Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста

Мастер-класс

для музыкальных руководителей

«Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста»

Клепикова Марина Аббасовна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 5,

г. Мончегорск Мурманской обл.

 

Проблема развития чувства ритма является важной проблемой педагогической теории и практики. Считается, что из всех музыкальных способностей чувство ритма развивается сложнее всего.

Я, как и швейцарский педагог, композитор Ж.Далькроз, верю в силу формирования чувства ритма. Он считает, что последнее развивается у всех детей путём ритмических упражнений.

Поэтому моя тема по самообразованию – «Развитие чувства ритма у детей дошкольного возраста».

Сегодня я представлю примеры проявления ритмического чувства детей в различных видах музыкальной деятельности.

Моя цель сегодня: познакомить вас, уважаемые коллеги, с моим личным опытом развития чувства ритма у детей дошкольного возраста.

Актуальность:

Одна из основных задач музыкального воспитания согласно ФГОС: «Развитие музыкальных способностей».

А ритмическое чувство – это способность активного (двигательного) переживания музыкиодна из трёх основных музыкальных способностей наряду с ладовым чувством и музыкально-слуховыми представлениями. (Б.М.Теплов)

Кроме того, ритм – одно из выразительных средств музыки. Следовательно, музыкальный ритм всегда является выражением некоторого эмоционального содержания.

Предлагаю вашему вниманию небольшие видео ролики. Я собрала нарезки с выступлений детей, чтобы проиллюстрировать, как проявляется ритмическое чувство у ребят в разных видах музыкальной деятельности.

Показ видеороликов

(Ритм в пении, ритм в танцах, ритм в инсценировках и музыкальных играх)

Возвращаясь к теории, хочу сказать, что своеобразие ритма заключается в том, что он не только выразительное средство музыки. Ритм является выразительным средством и других искусств. Мало того, ритм встречается и вне искусства, являясь, следовательно, не только художественной категорией. Поэтому наряду с задачей воспитания «музыкально-ритмического чувства», возникает задача воспитания «чувства ритма вообще».

Однако надо помнить, что как нельзя использовать только упражнения в отрыве от «живой» музыки для активизации ритмического чувства детей, так же нецелесообразно предлагать те или иные инструментально-ритмические задания к произведениям, которые дети не могут охватить целиком.

Работу над ритмическим развитием нужно вести планомерно и постоянно в различных видах музыкальной деятельности.

Первыми я брала задания, направленные на развитие ощущения пульсации, используя музыку с четким ритмом. Затем параллельно с развитием у учащихся ощущения метрической пульсации постепенно добавляла задания на усвоение ритмических фигур.

Предлагаю рассмотреть варианты заданий и примеры проявления ритмического чувства дошкольников по видам музыкальной деятельности.

Для развития чувства ритма при слушании музыки можно использовать:

  • Тактильное уподобление (младший возраст). Педагог в ритме музыки касается руки ребёнка.
  • Моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – дирижерские жесты, мелкая моторика, ритмопластика.
  • Оркестровку музыкальных произведений с помощью детских музыкальных инструментов, с предварительным обсуждением и выбором выразительного тембра инструмента, соответствующего эмоциональному содержанию музыкального образа, разделу формы.
  • Творческие ритмопластические импровизации.

Для развития чувства ритма при пении можно использовать следующие упражнения:

  • Прохлопывание ритма ладошками, палочками.
  • Узнавание попевок по графическому изображению ритма или по отстукиванию ритма педагогом.
  • Пение по ритмическим картинкам.
  • Ритмический аккомпанемент (старший дошкольный возраст).
  • Хлопки по кругу. (Или игра «Зеваки и торопыги» — Картушина)
  • Подыгрывание попевок на детских музыкальных инструментах, передавая их ритмический рисунок.

Музыкально-ритмическая деятельность – это вид музыкальной деятельности с неисчерпаемыми возможностями по развитию чувства ритма у дошкольников.

В своё время Швейцарский педагог и композитор Ж.Далькроз, которого я ранее уже упоминала, выдвинул идею использования движения как средства формирования музыкальности детей.

Ритм в музыке и ритм пластике очень тесно связаны, так как у них общая основа – движение. Важно воспринимать музыку не только одним ухом, но всем телом, это увеличивает музыкальные переживания.

Сейчас я предлагаю вам на своих местах выполнить упражнение, которое помогает почувствовать всем телом ритмичность музыки. Для этого нужно только встать. Музыка для упражнения подбирается с четко выраженным ритмом. У нас это будет рок-н-рол.

Упражнение на местах: «Почувствуй ритм телом»

Я полностью согласна с Эмилем Жак-Далькрозом, что для правильного, ритмичного и легкого выполнения танцевальных движений нужны систематические упражнения, в которых ставятся задачи четкого выполнения музыкальных и двигательных заданий, вырабатывается техника движений и тренируется/развивается чувство ритма:

  • Пружинящие полуприседания и вставания на носки, вырабатывающие навык пружинящего движения.
  • Ритмичное движение под музыку в соответствии с её жанровыми, характерными особенностями (марш, полька, королевский марш льва муз. Сен-Санса, шествие кузнечиков муз. С. Прокофьева, Хромой козлик Кабалевского) – передача музыкального образа.
  • Упражнения на ритмичные движения персонажей (медведь, лиса, заяц…) – передача музыкального образа.
  • Танцевальные импровизации.
  • Воспроизводить по подгруппам разный ритмический рисунок: одна группа воспроизводит «топающая пятка» — половинки, другая «дробный шаг» — четверти, третья «носочки» движется в ритме восьмыми.
  • Отработка понятия музыкальная пауза в движении.
  • Узнавать танец, пляску по ритмическому рисунку.
  • Выделение музыкальной фразы жестами.
  • Движение с музыкой и без неё.
  • Музыкальные игры на развитие чувства ритма.

Работа над развитием чувства ритма у дошкольников включает разные формы (задания, упражнения). Я в своей работе с детьми использую многие из них. В том числе —  авторские, составленные на основе методики работы по развитию чувства ритма И.Каплуновой, И.Новоскольцевой. (Книга «Этот удивительный ритм»).

Работа над ритмом при пении представлена в книге М.Ю. Картушиной «Вокально-хоровая работа в детском саду».

А сейчас, в продолжение темы осенней прогулки, я предлагаю вам, уважаемые коллеги, превратиться в детей и отправиться на прогулку по Кольскому краю, во время которой, я надеюсь, вы узнаете много интересного. Начнем нашу прогулку в сопровождении ребят подготовительной группы. Повторяйте, пожалуйста, движения за ними.

Ритмическая игра «МОХ»

(видео)

Чтобы нам было веселее в путь, предлагаю продолжить его с песней. А с какой, попробуйте узнать по ритму.

Игра «Узнай песню по ритму»

(Отстукиваю ритм песни «Наш край» ладошками)

Задание «Ритмический аккомпанемент»

Часть группы исполняет песню «Наш край», другая аккомпанирует с предложенном ритме. (I I I – четвертями, IIIIII IIIIII – восьмыми, I II  I II I II – четвертями и восьмыми …) Варианты выбираются исходя из возможностей детей. – (Все на местах)

 Ребята, мы с вами пришли в лес. Слышите, как щебечет и трепещет крылышками птичка? Давайте покажем жестами, как она двигается.

Григ «Птичка» 1 часть

(моторно-двигательное уподобление содержанию музыки – Радынова О.П.)

Смотрите, сколько в наших северных лесах грибов. Предлагаю показать, какие грибы выросли замечательные. –  (Желающие на ковриках)

Ритмическая игра с палочками «Гриб»

Детям шапки гриб купил,

 

 

Всех в обновки нарядил.

Встали дети на носочки:

Пусть нас видят все в лесочке!

Одновременно ударять в пол четвертями, «купил» палочка на палочку буквой «т»

Ударять о пол восьмыми поочерёдно

Палочка на палочку

1 удар в пол, передать соседу справа, взять от соседа слева, поставить на пол

Смотрите, а там, на поляне берёзка — просто красавица, присядем около неё, отдохнём, да весёлую песню о берёзе сыграем. Разбирайте музыкальные инструменты. – (Желающие)

Подыгрывание по презентации р.н.м. «Во поле берёза стояла»

(треугольники, бубны, колокольчики, ложки, ксилофон, маракасы, трещотка)

Отдыхать, так отдыхать, предлагаю поплясать, любит русский народ развесёлый хоровод.

Под р.н. м. «Во саду ли, в огороде» исполняются элементы танца:

Топать ногой – одна группа, Дробный шаг – другая, хороводом на носочках – третья.

Пляска будет продолжаться, хоть наш инструмент сломался.

(Под эту же музыку выполняют движения, но музыка то приглушается, то снова звучит).

Вот такая заводная пляска у нас получилась. На этом наша прогулка завершается, и мы возвращаемся обратно в детский сад. Здесь на площадке я познакомлю вас с новой игрой. Это ритмическая игра с мячом.

Можно играть по кругу, небольшими группами, парами, в зависимости от уровня играющих. Мы поиграем по кругу.

Ритмическая игра с мячом

(размер 4/4 , ¾ —  Марш, Вальс)

На этом мастер-класс завершается, мы с вами снова коллеги. Пожалуйста, по кругу от каждого буквально по одному-два слова, ваше впечатление.

Литература:

  • Ветлугина Н.А. Музыкальное развитие ребёнка. М., «Просвещение», 1967.
  • Методика музыкального воспитания в детском саду: Учебник для учащихся пед. уч-щ по спец. «Дошкол. воспитание» /Н.А. Ветлугина, И.Л. Дзержинская, Л.Н. Комиссарова и др.
  • Программа воспитания и обучения в детском саду/ под ред. М.А.Васильевой, В.В.Гербовой, Т.С.Комаровой.
  • Картушина М.Ю. Вокально-хоровая работа в детском саду. – М.: Издательство «Скрипторий 2003», 2013.
  • И. Каплунова, И. Новоскольцева Этот удивительный ритм. – Издательство «Композитор ∙ Санкт-Петербург», 2007.
  • Радынова О.П. Программа «Музыкальные шедевры».
  • Келдыш Г.В. Музыкальный энциклопедический словарь. – М.: 1990.

 

Вы можете оставить комментарий, или ссылку на Ваш сайт.