Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития. В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).
Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?
- Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.
Следует помнить, что единичный тест не может быть точным, он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.
Необходима диагностика-процесс, потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации.
В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).
Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).
Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.
- Мотивация в занятиях музыкой
Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.
- Специальные музыкальные способности
а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;
б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.
в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии.
г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.
д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков, реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.
3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).
Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.
Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.
Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.
Доброй ночи, Бэла Геннадьевна!Как правильно сформулировать задачи по хореографии из них ожидаемые результаты освоения программы и затем диагностику(подготовительная группа). Заранее Вам благодарна.
Для меня это очень важно.
Елена, найдите в Интернете программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (она есть в Интернете). Там как раз прекрасные задачи по музыкально-ритмической деятельности, ожидаемые результаты и грамотная диагностика. Это именно то, что Вам нужно.
На всякий случай, у меня есть статья про то, как разрабатывать цель и задачи по своей теме. Вот ссылка:
http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html
Спасибо, Бэла Геннадьевна!Обязательно воспользуюсь.
Помогите,пожалуйста, не могу найти диагностику музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста по Ветлугиной.
Анна, к сожалению, диагностики Н.А. Ветлугиной у меня нет. Может быть, коллеги-музыканты, которые прочитают эту статью и комментарии, откликнутся.
Подскажите, как правильно оформить диагностику музыкальных способностей дошкольников.Работаем по адаптированной программе «Детство»
Лилия Борисовна! Вы, наверное, знаете, что диагностику нужно делать по той программе, по которой работает Ваш д/сад. У авторов «Детства» есть прекрасная книжка, по ней и проводите диагностику: Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.: «ИЗ¬ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
Может, быть авторы «Детства» выпустили обновлённый мониторинг (я, честно говоря, не знаю), тогда используйте новый вариант. Эта книга есть в Интернете. Вот ссылка для скачивания.
https://eknigi.org/professii/136663-monitoring-v-detskom-sadu-nauchno-metodicheskoe.html
Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Подскажите пожалуйста, как можно правильно создать шапочку диагностики музыкального развития детей в разновозрастных группах по ФГОС » От рождения до школы»?
Айгуль, честно говоря, Вы поставили меня в тупик. Если я правильно поняла Ваш вопрос, то нужно разграничить возраст детей. Поэтому на одном листе написать, например, данные о всех четырёхлетних, а на другом – о всех пятилетних детях. А шапку лучше оставить без изменений.