Конспект непосредственно образовательной деятельности
«В гости к леснику»
в группе комбинированной направленности для здоровых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья (со сложным дефектом) по развитию компонентов устной речи (от 4-5 лет)
Леонова Галина Сергеевна,
воспитатель МДОУ № 14,
Кузнецова Екатерина Валериевна,
учитель-дефектолог МДОУ № 14
г. Оленегорск Мурманской обл.
Задачи:
1. Формировать умение детей определять слова с определённым звуком, упражнять в изменении слов при помощи суффиксов.
2. Развивать фонематический слух, восприятие, словарь детей.
3. Воспитывать любовь и бережное отношение к природе родного края.
Коррекционно-развивающие задачи:
1. Формировать умение соотносить первичные представления детей о предметах окружающего мира со словом взрослого.
2. Познакомить с изображениями известных предметов на картинках. Учить запоминать их названия.
3. Способствовать формированию речевого слуха, слухо-зрительных реакций.
4. Развивать функцию сравнения и обобщения в мышлении детей.
5. Развивать ощущение собственных движений.
6. Формировать положительный эмоциональный настрой на совместную деятельность с детьми и взрослыми (коммуникативных навыков).
Материал: игрушки (сова, заяц, белка, старичок-лесовичок); картинки (животные, птицы, насекомые, цветы, деревья, животные); компьютер; мяч; картинки с изображением контуров животных.
Словарная работа: сторожка, лесник, волчонок, медвежонок, лисенок, зайчонок, лосенок, олененок, бельчонок.
Предварительная работа: рассматривание картинок, беседы, чтение художественной литературы о животном и растительном мире, ознакомление детей с правилами «Друзей природы».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Собрались все дети в круг,
Я твой друг и ты мой друг.
Крепко за руки возьмёмся
И друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, к нам прилетел воздушный шарик. Здесь письмо: «Здравствуйте, девочки и мальчики! Приглашаю вас в гости. Буду очень рад встрече с вами. Лесник».
Воспитатель: Ребята, оказывается, лесник приглашает нас в гости. А вы знаете кто такой лесник? (Лесник – это человек, который следит за лесом, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы). Как называется дом лесника? (сторожка). Вы согласны пойти в гости к леснику? Но, кто же нам поможет найти дорогу туда? Смотрите, к нам залетела сова. Давайте у неё спросим.
Совушка-сова – умная голова,
Расскажи нам, покажи
Как найти дорожку
К леснику в сторожку.
Сова:
Покажу, но сначала спойте мне песенки.
Вы знаете песенку комарика? (з-з-з-з);
Песенку жука?(ж-ж-ж-ж);
Песенку ветра (ш-ш-ш-ш);
Песенку водички? (с-с-с-с).
Воспитатель:
— Соня, спой песенку комарика для Карины.
— Доминика, спой песенку водички для Алёны.
— Алина спой песенку жука для Антона.
(совместная деятельность здоровых детей и детей-инвалидов)
Сова: Молодцы, все песенки правильно спели, а сейчас поиграйте со мной. Игра называется «Поймай звук». Я буду называть слова, а вы хлопните в ладоши, если услышите
песенку комарика (з) — зонтик, машина, осень, забор, зима, снег.
песенку жука (ж) – живот, жираф, дом, яблоко, жук, окно.
песенку водички (с) – стол, рука, слон, самолёт, дерево, солнце.
песенку ветра (ш) – шапка, шуба, конфета, шишка, машина.
Сова: Какие вы молодцы. Ступайте вот по той дорожке.
(Дети идут, встречают белку)
Воспитатель:
Белка, белка – расскажи,
Белка, белка – покажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Белка: Покажу, только сначала поиграйте со мной. Игра называется «Назови одним словом». Я покажу вам картинки, а вы всё, что на них увидите, назовете одним словом.
Воспитатель показывает картинку (насекомые — бабочка, жук, комар, муха, пчела). Дети называют.
Воспитатель: Ребята, а каких насекомых вы знаете?
Аналогичная работа проводится с картинками, на которых изображены деревья — берёза, ель, сосна, осина, рябина; цветы — ромашка, василёк, колокольчик, роза; птицы — воробей, сорока, скворец, утка; ягоды — брусника, малина, черника, земляника; животные — лиса, волк, медведь, заяц, белка.
Учитель-дефектолог предлагает детям с ОВЗ выбрать одну из двух предметных картинок с изображениями дерева и пирамидки; птицы и моркови. (Одна из предложенных картинок относится к другому обобщающему понятию).
Учитель-дефектолог: Карина, покажи дерево. Вот дерево. Соня, помоги Карине. (Соня: «Вот, Карина, дерево»). Дай мне картинку. Молодец, Карина. Алёна, покажи птицу. Вот птица. Дай Алине птицу. Молодец Алёна.
Учитель-дефектолог: (задание для Антона. Направлено на развитие слуховой ориентации на звук. После удара в бубен Антон подаёт картинку. Задание повторяется 2-3 раза).
Белка: Молодцы, ребята, много знаете птиц, животных, ягод. У меня для вас есть ещё одна игра. На экране вы увидите картинки. Попробуйте догадаться, что здесь лишнее? (на мониторе компьютера поочерёдно высвечиваются картинки).
— медведь, лиса, белка, ромашка;
— ромашка, василёк, колокольчик машина;
— берёза, рябина, сосна, кукла;
— воробей, сорока, ворона, чашка;
— жук, комар, бабочка, дерево.
(После каждого задания дети объясняют, почему та или иная картинка лишняя. После правильного ответа лишняя картинка исчезает).
Белка: Молодцы! Идите дальше вот по той тропинке.
Здоровые дети приглашают детей с ОВЗ, берут за руки и идут дальше.
Физминутка
Вместе по лесу идем,
Не спешим, не отстаём.
Вот приходим мы на луг
Тысяча цветов вокруг.
Ветер дует с высоты,
Клонит травы и цветы.
Влево-вправо, вправо-влево
Клонятся цветы и травы.
А теперь давайте вместе
Все попрыгаем на месте.
Выше, веселей, вот так.
Переходим все на шаг.
Вот и кончилась игра
Дальше нам идти пора.
Воспитатель:
Смотрите, ребята, заяц.
Заяц, заяц – покажи,
Заяц, заяц – расскажи,
Как найти дорожку
К леснику в сторожку?
Заяц: Обязательно покажу, только сначала присаживайтесь на мою лесную полянку, да поиграйте со мной. Я буду вам катить мяч и называть слова, а вы будете возвращать мне мяч и называть это же слово, только ласково. (Дети садятся полукругом на ковре).
лист – листочек
гриб – грибочек
ветка – веточка
жук – жучок
ёлка – ёлочка
трава – травушка
цветок — цветочек
гусеница – гусеничка.
(Учитель-дефектолог помогает детям с ОВЗ катить мяч).
Заяц: Молодцы, ребята! Всё правильно назвали. А я ещё хочу с вами поиграть. Я буду называть вам животное, а вам нужно сказать, кто кем был, найти подходящую картинку и прикрепить её к доске. Говорить нужно так: «Лиса была лисёнком».
— кем был медведь?
— кем был волк?
— кем был лось?
— кем был заяц?
— кем был олень?
— кем была белка?
— кем была лиса?
Учитель-дефектолог: Проводит игру с детьми с ОВЗ «Найди такую же». (На подносе по три картинки. Две из них одинаковые. Картинки поочерёдно предлагаются детям для выбора).
Заяц: Мне очень понравилось с вами играть. Только дедушка-лесник вас уже наверно заждался. Вон там его сторожка. Счастливого пути.
Дети подходят к сторожке. Выходит Лесник.
Лесник: Здравствуйте ребята! Я очень рад, что вы пришли ко мне в гости.
Воспитатель: Соня, расскажи, что нельзя делать в лесу? (показывает знаки и спрашивает поочередно других детей).
— в лесу нельзя жечь костёр.
— нельзя бросать мусор.
— разорять гнёзда птиц и муравейники.
— ломать ветки деревьев и рвать цветы
— громко кричать.
Воспитатель: Дедушка Лесник, мы тебе дарим «Правила друзей природы», а ты их развесь на деревья, чтобы твоих птиц и зверей никто не обижал.
Лесник: Спасибо, ребята. Мои лесные жители рассказали мне, что вы с ними играли, не обижали. За ваши добрые дела я угощаю вас лесными орешками. Дети благодарят Лесника.