В гости к Азбуке

Конспект
непосредственно образовательной деятельности
«В гости к Азбуке»
для детей подготовительной к школе группе

Курникова Евгения Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 15,
г. Коломна Московской обл.

Программное содержание:
— формировать умение детей анализировать состав предложения, составлять схемы-модели к предложениям;
— закреплять у детей умение делить слова на слоги, определять количество слогов в слове, вычленять словесное ударение, определять его место в слове, распознавать на слух гласные и согласные звуки;
— формировать интерес к «звучащим» кубикам Н. А. Зайцева;
— развивать творческие способности детей;
— воспитывать доброжелательное отношение к ответам других детей.
Оборудование: схемы-модели предложений, конструктор для составления схем предложений, рисунки (сова, глаза, мышь), мелкие игрушки, большая хлопушка, матрёшки, ворота, «звучащие» кубики и таблица Н. А. Зайцева, указка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Дети входят, здороваются. Воспитатель предлагает им послушать рассказ.
Воспитатель: В очень давние времена, когда на Земле жили динозавры, люди ещё не умели разговаривать, а передавали свои мысли с помощью жестов. И сейчас язык жестов нам помогает.
— Как принято с помощью жестов приветствовать? (Махать рукой).
— Как принято с помощью жестов предупреждать о том, что нельзя делать? (Грозить пальчиком).
— Как одним жестом установить тишину? (Приложить палец к губам и сомкнуть их).
-Как показать, что понимаем собеседника? (Кивнуть головой).
Воспитатель: Древний человек мог передавать свои мысли и отдельными звуками. Потом он додумался звуками обозначать всё, что его окружало. В этом секрет речи. Знает этот секрет только человек, и вы в том числе. Долго человек пользовался устной речью. Но всё, что он говорил, тут же исчезало. Наконец, он догадался, как можно сохранить речь.
Посмотрите (показать рисунок: сова, глаз и мышь).

Совёнок

ГлазаМышь

Воспитатель: Это не просто рисунки. Здесь древний человек записал предложение. Давайте его прочитаем. (Сова видит мышь). А когда человек научился значками изображать каждый звук, произошло величайшее открытие — человек придумал буквы.

Вопросы детям:
— Мы произносим что? (Звуки).
— А пишем что? (Буквы).
Ребёнок:
Буквы — значки, как бойцы на парад,
В строгом порядке построены в ряд.
Каждый в условленном месте стоит,
И называется всё… (Алфавит).

Воспитатель: Буквы, расположенные в таком порядке (показывает алфавит), называются как? (Алфавит или азбука. Азбука – русское слово, алфавит – греческое.) Ребята, давайте с вами пропоём алфавит. (Пропевают алфавит на мелодию песни «В лесу родилась ёлочка»).

Воспитатель: Смотрите, прямо перед нами ворота в волшебную страну. Дети проходят через ворота, на столе лежит большая хлопушка, рядом с ней письмо:
«Дорогие дети! Эту хлопушку я приготовила для вас. Она не совсем обычная. Кто я, вы узнаете, когда откроете хлопушку и выполните задания».
В хлопушке – матрёшка, к ней прикреплён листок бумаги с заданием, и так у каждой матрёшки.

Задание 1. Составьте предложение с игрушкой.
— Сколько слов в предложении?
— Какое слово первое, второе, третье?
— Подберите схему к этому предложению.
— Что означает чёрточка? (Слово).
— Штрих над первой чёрточкой? (Заглавную букву).
— Что обозначает точка? (Конец предложения).
— Составьте предложение по предложенной схеме.
Задание выполнено, открываем следующую матрёшку.

Воспитатель:
Я найду слова везде
И на небе, и в воде.
На полу, на потолке,
На носу и на руке.
Вы не слышали такого?
Не беда! Играем в слово.

Задание 2. Составьте из кубиков слова. (Лыжи, сани, щука, море, чай, гриб).
Дети, как вы думаете, можно ли на улице загадку найти? Вот послушайте, что я вам расскажу: «Иду я сегодня в детский сад и вижу… загадку, она вверх ногами растёт. Что растёт вверх ногами? (Сосулька, ответ пишем указкой по таблице).
Воспитатель: Полюбовалась я этой загадкой и собралась было идти дальше, вдруг мне навстречу вторая загадка летит:
Мальчишка в сером армячишке,
По дворам шныряет, крохи подбирает? (Воробей).
Вот так дорога, думаю, загадка на загадке! Посмотрела под ноги, а стою-то я на загадке!
Куда ни пойдёшь, всё
На них взглянешь? (Ноги).
Открываем следующую матрёшку, читаем задание.

Задание 3. Физкультминутка
— Ребята, сейчас мы с вами будем учиться отбивать телеграммы
Тра-та, та-та-та, тра-та, та-та-та,
Тра-та, та-та-та, тра-та!
Тра-та? та-та-та, тра-та, та-та-та?
Тра-та, та-та-та, тра-та!
(Дети повторяют хором, каждый отбивает этот ритм ладонями. Потом все молча, без движений, в полной тишине, не шевеля губами, повторяют про себя текст и в нужный момент (никто знака не подаёт) должны воскликнуть хором последнее «тра-та»).

Игра «Телеграф»
Воспитатель называет слова, а дети их по «телеграфу» передают в другой город. (Дуга, поле, молоко, самолёт, машина, и т.д.) Открываем следующую матрёшку.

Задание 4.
(Открыв матрёшку, воспитатель произносит: «Ой, что-то вылетело из матрёшки. Ребята, так это же звуки. Ловит в ладоши и отдаёт ребёнку).
Первый ребёнок:
Гласные тянутся в песенке звонкой.
Могут заплакать и закричать.
Могут в кроватке баюкать ребёнка,
Но не желают свистеть и ворчать.

Второй ребёнок:
А согласные – согласны
Шелестеть, шипеть, свистеть.
Даже фыркать и скрипеть,
Но не хочется им петь.

Физкультминутка

Воспитатель:
Эй, ребята, не зевай
Будем звуки повторять,
Будем звуки повторять,
Будем весело играть.
Руки так. Руки так — «А», а вот так — «О».
Выше, выше — «И», ниже, ниже — «У».
Руки так — «Э», а вот так — «Ы».
Вместе, вместе — «И», отдохнули — «У».
«А» — руки через стороны вверх, ладошки над головой соединить.
«О» — руки через стороны вниз.
«И» — руки вверх перед собой.
«У» — руки перед собой вниз.
«Э» — сцепить пальцы перед собой, ладошками к себе, поднять вверх.
«Ы» — ладошки от себя, руки опустить вниз.

Задания:
«Классификация 1»: разложить кубики, девочки переносят на один стол маленькие кубики, мальчики на другой стол переносят большие кубики. (Твёрдые и мягкие согласные звуки, по одному озвучить).
«Приготовить борщ»:
Дети составляют из кубиков слово «вода» и «наливают» в большую кастрюлю, кладут туда же составленные из кубиков «мясо», «свёкла», «капуста», «картофель» и т. д.
Воспитатель: «А если я вам отдам теперь все эти кубики, сможете вспомнить и составить всё, что мы в кастрюлю клали? (Дети составляют слова).

Воспитатель: Открываем следующую (последнюю) матрёшку. В ней записка, где указано, кто приготовил для ребят хлопушку. Воспитатель водит указкой по таблице, дети читают: «Азбука».
Воспитатель предлагает детям собрать матрёшки.
В маленькой матрёшке у нас были … (Звуки).
Из звуков мы складывали … (Слоги, собираем вторую матрёшку).
Что складывается из слогов? (Слова).
Из слов мы с вами составляли что? (Предложение).
А из предложений состоит наша речь.
На этом наше путешествие по стране Азбуки закончилось, и мы возвращаемся в группу. (Дети вместе с воспитателем проходят через ворота.)

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.