Диагностика музыкального развития детей дошкольного возраста

Чтобы правильно организовать процесс развития музыкальных способностей ребенка, необходимо знать исходный уровень его развития. В этой связи и актуальна проблема диагностики (diagnosis – распознавание – греч.).

Что нужно диагностировать (объекты диагностики музыкального развития ребенка)?

  1. Мотивация в занятиях музыкой. 2. Специальные музыкальные способности. 3. Креативные свойства ребенка.

Следует помнить, что единичный тест не может быть точным, он не покажет все возможности и способности ребенка. Даже комплекс методик не эффективен, если это будет одноразовая диагностическая процедура.

Необходима диагностика-процесс, потому что достоверность и объективность результатов этого процесса растет пропорционально объему информации.

В ДОУ диагностика может осуществляться в процессе организации цикла специальных музыкальных образовательных ситуаций с детьми (групповые, подгрупповые, индивидуальные).

Диагностика по Прасловой Галине Адамовне (к.п.н., доцент кафедры дошкольной педагогики Российского гос. университета им. А.И. Герцена).

Цель – определить уровень развития музыкальных способностей воспитанников.

  1. Мотивация в занятиях музыкой

Решающее значение в определении музыкальных способностей ребенка будут играть его эмоциональное переживание музыки, живой отклик на ее звучание, желание заниматься различными видами музыкальной деятельности.

  1. Специальные музыкальные способности

а) диагностика чувства ритма включает выполнение заданий на воспроизведение в хлопках ритмического рисунка прозвучавшего музыкального отрывка;

б) диагностика двигательных способностей, можно выявить в процессе различных музыкальных игр. В ходе игры исполняется музыкальное произведение с меняющимся ритмическим рисунком. Детям предлагается определить это изменение, отразив его в смене характера движения. Тем самым выявляется не только способность отражать в движении ритмический рисунок, но и быстрота реакции, способность к быстрой смене движений.

в) диагностика звуковысотного слуха осуществляется на уровне различения регистров, определения направления движения мелодии.

г) диагностика музыкально-слуховых представлений связана с выявлением способности ребенка воспроизводить мелодию по слуху голосом или на музыкальном инструменте.

д) диагностика ладового чувства основывается на выявлении способности ребенка различать ладовое тяготение звуков, реагировать на эмоциональное содержание музыки в зависимости от ее ладовой окраски, допевать окончание мелодии, прервавшейся на неустойчивом звуке.

3. Креативные свойства ребенка (творческие способности).

Осуществляется в процессе выполнения посильных творческих заданий на сочинение и импровизацию попевок, мелодий, передачу характера музыки в музыкально-ритмических движениях, нахождение своего варианта окончания мелодий и т.д.

Уважаемые педагоги! Если у Вас есть вопросы по теме статьи или есть сложности в работе по этому направлению, то пишите в комментарии. Обязательно помогу.

Головина Бэла Геннадьевна, администратор сайта.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

9 комментариев к записи “Диагностика музыкального развития детей дошкольного возраста”

  1. Елена:

    Доброй ночи, Бэла Геннадьевна!Как правильно сформулировать задачи по хореографии из них ожидаемые результаты освоения программы и затем диагностику(подготовительная группа). Заранее Вам благодарна.
    Для меня это очень важно.

    • admin:

      Елена, найдите в Интернете программу А.И. Бурениной «Ритмическая мозаика» (она есть в Интернете). Там как раз прекрасные задачи по музыкально-ритмической деятельности, ожидаемые результаты и грамотная диагностика. Это именно то, что Вам нужно.
      На всякий случай, у меня есть статья про то, как разрабатывать цель и задачи по своей теме. Вот ссылка:
      http://detstvogid.ru/kak-formulirovat-tsel-i-zadachi-po-metodicheskoy-teme/.html

  2. Елена:

    Спасибо, Бэла Геннадьевна!Обязательно воспользуюсь.

  3. Анна:

    Помогите,пожалуйста, не могу найти диагностику музыкальных способностей детей среднего дошкольного возраста по Ветлугиной.

    • admin:

      Анна, к сожалению, диагностики Н.А. Ветлугиной у меня нет. Может быть, коллеги-музыканты, которые прочитают эту статью и комментарии, откликнутся.

  4. Кулинченко Лилия Борисовна:

    Подскажите, как правильно оформить диагностику музыкальных способностей дошкольников.Работаем по адаптированной программе «Детство»

    • admin:

      Лилия Борисовна! Вы, наверное, знаете, что диагностику нужно делать по той программе, по которой работает Ваш д/сад. У авторов «Детства» есть прекрасная книжка, по ней и проводите диагностику: Мониторинг в детском саду. Научно-методическое пособие. — СПб.: «ИЗ¬ДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2010.
      Может, быть авторы «Детства» выпустили обновлённый мониторинг (я, честно говоря, не знаю), тогда используйте новый вариант. Эта книга есть в Интернете. Вот ссылка для скачивания.
      https://eknigi.org/professii/136663-monitoring-v-detskom-sadu-nauchno-metodicheskoe.html

  5. Айгуль:

    Здравствуйте, Бэла Геннадьевна! Подскажите пожалуйста, как можно правильно создать шапочку диагностики музыкального развития детей в разновозрастных группах по ФГОС » От рождения до школы»?

    • admin:

      Айгуль, честно говоря, Вы поставили меня в тупик. Если я правильно поняла Ваш вопрос, то нужно разграничить возраст детей. Поэтому на одном листе написать, например, данные о всех четырёхлетних, а на другом – о всех пятилетних детях. А шапку лучше оставить без изменений.