Сообщение из опыта работы
«Речевое развитие детей 6-7 лет средствами
музыкально-театрализованной деятельности»
Попова Юлия Викторовна,
воспитатель МБДОУ № 4,
Сухотская Ирина Владимировна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 4,
г. Кировск Мурманской обл.
Актуальность
Речь – это драгоценный дар, величайшее богатство человека. С ее помощью люди выражают свои мысли, чувства, общаются, достигают взаимного понимания.
Речь не является врожденной способностью, а развивается в процессе онтогенеза — индивидуальное развитие организма от момента его зарождения до конца жизни. Параллельно с физическим и умственным развитием ребенка и служит показателем его общего развития. Речь развивается тогда, когда у ребенка есть возможности постоянно расширять свои познания об окружающем, узнавать что-то новое, накапливать опыт.
Речь ребенка формируется под влиянием речи взрослых и в огромной степени зависит от достаточной речевой практики, нормального речевого окружения и от воспитания и обучения, которые начинаются с первых дней его жизни.
Дошкольный возраст – это период активного усвоения ребенком разговорного языка, становления и развития всех сторон речи – фонетической, лексической, грамматической. Полноценное владение языком в дошкольном детстве является необходимым условием решения задач умственного, эстетического и нравственного воспитания детей в сенситивный период развития.
В дошкольном возрасте расширяется круг общения детей. Становясь более самостоятельными, дети выходят за рамки узкосемейных связей и начинают общаться с более широким кругом людей, особенно со сверстниками. Расширение круга общения требует от ребенка полноценного овладения средствами общения, основным из которых является речь. Высокие требования к развитию речи предъявляет и усложняющаяся деятельность ребенка.
Развитие речи идет в нескольких направлениях: совершенствуется ее практическое употребление в общении с другими людьми, вместе с тем речь становится основой перестройки психических процессов, орудием мышления. Это и обуславливает актуальность данной темы.
Во время непосредственно образовательной деятельности в детском саду и в повседневном общении мы уделяем большое внимание речевому развитию ребенка: упражняем детей в четком произнесении слов, в правильном использовании интонационных средств выразительности, учим их, говорить достаточно громко, не спеша, развиваем фонематический и речевой слух.
Театральная деятельность – это самый распространённый вид детского творчества. Она близка и понятна ребёнку, глубоко лежит в его природе и находит своё отстранение стихийно, потому что связана с игрой. Всякую свою выдумку, впечатления из окружающей жизни ребёнку хочется выложить в живые образы и действия. Входя в образ, он играет любые роли, стараясь подражать тому, что видит и что его заинтересовало, и, получая огромное эмоциональное наслаждение.
Поэтому мы решили взять такую тему для углублённой работы – «Речевое развитие детей 6-7 лет через музыкально-театрализованную деятельность».
Основным средством выбрали театрализованную деятельность, которая:
- помогает усвоению богатства родного языка, его выразительных средств;
- появляется живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- совершенствует артикуляционный аппарат;
- формируется диалогическая, эмоционально насыщенная речь;
- улучшается усвоение содержания произведения, логика и последовательность событий;
- дети получают эмоциональный подъём;
- способствует развитию элементов речевого общения: мимики, жестов, пантомимики, интонации, модуляции голоса;
- позволяет формировать опыт социального поведения;
- стимулирует активную речь.
Опираясь на актуальность, и в соответствии с требованиями ФГОС, мы поставили цель, и определили задачи.
Цель нашей работы: развитие свободного общения с взрослыми и детьми, овладение конструктивными способами и средствами взаимодействия с окружающими.
Речевые задачи воспитателя:
- совершенствование всех компонентов устной речи: грамматического строя речи, звуковой культуры, монологической, диалогической формы речи, обучение орфоэпическим нормам современной русской сценической речи, эффективному общению и речевой выразительности;
- совершенствование игровых навыков и творческой самостоятельности в музыкальных и театральных сказках, кукольных спектаклей, игр-драматизаций, упражнений актерского тренинга;
- активизация мыслительного процесса и познавательного интереса у детей;
- воспитание творчества, раскованности, эмоциональности, эффективного общения;
- развитие устойчивого интереса к театрально-игровой деятельности.
Речевое развитие посредством театрализованной деятельности тесно взаимосвязано с художественно-эстетическим развитием детей. Поэтому музыкальный руководитель поставила следующие задачи:
- развитие артикуляционной и мимической подвижности речевого аппарата:
- развитие диафрагмального дыхания, артикуляционного аппарата, чёткой дикции, силы голоса, разнообразной интонации;
- развитие способности эмоционально воспринимать музыку;
- музыкальной фантазии;
- развитие мимики и пантомимики;
- воспитание нравственно-этических качеств, культуры поведения в театре.
Для реализации темы, мы создали рабочую программу, картотеку игр и упражнений, предметно пространственную среду, в которой учитывали:
- индивидуальные социально психологические особенности детей;
- особенности его эмоционально-личностного развития;
- индивидуальные интересы, склонности, предпочтения и потребности;
- любознательность, исследовательский интерес и творческие способности;
- возрастные и поло-ролевые особенности.
Подобрали игрушки, атрибуты, литературные произведения, театральные куклы и костюмы. Для музыкального оформления и просмотра кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов, видеофильмов, в группе есть магнитофон и интерактивная доска. Оформлен театральный уголок для самостоятельной деятельности детей, где имеются различные виды театров, дидактические, настольно-печатные и развивающие игры по литературным произведениям. А также маски, театр прихваток, гонзики, пальчиковый театр, игрушки би-ба-бо и т.д. В группе есть сундук для костюмов, простые декорации, бутафория, ширма для кукольного и настольного театра.
При планировании нашей работы мы определили следующие ожидаемые результаты:
- методический комплект развития речи детей через игру-театрализацию;
- обогащённый игровой, коммуникативный, повышенный познавательный интерес, расширенный кругозор, эмоциональный опыт дошкольников;
- уровень развития речи, общительности воспитанников в соответствии с требованиями программы;
- у родителей сформированные представления о создании игровой среды для полноценного творческого развития ребенка;
- вовлечённость родителей в единое пространство «семья – детский сад».
Для наиболее точного планирования работы мы провели оценку индивидуального развития детей, в рамках педагогической диагностики.
Для этого в начале года совместно провели обследование по речевому и художественно-эстетическому развитию по следующим параметрам:
— свободное общение с взрослыми;
— свободное общение с детьми;
— умение разрешать конфликтные ситуации с помощью речи;
— использование в речи крылатых выражений, эпитетов, цитат;
— выразительность речи, умение подражать различным голосам, изменять высоту и силу голоса;
— использование эмоционально-выразительных средств (мимика, жесты, интонация);
— восприятие музыки;
— владение певческим и речевым дыханием;
— владение артикуляционным аппаратом;
— инструментальное музицирование;
— владение мимикой и пантомимикой;
— сочетание речи с движением;
— владение азбукой певческих умений;
-владение музыкально-пластическими импровизациями.
Работу осуществляли по следующим взаимосвязанным этапам:
Первый этап – подготовительный.
Этот этап длиться на протяжении длительного времени и включает всю работу по речевому развитию в театральной деятельности. Работа по речевому развитию детей в театрализованной деятельности эффективна при использовании различных игр на воображение, внимания, развития фантазии, упражнений и этюдов, ритмопластики, речевых игр и упражнений.
В процессе работы над выразительностью речи активизируется словарь ребенка, совершенствуется звуковая культура речи, особенно диалог с другими персонажами ставит ребенка перед необходимостью ясно, четко, понятно изъясняться. Обучая детей выразительности, я использую знакомые сказки, потешки, стихи, именно их разыгрывание позволяет научить пользоваться разнообразными выразительными средствами в их сочетании (речь, напев, мимика, пантомимика, движение.)
Рассказывая стихотворение, дети имитируют сюжет при помощи слов, мимики и жестов. Четкое проговаривание чистоговорок и скороговорок развивает звуковую культуру речи. Например: «Са-са-са – вот летит оса» (дети произносят, меняя силу голоса, интонацию: удивленно, вопросительно, испуганно).
При сочинении сказок, историй, дети выполняют разнообразные действия с ними, используя при этом различные интонации, силу голоса и темп произношения. При пересказе произведения добиваюсь того, чтобы дети, воспроизводя диалог героев, использовали интонационную выразительность, жесты, мимику.
При разучивании потешек, прибауток, стихов, учу детей не только правильно произносить звуки, но и изображать движения действующих лиц. Например, при расчесывании проговариваем и обыгрываем потешку: «Расти коса до пояса», при умывании – «Кран, откройся» и т.д.
Инсценирование сказок очень увлекает детей, они быстро запоминают слова всех персонажей, часто импровизируют самостоятельно, речь становиться более выразительной и грамотной. Дети начинают использовать новые слова, пословицы и поговорки из сценария, причем в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием.
В режимных моментах я включаю специальные игры на развитие мимики и пантомимики.
Например:
— съешь кислый лимон (дети морщатся);
— рассердись на драчуна (сдвигают брови);
— покажи высокого мальчика, маленького комарика, голодного медведя;
— как волк крадется к зайцам (показывают злого волка и испуганных зайчат).
Такие игры служат своеобразным прологом к драматизации. Благодаря таким упражнениям, движения детей приобретают большую уверенность.
Провожу игры на развитие речевого дыхания: «надуй шарик», «насос», «игра в слова», «чудо лесенка» — каждую последующую фразу дети произносят, повышая или понижая тон голоса.
В совместной деятельности всех участников образовательного процесса, созданы условия для всестороннего полноценного развития двигательных способностей детей, имеет место постановка проблемной ситуации. Играя в подвижные игры, мы используем маски-шапочки или необходимые атрибуты. Такие игры, как «Теремок», «Гуси-гуси», «Два Мороза», «Горелки», наряду с двигательной активностью также развивают диалогическую и монологическую речь.
Работа имеет интегрированный характер, взаимодействуя с областью «Художественно-эстетическое развитие». Дети оформляют афиши, зарисовывают героев сказок, сочиненные мини-рассказы, используя нетрадиционные техники рисования (ниткография, кляксография, монотипия, рисование крупой, аппликация из салфеток, мозаика, пластилинография и т.д.)
Совместная деятельность проводиться под музыкальное сопровождение, где я активно использую физминутки, пальчиковую гимнастику, хороводные игры – где проговаривание стихов одновременно с движениями, делает речь детей более ритмичной, громкой, четкой и эмоциональной.
В работу включены дидактические, развивающие игры и упражнения на развитие пространственных отношений, мелкой моторики рук, артикуляционного аппарата, подвижные игры. Подвижные игры и повторение ролей предусматриваются и в совместной деятельности на улице.
Особое внимание по речевому развитию средствами театрализованной игры я уделяю взаимодействию с семьей. Родители не находятся в роли сторонних наблюдателей или обычных зрителей, напротив, они учувствуют в работе над театрализацией. Дома помогают детям разыгрывать полюбившиеся сказки, стихи, потешки, обсуждают персонажи, роли, которые предстоит сыграть. Оказывают помощь в изготовлении костюмов и атрибутов. Вместе с детьми посещают театры, читают книги, просматривают видеофильмы и спектакли, рекомендуемые нами, и делятся своими впечатлениями.
С целью научить детей понимать взаимоотношения людей по поступкам, жестам, позам и мимике детям предлагались игры на восприятие чувств по поведению: игры на развитие выразительности речи; рече — ритмические игры; игры на развитие творчества в двигательной деятельности; просмотр видеофильмов, мультипликационных фильмов, кукольных спектаклей.
Интеграция с областью «Художествнно-эстетическое развитие»: театрализованные игры; сказки – подражалочки; сказки-перевёртыши; сказочки – шумелки; театр прихваток; «Гонзики»; мини-сценки; пластические и мимические этюды; игры-имитации и импровизации; игры и упражнения; игры-эксперименты с материалами и инструментами; игровые задания.
Это способствует речевому развитию детей, расширению кругозора, обогащает внутренний мир и сближает детей – родителей — воспитателя. Таким образом, можно реализовать практически все задачи воспитания, развития детей – дошкольников.
В музыкальной зале совместно с воспитателем работала над формированием певческих навыков: артикуляцией, дыханием, развитием внимания, воображения, фантазии, движений детей.
Работу начала с формирования певческих навыков: постановки дыхания и развития артикуляционного аппарата. Большое внимание уделяла различным артикуляционным гимнастикам, таким как: «Фонопедический метод развития голоса» В.В Емельянова и авторские сказки С.А. Коротаевой «Путешествие язычка». Именно они помогли детям в игровой форме преодолеть зажатость артикуляционного аппарата, научили их при пении и разговоре более чётко произносить слова.
Не менее важная роль была отведена и постановке дыхания. Обучала детей синхронизировать артикуляцию, дыхание, голосовые умения (высота и сила звука).
Цикл речевого и певческого дыхания развивали в трёх направлениях:
— короткий спокойный вдох;
— задержка дыхания перед началом пения или речи;
— выдох более продолжительный, экономный, постепенный.
Для постановки дыхания использовала игровые приёмы, соединённые с движением.
Для визуального воплощения выдоха учила ребят надувать мыльные пузыри с помощью бумажной трубочки. Этот приём помог детям не только научиться экономному плавному выдоху, но и способствовал снятию зажатости речевого аппарата.
Решая вопрос развития речи детей через музыкально-театрализованную деятельность, в работе использовала речедвигательные игры. Речь с движением позволяет совершенствовать у дошкольников общую и мелкую моторику, вырабатывает чёткие координированные действия во взаимосвязи с речью. Речедвигательные упражнения всегда создают у детей хорошее настроение и вносят эмоциональный заряд в обучающее занятие. К таким относятся, например: «Шла весёлая собака», «Что у кого внутри?», «Шёл мишка к броду» и т.д. Именно такие игры помогли представить звучание окружающего мира с помощью подражания:
— голосам животных (мяуканье, кукование, лай и т.д.),
— голосам «неживой природы» (тиканье, капанье)
— человеческого голоса, смеха, плача.
Использование таких игр дало возможность детям:
— почувствовать и послушать свой голос, понять его возможности;
— расширить диапазон речевого и певческого голоса;
— развивать интонационный и фонематический слух.
Работая над развитием внимания, мимики, пантомимики, движений детей предлагала различные творчески задания, бытовые ситуации, которые необходимо было передать только с помощью жестов, например: получение долгожданного подарка, ссора в автобусе, беседа с иностранцем и т.д. Обыгрывание таких этюдов развило не только пантомимические и мимические возможности ребят, но и развивало фантазию, поскольку некоторые дети пытались внести в смысл этюда что-то своё — озвучивать свои действия живой или неживой природы: скрип входной двери, мурлыкание кошки, облизывающей своих котят и т.д. Также детям предлагались различные творческие задания под музыку, например: под «Вальс- фантазию» М.Глинки изобразить медленное кружение осенних листьев, постепенно опускающихся на землю или показать заколдованный лес под музыку М. Мусоргского «Гном». Ребятам очень понравилась игра «Волшебный мешочек», в который положены различные атрибуты: веночек, борода, косынка, косички и т.д. Под музыку ребята передавали мешочек друг другу, с остановкой музыки тот. У кого мешочек в руках, вытаскивал из него любой предмет. Его задача – изобразить того персонажа, которому принадлежит данный атрибут. В этой игре использовались также и предметы неживой природы: чайник, половая тряпка и т.д. Изображая предметы неживой природы, ребята проявили большую фантазию и юмор.
Работая над развитием слухового внимания, творческого воображения старалась обогатить слуховую палитру детей немузыкальными шумовыми звуками; шум дождя, крики улетающих птиц, ветер, лай собак, голоса людей и т.д. Некоторые звуки детям были знакомы и они с радостью их узнавали, а некоторые звуки (крик кита, шум ураганного ветра, звонок трамвая), они услышали впервые. Ребятам была предложена игра «Что слышно за дверью?», в которой в полной тишине надо было узнать и назвать услышанные звуки: голоса людей, скрип двери, стук и т.д.
Игры со звуками старалась включать в НОД так, чтобы они сопровождались каким либо действием, например это могла быть звуковая иллюстрация стихотворений, в которой использовались не только шумовые, речевые звуки, но и музыкальные инструменты, например: «Что у кого внутри», «Ранним утром», «Ветер», «Сказочки – шумелки», разработанные Железновыми, которые развивают у детей навыки звукоподражания и музицирования на шумовых и детских инструментах, чувство ритма, развивают речь, внимание, слуховую память, мелкую моторику и воображение.
Второй этап – работа над ролью воспитатель с детьми в совместной деятельности проводит работу по:
- знакомству с инсценировкой: о чём она? Какие события в ней главные?
- знакомству с героями инсценировки;
- составлению словесного портрета героя;
- над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажей, места на сценической площадке, мимики, интонации;
- распределению ролей;
- определению музыкального и шумового оформления;
- индивидуальную работу над ролями;
- работу малыми группами с музыкальным и шумовым оформлением;
- исполнению готовой постановки на праздничных утренниках, показ сказок для детей других групп;
- инсценировку с использованием «Театра прихваток», плоскостных фигурок, кукол-игрушек изготовленных детьми;
- самостоятельную деятельность при закреплении элементов драматизации.
Музыкальный руководитель в этом направлении использует мини-сценки, инсценирование стихотворений, песен. Познакомив детей с художественным произведением, задаёт вопрос, о чём оно, какие герои, какие события происходят? Знакомит с незнакомыми словами, объясняли их значение.
Совместно с детьми обсуждает музыкальное сопровождение для характеристики героев, музыкальные или шумовые инструменты. Затем дети делились на 2 группы – одна группа озвучивала мини-сценку или стихотворение с помощью инструментов, а другая её драматизировала. Создавая те или иные образы, вместе с детьми искали нужные интонации, жесты, мимику. Иногда движения и жесты ребята находили интуитивно, но очень точно и верно. То состояние творческого поиска, в котором ребята находятся, даёт им возможность повысить свою самооценку, стать увереннее в своих силах. При распределении ролей всегда учитывали желания и мнения ребят. Готовясь к постановке спектакля, работая с ребятами над сценической выразительностью, помогали им определиться с целесообразностью действий, движений, жестов персонажей, мимики, интонации. Подсказывали, как найти наиболее удобные места на сценической площадке. Всю работу над созданием образов проводили индивидуально или малыми подгруппами. Дети знали и видели только свою часть спектакля, это позволило поддерживать постоянный интерес ребят к создаваемому спектаклю, и ко времени показа уровень интереса достигал своего пика.
Готовые спектакли, мини-сценки, инсценировки стихов включали в праздники и развлечения, и устраивали вместе с детьми показы для ребят других групп. За это время мы с ребятами подготовили и провели 3 спектакля: «Осенние чудеса», новогодний праздник «Снежная королева», рождественский спектакль «Как Баба Яга потерлась». Мини-сценки «Кукла Катя», «Кто виноват?», «Яблоко» — подготовленные ко «Дню матери».
В своей работе использовали методы и приемы театрализованной деятельности:
- коммуникативные (диалоговое общение, ролевые инсценировки, игры-драматизации, сюжетно-ролевые игры, чтение по книге или наизусть, рассказывание, творческое рассказывание, заучивание наизусть, описание);
- просмотр видеофильмов, кукольных спектаклей, мультипликационных фильмов. Беседы по ним, чтение произведений, пересказы, рассказы по картинкам, сочинения и т. д.
- игры – драматизации;
- разыгрывание разнообразных песенок и стихов;
- упражнения по формированию выразительности, развития мимики, пантомимики, артикуляционного аппарата, моторики;
- игры и ситуации по произведениям, игры-имитации и импровизации;
- упражнения для социально — эмоционального развития детей;
- подвижные речевые игры с персонажами сказок;
- придумывание начала, середины или окончания произведения (рассказ, рисование или драматизация, введение или замена героя произведения, смена характера или действия);
- музыкальное сопровождение спектаклей, музыкальные игры и упражнения, слушание музыкальных сказок и произведений, движения под музыку.
При интеграции с образовательной областью «Художественно-эстетическое развитие»: рисования, лепки, аппликации, нетрадиционные методики.
При интеграции с образовательной областью «Речевое развитие» – чтение художественной литературы.
При интеграции с образовательной областью «Физическое развитие»: подвижные игры, пальчиковая и артикуляционная гимнастика, занятия на свежем воздухе.
Методы и приёмы речевой деятельности:
- артикуляционная гимнастика;
- пластические этюды;
- мимические этюды;
- загадки;
- упражнения на воображение;
- упражнения на напряжение и расслабление мышц;
- упражнения на имитацию движений;
- упражнения на активизацию словарного запаса;
- упражнения на интонационную выразительность;
- упражнения на формирование разговорной речи;
- упражнения на отбивание ритма;
- упражнения на речевое дыхание;
- игры со словами и без слов;
- хороводные игры;
- подвижные игры с героями;
- обыгрывание эпизодов;
- инсценирование сказок, потешек, стихов;
- показ театрализованных представлений.
Третий этап
Театрализованная деятельность стала значительным помощником в решении речевых задач. Данные диагностики, проведённой в конце года, показали, что более половины детей группы умеют свободно общаться с взрослыми и детьми. Решая конфликтные ситуации, научились договариваться, взаимодействовать, слышать друг друга.
Дети стали использовать новые слова, пословицы, поговорки, крылатые выражения в бытовых ситуациях, совпадающих с их смысловым содержанием. Дети стали говорить эмоциональней, выразительней. Изображая в играх персонажей, меняют динамику и высоту голоса, используя при этом активно жесты и мимику.
Наша работа по теме дала следующие результаты: обогатилась слуховая палитра, детей, они научились слушать и слышать музыку. Овладели основными формами певческих навыков: артикуляцией, дыханием, чёткой дикцией, силой голоса, разнообразными интонациями. У детей развита крупная и мелкая моторика: они подвижны, выносливы, владеют основными движениями, могут контролировать свои движения и управлять ими, развито чувство ритма. Улучшилась речедвигательная координация, сочетать речь и движение с музыкой. Умеют передавать различные чувства, используя мимику, жест, интонацию, передают образы сказочных персонажей характерными движениями. Стали артистичнее, раскованнее, пластичнее.
Выводы:
В результате проведённой работы по теме «Речевое развитие детей 6-7 лет средствами музыкально-театрализованной деятельности» у детей развиты навыки свободного общения с взрослыми и детьми, конструктивные способы взаимодействия с окружающими:
- дети стали более сознательно пользоваться языковыми средствами при передаче своих мыслей и в различных ситуациях речевого общения, повысилась речевая активность, появился живой интерес к самостоятельному познанию и размышлению;
- дети способны к волевым усилиям, могут следовать социальным нормам поведения и правилам в разных видах музыкальной деятельности;
- дети способны к принятию собственных решений, опираясь на свои знания и умения в различных видах деятельности;
- дети стали проявлять инициативу и самостоятельность в играх-драматизациях, мини-сценках,
- дети овладели положительной установкой отношения к миру театра;
- в любых видах деятельности дети получают эмоциональный подъём, проявляют позитивные качества характера такие как: находчивость, взаимопомощь, смелость. Умеют сопереживать, работать в коллективе.
Литература:
- «Программа воспитания и обучения в детском саду» под редакцией М.А. Васильевой, В.В. Гербовой, Т.С. Комаровой; 2010г.
- Арушанова А. Г. Речь и речевое общение детей: Книга для воспитателей детского сада. — М.: Мозаика-Синтез, 1999. — 272 с.
- Тихеева Е.И. Развитие речи детей: Пособие для воспитателей дет. Сада / Под ред. Ф.А. Сохина. – М.: Просвещение,1981.
- В.В. Гербова «Развитие речи в детском саду». Программа и методические рекомендации. М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2006г.
- Е.В. Севрюкова «Развитие воображения, мышления и речи у старших дошкольников в процессе восприятия классической музыки» персональный сайт, Москва 2012г.
- М.М. Алексеева, В.И. Яшина «Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников».- М.: академия, 2000г.
- Л.П. Сидоренко, Г.А. Фомичёва, В.К. «Методика развития речи детей дошкольного возраста». – М.: Просвещение , 1977г.
- А.Н. Скрябина «Учите детей общаться», журнал «Дошкольное воспитание» №11, 2010г.
- А.И. Буренина «Театр всевозможного» учебно-методическое пособие- 2-е изд., перераб. И доп. – СП., 2002.-114с.
- Я. Васильева, «Развитие музыкальных способностей детей дошкольного возраста с помощью музыки, движения, речи»; Блог 2013г.
- Акулова О. Театрализованные игры // Дошкольное воспитание, 2005.-N4.
- Антипина Е. А. Театрализованная деятельность в детском саду. — М., 2003.
- Ерофеева Т. И. Игра-драматизация // Воспитание детей в игре. – М., 1994.
- Маханева М. Д. Театрализованные занятия в детском саду. — М. : Сфера, 2001.
- Сорокина Н. Ф. Играем в кукольный театр // Дошкольное воспитание. — 1997.-N6, 10, 12; 1998-N2.
- Чурилова Э. Г. Методика и организация театрализованной деятельности дошкольников и младших школьников. — М.: Владос, 2001.
- Журналы «Музыкальная палитра» №2,2007; №2,2004; №2,2006; №5,2010; №7,2010; №2,2010; №1,2010; №3,2004; №3,2011г.
- Словарь psi.webzone.ru
- Сайт Кузиной Е.И. E-mail: elena69_6@mail.ru