улице.

Особое внимание по речевому развитию средствами театрализованной игры я уделяю взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они учувствуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы и спектакли, рекомендуемые нами, и делятся своими впечатлениями.

С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике  детям предлагались игры на восприятие чувств по поведению: игры на развитие выразительности речи; рече — ритмические игры; игры на развитие творчества в двигательной деятельности; просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов, кукольных спектаклей.

Интеграция с областью  «Художествнно-эстетическое развитие»: театрализованные игры; сказки – подражалочки; сказки-перевёртыши; сказочки – шумелки; театр прихваток; «Гонзики»; мини-сценки; пластические и мимические этюды; игры-имитации и импровизации; игры и упражнения; игры-эксперименты с материалами и инструментами; игровые задания.

Это способствует речевому развитию детей, расширению кругозора, обогащает внутренний мир и сближает детей – родителей — воспитателя. Таким образом, можно реализовать практически все задачи воспитания, развития детей – дошкольников.

В музыкальной зале совместно с воспитателем работала над формированием певческих навыков: артикуляцией, дыханием, развитием внимания, воображения, фантазии, движений детей.

Работу начала с формирования певческих навыков: постановки дыхания и развития артикуляционного аппарата. Большое внимание уделяла различным артикуляционным гимнастикам, таким как: «Фонопедический метод развития голоса» В.В Емельянова и авторские сказки С.А. Коротаевой «Путешествие язычка». Именно они помогли детям в игровой форме преодолеть зажатость артикуляционного аппарата, научили их при пении и разговоре более чётко произносить слова.

Не менее важная роль была отведена и постановке дыхания. Обучала детей синхронизировать артикуляцию, дыхание, голосовые умения (высота и сила звука).

Цикл речевого и певческого дыхания развивали в трёх направлениях:

— короткий спокойный вдох;

— задержка дыхания перед началом пения или речи;

— выдох более продолжительный, экономный, постепенный.

Для постановки дыхания использовала игровые приёмы, соединённые с движением.

Для визуального воплощения выдоха учила ребят надувать мыльные пузыри с помощью бумажной трубочки. Этот приём помог детям не только научиться экономному плавному выдоху, но и способствовал снятию зажатости речевого аппарата.

Решая вопрос развития речи детей через музыкально-театрализованную деятельность, в работе использовала речедвигательные игры. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью. Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие. К таким относятся, например: «Шла весёлая собака», «Что у кого внутри?», «Шёл мишка к броду» и т.д.  Именно такие игры помогли представить звучание окружающего мира с помощью подражания:

— голосам животных (мяуканье, кукование, лай и т.д.),

— голосам «неживой природы» (тиканье, капанье)

— человеческого голоса, смеха, плача.

Использование таких игр дало возможность детям:

— почувствовать и послушать свой голос, понять его возможности;

— расширить диапазон речевого и певческого голоса;

— развивать интонационный и фонематический слух.

Работая над  развитием внимания, мимики, пантомимики, движений детей предлагала различные творчески задания, бытовые ситуации,  которые необходимо было передать  только с помощью жестов, например: получение долгожданного подарка, ссора в автобусе, беседа с иностранцем и т.д. Обыгрывание таких этюдов развило не только пантомимические и мимические возможности ребят, но и развивало фантазию, поскольку некоторые дети пытались внести в смысл этюда что-то своё — озвучивать свои действия живой или неживой природы: скрип входной двери, мурлыкание кошки, облизывающей своих котят и т.д. Также детям предлагались различные  творческие задания под музыку, например: под «Вальс- фантазию» М.Глинки изобразить медленное кружение осенних листьев, постепенно опускающихся на землю или показать заколдованный лес под музыку М. Мусоргского «Гном». Ребятам очень понравилась игра «Волшебный мешочек», в который положены различные атрибуты: веночек, борода, косынка, косички и т.д. Под музыку ребята передавали мешочек друг другу, с остановкой музыки тот. У кого мешочек в руках, вытаскивал из него любой предмет. Его задача – изобразить того персонажа, которому принадлежит данный атрибут. В этой игре использовались также и предметы неживой природы: чайник, половая тряпка и т.д. Изображая предметы неживой природы, ребята проявили большую фантазию и юмор.

Работая над развитием слухового внимания, творческого воображения  старалась обогатить слуховую палитру детей немузыкальными шумовыми звуками; шум дождя, крики улетающих птиц, ветер, лай собак, голоса людей и т.д. Некоторые   звуки детям были знакомы и они с радостью их узнавали, а некоторые звуки (крик кита, шум ураганного ветра, звонок трамвая), они услышали впервые. Ребятам была предложена игра  «Что слышно за дверью?», в которой в полной тишине надо было узнать и назвать услышанные звуки: голоса людей, скрип двери, стук и т.д.

Игры со звуками старалась включать в НОД  так, чтобы они сопровождались каким либо действием, например это могла быть звуковая иллюстрация стихотворений, в которой использовались не только шумовые, речевые звуки, но и музыкальные инструменты, например: «Что у кого внутри», «Ранним утром», «Ветер»,  «Сказочки – шумелки», разработанные   Железновыми, которые развивают у детей навыки звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах, чувство ритма, развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение.

Второй этап – работа над ролью воспитатель с детьми в совместной  деятельности проводит работу по:

  • знакомству с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
  • знакомству с героями инсценировки;
  • составлению словесного портрета героя;
  • над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • распределению ролей;
  • определению музыкального и шумового оформления;
  • индивидуальную работу над ролями;
  • работу малыми группами с музыкальным и шумовым оформлением;
  • исполнению готовой постановки на праздничных утренниках, показ сказок для детей других групп;
  • инсценировку с использованием «Театра прихваток», плоскостных фигурок, кукол-игрушек изготовленных детьми;
  • самостоятельную деятельность при закреплении  элементов драматизации.

Музыкальный руководитель в этом направлении использует мини-сценки, инсценирование стихотворений,  песен. Познакомив детей с художественным произведением, задаёт  вопрос, о чём оно, какие герои, какие события происходят? Знакомит с незнакомыми  словами, объясняли их значение.

Совместно с детьми обсуждает музыкальное сопровождение для характеристики  героев,  музыкальные или шумовые инструменты. Затем дети делились на 2 группы – одна группа озвучивала мини-сценку или стихотворение с помощью инструментов, а другая её драматизировала. Создавая те или иные образы, вместе с детьми искали нужные интонации, жесты, мимику. Иногда движения и жесты ребята находили интуитивно, но очень точно и верно. То состояние  творческого поиска, в котором ребята находятся, даёт им возможность повысить свою самооценку, стать увереннее в своих силах. При распределении ролей всегда учитывали желания и мнения ребят. Готовясь к постановке спектакля, работая с ребятами над сценической выразительностью, помогали им определиться с целесообразностью    действий, движений, жестов персонажей,  мимики, интонации.  Подсказывали,   как найти наиболее удобные места на сценической площадке.  Всю работу над созданием образов проводили  индивидуально или малыми подгруппами. Дети знали и видели только свою часть спектакля, это позволило поддерживать постоянный интерес ребят к создаваемому спектаклю,  и ко времени показа  уровень интереса достигал своего пика.

Готовые спектакли, мини-сценки, инсценировки стихов включали в праздники и развлечения, и устраивали  вместе с детьми показы для ребят других групп. За это время мы с ребятами  подготовили и провели 3 спектакля: «Осенние чудеса», новогодний праздник «Снежная королева», рождественский спектакль «Как Баба Яга потерлась».  Мини-сценки «Кукла Катя», «Кто виноват?», «Яблоко» —  подготовленные ко «Дню матери».

В своей работе использовали методы и приемы театрализованной деятельности:

  • коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
  • просмотр видеофильмов, кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов. Беседы по ним,  чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
  • игры – драматизации;
  • разыгрывание разнообразных песенок и стихов;
  • упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики;
  • игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации;
  • упражнения для социально — эмоционального развития детей;
  • подвижные речевые игры с персонажами сказок;
  • придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия);
  • музыкальное сопровождение спектаклей, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.

При интеграции с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»: рисования, лепки, аппликации, нетрадиционные методики.

При интеграции с образовательной областью «Речевое развитие» – чтение художественной литературы.

При интеграции с образовательной областью  «Физическое развитие»: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.

Методы и приёмы  речевой деятельности:

  • артикуляционная гимнастика;
  • пластические этюды;
  • мимические этюды;
  • загадки;
  • упражнения на воображение;
  • упражнения на напряжение и расслабление мышц;
  • упражнения на имитацию движений;
  • упражнения на активизацию словарного запаса;
  • упражнения на интонационную выразительность;
  • упражнения на формирование разговорной речи;
  • упражнения на отбивание ритма;
  • упражнения на речевое дыхание;
  • игры со словами и без слов;
  • хороводные игры;
  • подвижные игры с героями;
  • обыгрывание эпизодов;
  • инсценирование сказок, потешек, стихов;
  • показ театрализованных представлений.

Третий  этап

Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении речевых  задач.  Данные диагностики,  проведённой в конце года, показали, что более половины детей группы  умеют свободно общаться с взрослыми и детьми. Решая конфликтные ситуации, научились договариваться, взаимодействовать, слышать друг друга.

Дети стали использовать новые слова, пословицы, поговорки, крылатые выражения в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Дети стали говорить эмоциональней, выразительней. Изображая в играх персонажей, меняют динамику и высоту голоса, используя при этом активно жесты и мимику.

Наша работа по теме дала следующие результаты:  обогатилась слуховая палитра,  детей, они научились слушать и слышать музыку. Овладели основными  формами певческих навыков: артикуляцией, дыханием, чёткой дикцией, силой голоса, разнообразными интонациями. У детей развита крупная и мелкая моторика: они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими,  развито чувство ритма.   Улучшилась речедвигательная координация,  сочетать речь и движение с музыкой. Умеют  передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, передают образы сказочных персонажей характерными движениями. Стали артистичнее, раскованнее, пластичнее.

Выводы:

В результате проведённой работы по теме «Речевое развитие детей 6-7 лет средствами музыкально-театрализованной деятельности» у детей развиты навыки  свободного общения с взрослыми и детьми, конструктивные способы взаимодействия с окружающими:

  • дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
  • дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах музыкальной деятельности;
  • дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
  • дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в играх-драматизациях, мини-сценках,
  • дети овладели положительной установкой отношения к миру театра;
  • в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость. Умеют сопереживать, работать в коллективе.

Литература:

  1. «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; 2010г.
  2. Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
  3. Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
  4. В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.
  5. Е.В. Севрюкова «Развитие воображения, мышления и речи у старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки» персональный сайт, Москва 2012г.
  6. М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».- М.: академия, 2000г.
  7. Л.П. Сидоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение , 1977г.
  8. А.Н. Скрябина «Учите детей общаться», журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2010г.
  9. А.И. Буренина «Театр всевозможного» учебно-методическое пособие- 2-е изд., перераб. И доп. – СП., 2002.-114с.
  10. Я. Васильева, «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения, речи»; Блог 2013г.
  11. Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
  12. Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003.
  13. Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
  14. Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : Сфера, 2001.
  15. Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.-N6, 10, 12; 1998-N2.
  16. Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2001.
  17. Журналы «Музыкальная палитра» №2,2007; №2,2004; №2,2006; №5,2010;  №7,2010; №2,2010;  №1,2010; №3,2004; №3,2011г.
  18. Словарь psi.webzone.ru
  19. Сайт Кузиной Е.И. E-mail: elena69_6@mail.ru

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.