Конспект и самоанализ
непосредственной образовательной деятельности
«Русская берёзка»
для детей с ЗПР подготовительной к школе группы
Воронкова Наталья Анатольевна,
воспитатель МДОУ «Детский сад № 254
Тракторозаводского района Волгограда»,
г. Волгоград
Цель НОД: Разучивание стихотворения А. Прокофьева «Березка» с помощью мнемотаблицы.
Задачи:
Образовательные:
Способствовать запоминанию детьми небольшого стихотворения, используя мнемотаблицу.
Уточнять и расширять словарь детей о дереве березе.
Формировать умение правильно выражать излагать свои мысли.
Формировать умение слушать и слышать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Упражнять в индивидуальном прочтении стихов.
Развивающие:
Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, зрительную память.
Активизировать познавательную и речевую деятельность, словарь на основе знаний о русской березе.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать способность отгадывать загадки
Воспитывающие:
Воспитывать эмоционально-радостное отношение от знакомства с новым произведением.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Формировать положительную установку на участие в занятии.
Интеграция образовательных областей: «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Материал и оборудование: Проектор, экран, слайды презентации: (изображение берёзовой рощи, изображение березы, портрет автора стихотворения Александра Прокофьева), корзинка из бересты, лапти, мнемотаблица, индивидуальные карточки с мнемотаблицей на каждого ребенка, цветные карандаши, живые веточки березы, магнитная доска. Аудиозапись песни «Во поле березка стояла», голоса птиц.
Подготовительная работа:
Заучивание с детьми слов песни «Во поле берёзка стояла», стихотворений наизусть о березах и других по мнемотаблицам, рассматривание берёзы на прогулке, иллюстраций с изображением березы.
Форма организации: Подгрупповая.
Образовательная область: Художественно-эстетическое развитие
Ход непосредственно образовательной деятельности:
I. Мотивация к деятельности
Дети входят в группу под звуки песни «Во поле березка стояла».
Воспитатель: Все в сборе! Взрослые и дети! Мы можем начинать! Но для начала нужно «Здравствуйте» сказать! Дети здороваются.
Воспитатель: Ребята, послушайте внимательно загадку и отгадайте.
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой. (Береза)
Воспитатель: Посмотрите, береза очень красивое дерево! (Показ картинки на экране: слайд 1).
Береза – красавица русских лесов, символ России. Она стройная, ветки у березки тонкие, длинные. Береза привлекательна во все времена года! Кто мне ответит, где можно встретить березку?
Ответы детей.
Воспитатель: А как называется лес, в котором растут березки?
Ответы детей.
Воспитатель: А сейчас я вас приглашаю в березовую рощу (слайд 2). Посмотрите, как много здесь растет березок-подружек! Скажите, ребята, а какой у березы ствол?
Ответы детей.
Воспитатель: Поэтому березу называют белоствольной, она как будто девушка в белом сарафанчике. Подумайте, чем отличается береза от другого дерева?
Ответы детей.
Воспитатель: А вы знаете ребята, что кору березы — называют берестой? (слайд 3: изображение коры березовой). В давние времена люди из бересты плели корзинки, для грибов, делали лапти (показывает корзинку и лапти).
(Воспитатель берет вазу с веточками березы, подходит к детям).
Воспитатель: Потрогайте веточки березы, какие они? А на что похожи семена березы?
Раз уж мы оказались в березовой роще (слайд 4: березовая роща), давайте присядем, отдохнем, полюбуемся красотой деревьев (звучат голоса птиц).
О березке написано много песен, сложено много стихов.
Одно я вам сейчас прочитаю, а вы послушайте внимательно и обратите внимание, как автор Александр Прокофьев называет березку, с чем ее сравнивает (слайд 5: портрет автора стихотворения и картинка березки)
А. Прокофьев «Березка»
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике.
С платочками в карманчиках,
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную,
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, — но не ломится!
Воспитатель: Понравилось вам ребята стихотворение? (Далее вопросы по стихотворению).
Почему березку называют русской? (Потому что она — символ России).
Какое бывает настроение у березки? (То светлое, то грустное).
Что за белый сарафанчик у березы? ( Ствол).
Что за платочки в карманчиках? (Черные отметины на стволе).
Что же за сережки у березы? ( Семена).
Как автор называет березку? ( Русской, нарядной, родной, ненаглядной).
Кто подружки у березы? (Березы, которые растут рядом).
Почему, склоняясь под ветром, береза не ломается? (Потому что ствол гибкий).
Мне кажется маловато берез в нашей роще, давайте посадим с вами новое дерево!
- II. Физминутка: «Берёзка»
Мы березку посадили, (Наклониться.)
Мы водой ее полили, (имитируют полив березки)
И березка подросла, (Встать, подняться на носки, руки на пояс.)
К солнцу ветки подняла, (Руки вверх.)
А потом их наклонила, (Руки вниз, спина прямая.)
И ребят благодарила. (Поклоны головой.)
Воспитатель: Вот какая красивая береза у нас выросла! (выставляет рисунок, с изображением березки).
А чтобы она лучше росла, давайте разучим о ней стихотворение! Нужно размять язычок, повторяйте за мной (показывает изображение двусторонней лесенки для артикуляционной разминки) Юля-Юленька – Юла (медленно), завертелась как юла (быстро; упражнение повторить несколько раз).
А лучше запомнить стихотворение вам помогут картинки — подсказки (выставляется мнемотаблица).
Ребята, послушайте внимательно стихотворение еще раз, постарайтесь запоминать. Вы можете за мной повторять только одними губами, без голоса. (Читает и дает время для припоминания).
Александр Прокофьев «Березка» (При чтении стихотворения воспитатель показывает на картинки, и объясняет, что обозначает каждое слово-рисунок)
Люблю берёзку русскую,
То светлую, то грустную,
В белёном сарафанчике,
С платочками в карманчиках
Воспитатель: Кто сможет повторить эти строки? Давайте я помогу, я буду начало строки произносить, а вы окончание.
С красивыми застёжками,
С зелёными серёжками.
Люблю её нарядную,
Родную, ненаглядную
Воспитатель: Кто хочет попробовать повторить?
Люблю берёзку русскую.
Она всегда с подружками,
Под ветром низко клонится,
И гнётся, — но не ломится!
А кто сможет полностью рассказать стихотворение? При рассказе не забывайте указать название стихотворения и его автора. Ответы детей
Воспитатель: Молодцы!
III. Организация продуктивной деятельности.
Ребята, в нашей березовой роще стало как-то грустно, птички совсем не поют. А чтобы роща вновь повеселела, вам нужно выполнить одно важное задание! Для этого пройдите на свои места за столы. У каждого из вас на столе лежит листок, на котором изображено наше с вами стихотворение.
Некоторые фрагменты его пропущены. Вспомните, пожалуйста, стихотворение и дорисуйте недостающие фрагменты. Но сначала подготовим пальцы
IV. Пальчиковая гимнастика
Сожмите кулачки, достаем первый палец — боковой, называется большой (спрятали)
Палец 2 — указчик старательный, не зря его называют указательный, |
Третий наш пальчик, как раз посередине, поэтому средний дано ему имя,
Четвертый наш пальчик зовут безымянный, и проворный и упрямый, совсем как в семье братец младший-любимец, по счету он пятый зовется мизинец. |
V. Самостоятельная деятельность детей.
Воспитатель: Посмотрите еще раз на картинки – подсказки (мнемотаблица с доски снимается), приступайте к выполнению задания.
Воспитатель: Вижу, что с заданием все справились. Кто сможет по картинкам рассказать стихотворение? Ответы детей
Воспитатель: Предлагаю вам упражнение «Доброе слово» (Цель: подбирать слова, характеризовать березку). О березке можно много добрых и ласковых слов сказать. Предлагаю сказать красивые слова, передавая друг другу вот эту веточку. Какая березка? (примерные ответы: белоствольная, гибкая, нарядная, родная, ненаглядная, русская).
Снова звучат голоса птиц.
VI. Подведение итогов:
Воспитатель: Снова наши березы зашумели, слышны голоса птиц, которые благодарят вас. Наша прогулка по березовой роще подошла к концу. Мы выучили еще одно красивое стихотворение о природе. Чем вам понравилось занятие? (Ответы детей). Покажите своё настроение в конце занятия, выбрав соответствующий смайлик (дети выбирают и показывают картинку). Я думаю, что вам было интересно. Не забудьте рассказать стихотворение дома своим близким, порадовать их! Сегодня вы все были молодцы! Спасибо!
Самоанализ непосредственно образовательной деятельности
На занятии присутствовали дети подготовительной группы – 6 человек. Была поставлена следующая цель: разучить стихотворение «Березка» с помощью мнемотаблицы. Помочь детям запомнить и выразительно читать новое стихотворение, путём решения следующих задач:
Образовательные:
Способствовать запоминанию детьми небольшого стихотворения, используя мнемотаблицу.
Уточнять и расширять словарь детей о дереве березе.
Формировать умение правильно выражать излагать свои мысли.
Формировать умение слушать и слышать вопрос, запоминать небольшой стихотворный текст, отвечать на вопросы воспитателя полным предложением.
Упражнять в индивидуальном прочтении стихов.
Развивающие:
Развивать связную речь, речевой слух, речевое дыхание, зрительную память.
Активизировать познавательную и речевую деятельность, словарь на основе знаний о русской березе.
Совершенствовать интонационную выразительность речи.
Развивать способность отгадывать загадки
Воспитывающие:
Воспитывать эмоционально-радостное отношение от знакомства с новым произведением.
Формировать навыки сотрудничества, взаимопонимания, доброжелательности. Формировать положительную установку на участие в занятии.
С интеграцией областей: художественно-эстетическое развитие, социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цель занятия была доведена до детей, была им понятна и соответствовала содержанию занятия. Выбранные методы и приёмы соответствовали возрасту детей и были подобраны с учётом их индивидуальных особенностей (состояние внимания, степени утомляемости). Наглядные и словесные инструкции предъявлялись точно и чётко. Использовалась следующая помощь: привлечение внимания, стимуляция речемыслительной деятельности посредством указаний, советов, использование вопросов разного типа (прямых, наводящих, подсказывающих, применение дополнительных наглядных опор (картинок, использование ИКТ, демонстрация образа отдельного действия и деятельности в целом. Этапы занятия были взаимосвязаны и последовательны.
С целью развития речевой моторики и подготовки речевого аппарата детей к занятию была использована игровая гимнастика «Юля-юленька», «Четыре чертенка».
На протяжении всего занятия у детей поддерживался интерес, чему способствовала динамика занятия, сюрпризный момент – звуки леса, птиц. Демонстрация слайдов, мнемотаблицы в помощь при заучивании. Все задания были подобраны с опорой на несколько анализаторов и способствовали развитию высших психических функций (внимания, восприятия, памяти, мышления).
На занятии был создан благоприятный эмоциональный фон. Создание положительной мотивации к выполнению задания, поощрение правильно выполненных действий формировало у детей уверенность. Дети проявляли положительный эмоциональный настрой и достигли поставленных целей. Речь детей была правильной, чёткой, эмоциональной. Занятие соответствовало санитарно-гигиеническим нормам и требованиям сохранения здоровья.