Из опыта работы
«Реализация познавательно-исследовательской деятельности «Загадки природы» в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР»
Бочкарева Ирина Вячеславовна,
учитель-логопед МБДОУ №156,
Конькова Ирина Николаевна,
Михеева Вера Анатольевна,
воспитатели МБДОУ №156 г. Мурманска
Интеграция образовательных областей: познавательное, художественно-эстетическое, социально-коммуникативное, речевое развитие.
Продолжительность: средней продолжительности (с 1 октября по 10 декабря 2023 г.)
Участники:
Конькова Ирина Николаевна, воспитатель;
Михеева Вера Анатольевна, воспитатель;
Бочкарева Вячеславовна, учитель-логопед;
Воспитанники: дети 6 – 7 лет с ТНР (15 человек).
Родители воспитанников.
Оснащение модуля познавательно-исследовательской деятельности
- Приборы-помощники: увеличительные стекла, весы (безмен), песочные часы, компас, магниты;
- Разнообразные сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло, металл) разного объема и формы;
- Природный материал: камешки, глина, песок, ракушки, птичьи перья, шишки, спил и листья деревьев, мох, семена и т.д.;
- Утилизированный материал: проволока, кусочки кожи, меха, ткани, пластмассы, дерева, пробки и т.д.;
- Технические материалы: гайки, скрепки, болты, гвозди, винтики, шурупы, детали конструктора и т.д.;
- Разные виды бумаги: обычная, картон, наждачная, копировальная и т.д.;
- Красители: пищевые и непищевые (гуашь акварельные краски и др.);
- Медицинские материалы: пипетки, колбы, деревянные палочки, шприцы (без игл), мерные ложки, резиновые груши и др.;
- Прочие материалы: зеркала, воздушные шары, масло, мука, соль, сахар, цветные и прозрачные стекла, пилка для ногтей, сито, свечи и др.
Актуальность темы:
Экологическое образование и воспитание дошкольников становится в настоящее время одним из приоритетных направлений. Чем раньше начинается формирование основ экологической культуры, тем выше в дальнейшем ее уровень. Научить видеть и понимать красоту родной природы, бережно относиться ко всему живому, передать определенные знания в области экологии – главные направления экологической работы в ДОУ. Для решения которых, в группе компенсирующей направленности для детей с ТНР создан и реализуется модуль по познавательно-исследовательской деятельности «загадки природы».
Главная цель модуля – познавательное развитие дошкольников и формирование элементарной экологической культуры, общей эрудиции, воспитание нравственных идеалов как основы поведения ребенка.
Важнейшими задачами модуля являются:
- Расширение представлений детей об окружающем мире через знакомство с элементарными знаниями из различных областей наук.
- Формирование умений и навыков по уходу за растениями и животными.
- Формирование осознанного понимания взаимосвязей в природе и учета этого в практической деятельности.
- Развитие у детей умений пользоваться приборами-помощниками при проведении игр-экспериментов, опытно-исследовательской деятельности.
- Развитие умственных и речевых способностей.
- Социально-личностное развитие каждого ребенка: развитие коммуникативности, самостоятельности, наблюдательности, элементарного самоконтроля и саморегуляции своих действий.
- Воспитание эстетических и патриотических чувств.
- Укрепление дружеских отношений между детьми.
- Установление взаимопонимания и взаимоуважения между педагогами и детьми, их родителями.
- Экологизация быта и семейных традиций.
Для осуществления поставленных задач использовались разнообразные формы работы с детьми:
— Фронтальная НОД.
— Подгрупповая, с учетом уровня развития и познавательных интересов детей.
— Индивидуальная совместная образовательная деятельность.
1. Создана предметно-развивающая среда, обеспечивающая выработку экологических знаний дошкольников:
— организована «зеленая зона» и заместитель живого уголка, в которых дети получают первые навыки по уходу за растениями и животными, а взрослые личным примером демонстрируют им правильное отношение к объектам природы;
— собран демонстрационный материал, способствующий уточнению и закреплению знаний о природе («живые картинки», гербарии, коллекции; картинки, иллюстрации, альбомы; картотеки пословиц, поговорок, народных примет о природе; видеоролики, презентации, мультфильмы).
2. Осуществлялось ознакомление детей с природой в разнообразных формах: на занятиях и в повседневной жизни (в труде, наблюдениях, прогулках, играх на участке и в уголке природы).
3. Регулярно планировались и проводились тематические прогулки, экскурсии, помогающие детям наблюдать за погодой и природой в естественных условиях; видеть красоту окружающего мира.
4. Активно использовались развивающие, познавательные игры, дающие толчок к экологическому познанию мира каждым ребенком и самопознанию личности.
5. Осуществлялся интегрированный подход при составлении планирования занятий по экологической тематике, то есть включались элементы экологических знаний в другие занятия.
6. Проводились экотренинги для установления чувственных контактов с природой.
7. Проводилась просветительская работа по вопросам экологического воспитания, познавательно-исследовательской деятельности дошкольников среди родителей, использовались различные ее формы: беседы, лекции об экологии и экологической обстановке, диспуты, вечера встреч, анкетирование, тестирование, информационные памятки, рекомендации и т.д.
Познавательные занятия сопровождались чтением художественной литературы, показом иллюстраций, презентаций, фрагментами мультфильмов и видеофильмов, выполнением экспериментальной деятельности. Часто проводились в виде путешествий, викторин, развлечений. Включали такие темы, как «Строение тела человека», «Родной город, родина», «Человек и природа». Дети знакомились с народными обрядами и традициями, этнографией и краеведением, живой и неживой природой, познавали взаимосвязи в природе и роль в них человека.
Изучая живую природу, способствовали тому, чтобы дети понимали, как человек воздействует на животный и растительный мир, как должен вести себя, чтобы сохранить природу. К этому циклу относятся такие занятия «Невидимая палитра», «Как растения путешествуют», «Кто, как защищается», «Кто, чем видит», «Чей нос лучше» и т.д. Дети на конкретных примерах знакомились с многообразными формами жизни на Земле (с помощью демонстрации натуральных объектов, показа иллюстрации и моделей, чтения произведений художественной литературы), им объяснялось, чем каждое живое существо – растение, животное, человек – отличается от другого и какие имеет черты сходства. У детей формировались представления о том, что всем живым существам необходимы полноценная здоровая пища, свет, свежий воздух, благоприятная температура, место обитания, защита от врагов, знакомили со способами удовлетворения этих потребностей.
Формировали у детей представления о целостности природы, что существование любого живого существа зависит от среды обитания. Дети прослеживали взаимосвязи и взаимозависимости живых и неживых объектов природы. На этой основе развивали представление о том, что Земля – наш общий дом, а человек часть природы; утверждали стремление жить в гармонии с самим собой и окружающим миром; формировали умение учитывать состояние животных и растений при взаимодействии с ними.
На занятиях по познанию неживой природы дети знакомились с природными явлениями («Где ложится ветер спать?», «Кто раскрасил радугу?» и т.д.), полезными ископаемыми (для чего и как их добывают), азами астрономии – Солнцем и планетами Солнечной системы.
Знакомились с основными видами и характеристиками движения (направление, траектория, время, путь, скорость), причинами и способами их изменения: в процессе соревнований детей в беге, запуске заводных игрушек; наблюдений за движением предметов разной формы и строения, в том числе сравнения движения игрушек на колесах и без них, предметов по твердым поверхностям разной степени шершавости, по рыхлым, вязким поверхностям, по воде и в воздухе, движения различных видов транспорта; изучения правил безопасного поведения на дорогах, знакомства с правилами дорожного движения.
Развивали представления о таких физических явлениях, как земное притяжение, электричество и магнетизм, колебания и звук, прямолинейное распространение, отражение и преломление света, тепловые явления (испарение, расширение тел при нагревании): в процессе решения проблемных ситуаций, детского экспериментирования с магнитами, электрическим фонариком, музыкальными инструментами, лупой, линзами, зеркалами, биноклем, микроскопом, весами и др.
Обогащали знания о признаках времен года, наблюдали за положением солнца на небе и продолжительностью светового дня, температурой воздуха, ветром, дождем, снегопадом, инеем, грозой, радугой, северным сиянием и прочими атмосферными явлениями.
В процессе игр с песком, снегом, водой, тестом, крупами; исследования и экспериментирования этими и другими предметами (предметами, сделанными из дерева, пластмассы, металлов, бумаги, ткани и т.д.; наблюдений за такими явлениями, как таяние снега, льда, замерзание, кипение, испарение и конденсация воды, ее движение, действие на различные вещества (крупы, мыло, грязь, песок и т.д.) позволило создать условия для обнаружения детьми различных свойств веществ (твердость, мягкость, сыпучесть, вязкость, плавучесть, растворимость и т.д.), нахождения способов применения этих свойств в быту, повседневной жизни; представить, что было бы, если те или иные свойства исчезли у какого-нибудь предмета или появились несвойственные ему.
Практическая деятельность – это заготовка кормов для птиц, изготовление кормушек, участие в «Зеленом патруле» на участке ДОУ, проведение опытов и экспериментов, дидактических игр («Узнай дерево по плодам и семенам», «Какими лекарственными растениями будем лечить куклу Катю»).
В рамках познавательно-исследовательской деятельности и реализации модуля «Загадки природы»:
— уточнялось, обогащалось и совершенствовалось речевое развитие детей;
-пополнялся и активизировался словарь;
— развивался и совершенствовался: грамматический строй речи, связная речь, фонематическое восприятие, просодическая сторона речи, навыки звуко-слогового анализа и синтеза
-развивались психические процессы: память, внимание, мышление.
В работе использовались такие игры как:
Игра «Посчитай». Цель: совершенствовать навык согласования существительного с числительными.
Игра «С какого дерева лист?». Цель: фомировать умение образовывать относительные прилагательные от существительных.
Игра «Рассказ-описание». Цель: закреплять умение детей составлять описательные рассказы по заданному плану.
Игра «Назови ласково». Цель: совершенствовать умение образовывать имена сущ и имена прилагательные с уменьшительно-ласкательными суффиксами.
Игра «Один-много». Цель: закреплять умение образовывать множественное число имён существительных.
Данные игры предназначены для индивидуальной, подгрупповой работы с детьми. Также для родителей для закрепления полученных знаний.
Просветительская работа включала организацию различных выставок («Природа и фантазия», «Зимний букет», «Экология в картинках», «Лесная фантазия», «Окно в природу», «Природа и флористика», «Сказки леса»), чтение и заучивание стихов о природе, придумывание собственных рассказов на соответствующие темы.
В группе представлено много поделок из различного природного материала.