Русская берёзка

Конспект и самоанализ

непосредственной образовательной деятельности

«Русская берёзка»

для детей с ЗПР подготовительной к школе группы

 

Воронкова Наталья Анатольевна,

воспитатель МДОУ «Детский сад № 254

 Тракторозаводского района Волгограда»,

г. Волгоград

 

 Цель НОД: Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы.

Задачи:

Образовательные:

 Способствовать запоминанию детьми небольшого стихотворения, используя мнемотаблицу.

Уточнять и расширять словарь детей о дереве березе.

Формировать умение правильно выражать излагать свои мысли.

Формировать умение слушать и слышать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Упражнять в индивидуальном прочтении стихов.

Развивающие:

 Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, зрительную память.

Активизировать познавательную и речевую деятельность, словарь на основе знаний о русской березе.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать способность отгадывать загадки

Воспитывающие:

 Воспитывать эмоционально-радостное отношение от знакомства с новым произведением.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Формировать положительную установку на участие в занятии.

Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».

Материал и оборудование: Проектор, экран, слайды презентации: (изображение берёзовой рощи, изображение березы, портрет автора стихотворения Александра Прокофьева), корзинка из бересты,  лапти, мнемотаблица, индивидуальные карточки с мнемотаблицей на каждого ребенка, цветные карандаши, живые  веточки березы,  магнитная доска. Аудиозапись песни «Во поле березка стояла», голоса птиц.

Подготовительная работа:

Заучивание с детьми  слов песни «Во поле берёзка стояла», стихотворений наизусть о березах и других по мнемотаблицам, рассматривание берёзы на прогулке, иллюстраций с изображением березы.

Форма организации: Подгрупповая.

Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие

Ход непосредственно образовательной деятельности:

I. Мотивация к деятельности

Дети входят в группу под звуки  песни «Во поле березка стояла».

Воспитатель: Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала нужно «Здравствуйте» сказать! Дети здороваются.

Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте.

Клейкие почки,

Зелёные листочки.

С белой корой

Стоит под горой. (Береза)

1Воспитатель: Посмотрите, береза очень красивое  дерево! (Показ картинки на экране: слайд 1).

Береза – красавица русских лесов, символ России. Она стройная, ветки у березки тонкие, длинные. Береза   привлекательна во все времена года! Кто мне ответит, где можно встретить березку?

Ответы детей.

Воспитатель: А как называется лес, в котором растут березки?

Ответы детей.

2аВоспитатель: А сейчас я вас приглашаю в березовую рощу  (слайд 2). Посмотрите, как много здесь растет березок-подружек! Скажите, ребята, а какой у березы ствол?

Ответы детей.

Воспитатель: Поэтому березу называют белоствольной, она как будто девушка в белом сарафанчике. Подумайте, чем отличается береза от другого дерева?

Ответы детей.

3Воспитатель: А вы знаете ребята, что кору березы — называют берестой? (слайд 3: изображение  коры березовой). В давние времена  люди  из бересты плели корзинки, для грибов, делали лапти (показывает  корзинку и  лапти).

(Воспитатель берет вазу с веточками березы, подходит к детям).

Воспитатель: Потрогайте веточки березы, какие они? А на что похожи семена березы?

4Раз уж мы оказались в березовой роще (слайд 4: березовая роща), давайте присядем,  отдохнем, полюбуемся красотой деревьев (звучат голоса птиц).

О березке написано много песен, сложено много стихов.

5Одно я вам сейчас прочитаю, а вы послушайте внимательно и обратите внимание, как автор Александр Прокофьев называет березку, с чем ее сравнивает (слайд 5: портрет автора стихотворения и  картинка березки)

 

 

 

 

А.  Прокофьев «Березка»

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, — но не ломится!

Воспитатель: Понравилось  вам ребята стихотворение? (Далее вопросы по стихотворению).

Почему березку называют русской? (Потому что она — символ России).

Какое бывает настроение у березки? (То светлое, то грустное).

Что за белый сарафанчик у березы? ( Ствол).

Что за платочки в карманчиках? (Черные  отметины  на стволе).

Что же за сережки у березы? ( Семена).

Как автор называет березку? ( Русской, нарядной, родной, ненаглядной).

Кто подружки у березы? (Березы, которые растут рядом).

Почему,  склоняясь под ветром, береза не ломается? (Потому что ствол  гибкий).

Мне кажется  маловато  берез в нашей  роще,  давайте посадим с вами новое дерево!

  1. II. Физминутка: «Берёзка»

Мы березку посадили, (Наклониться.)

Мы водой ее полили, (имитируют полив березки)

И березка подросла, (Встать, подняться на носки, руки на пояс.)

К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)

А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)

И ребят благодарила. (Поклоны головой.)

Воспитатель: Вот какая красивая береза у нас выросла! (выставляет рисунок, с изображением   березки).

А чтобы она  лучше росла, давайте разучим о ней стихотворение! Нужно размять язычок, повторяйте за мной (показывает изображение двусторонней лесенки для артикуляционной разминки) Юля-Юленька – Юла (медленно), завертелась как юла (быстроупражнение повторить несколько раз).

А лучше запомнить стихотворение вам помогут картинки — подсказки (выставляется мнемотаблица).

 7

 Ребята, послушайте внимательно стихотворение еще раз, постарайтесь запоминать. Вы можете за мной повторять только одними губами, без голоса. (Читает и дает время для припоминания).

 

 Александр Прокофьев «Березка» (При чтении стихотворения воспитатель показывает на картинки, и объясняет, что обозначает каждое слово-рисунок)

Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках

Воспитатель: Кто сможет повторить эти строки? Давайте я помогу, я буду начало строки произносить,  а вы окончание.

С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную

Воспитатель: Кто хочет попробовать повторить?

Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, — но не ломится!

А кто сможет полностью рассказать стихотворение? При рассказе не забывайте указать название  стихотворения и его автора. Ответы детей

Воспитатель: Молодцы!

III. Организация продуктивной деятельности.

Ребята, в нашей березовой роще стало как-то грустно, птички совсем не поют. А чтобы роща вновь повеселела, вам нужно выполнить одно важное задание! Для этого пройдите на свои места за столы. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором изображено наше с вами стихотворение.

Некоторые фрагменты его пропущены. Вспомните, пожалуйста, стихотворение и дорисуйте недостающие фрагменты.  Но сначала подготовим пальцы

IV. Пальчиковая гимнастика

Сожмите кулачки, достаем первый палец — боковой, называется большой (спрятали)

 Палец 2 — указчик старательный, не зря его называют указательный,

Третий  наш пальчик, как раз посередине,  поэтому средний дано ему имя,

Четвертый наш пальчик зовут безымянный, и проворный и упрямый,

совсем как в семье братец младший-любимец, по счету он пятый зовется мизинец.

 V. Самостоятельная деятельность детей.

Воспитатель: Посмотрите еще раз на картинки – подсказки (мнемотаблица с доски снимается), приступайте к выполнению задания.

 Воспитатель: Вижу, что   с заданием все справились. Кто сможет по картинкам рассказать стихотворение? Ответы детей

Воспитатель: Предлагаю вам упражнение  «Доброе слово» (Цель: подбирать слова, характеризовать березку). О березке можно  много добрых  и  ласковых слов  сказать. Предлагаю сказать красивые слова, передавая друг другу вот эту веточку.  Какая березка? (примерные ответы: белоствольная, гибкая, нарядная, родная, ненаглядная, русская).

Снова звучат голоса птиц.

VI. Подведение итогов:

Воспитатель: Снова наши березы зашумели, слышны голоса птиц, которые благодарят вас. Наша прогулка по березовой роще подошла к концу. Мы  выучили еще одно красивое стихотворение о природе. Чем вам понравилось занятие? (Ответы детей). Покажите своё настроение в конце занятия, выбрав соответствующий смайлик (дети выбирают и показывают картинку). Я думаю, что вам было интересно. Не забудьте рассказать стихотворение дома  своим близким,  порадовать их! Сегодня вы все были молодцы! Спасибо!

Самоанализ непосредственно образовательной деятельности

На занятии присутствовали дети подготовительной  группы – 6 человек. Была поставлена следующая цель: разучить  стихотворение «Березка» с помощью мнемотаблицы. Помочь детям  запомнить и выразительно читать новое стихотворение, путём решения следующих задач:

Образовательные:

 Способствовать запоминанию детьми небольшого стихотворения, используя мнемотаблицу.

Уточнять и расширять словарь детей о дереве березе.

Формировать умение правильно выражать излагать свои мысли.

Формировать умение слушать и слышать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.

Упражнять в индивидуальном прочтении стихов.

Развивающие:

 Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, зрительную память.

Активизировать познавательную и речевую деятельность, словарь на основе знаний о русской березе.

Совершенствовать интонационную выразительность речи.

Развивать способность отгадывать загадки

Воспитывающие:

 Воспитывать эмоционально-радостное отношение от знакомства с новым произведением.

Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Формировать положительную установку на участие в занятии.

С интеграцией областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.

Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение дополнительных наглядных опор (картинок, использование ИКТ, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.

С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Юля-юленька», «Четыре чертенка».

На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент – звуки леса, птиц. Демонстрация слайдов, мнемотаблицы в помощь при заучивании. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).

На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формировало  у детей  уверенность. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.