Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Загадки природы - природные явления | ДЕТСТВО-ГИД

Загадки природы — природные явления

Конспект непосредственно образовательной деятельности

«Загадки природы — природные явления»

для детей старшего дошкольного возраста

 

                                                                Леонтьева Елена Викторовна,

                                                                воспитатель МБДОУ д/с  «Рябинушка»

                                                                п. Игрим, ХМАО-Югра

 

Задачи:

  1. Уточнить представления о природных явлениях: извержении вулкана, дожде, радуге.
  2. Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
  3. Формировать умение детей отражать в речи результаты экспериментирования.
  4. Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
  5. Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты.
  6. Развивать интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.

Предварительная работа:

  1. Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
  2. Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
  3. Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга».
  4. Наблюдения за неживой природой.
  5. Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
  6. Изготовление макета вулкана.
  7. Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.

Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, окрашенной в красный цвет, поддон, чайная ложка, воронка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой; диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребёнка.

Ход непосредственно образовательной деятельности:

Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с вами, как с хорошими друзьями и  подарим друг другу улыбку. Скажем, друг другу «Здравствуй»

— Собрались все дети в круг,

Ты мой друг и я твой друг.

Вместе за руки возьмемся

И друг другу улыбнемся.

Раз, два, три, — волшебство скорей приди!

Воспитатель: Дети, я хочу вам предложить сегодня отправиться в удивительное место. Хотите? Но, чтобы нам попасть в это удивительное место нужно надеть белые халаты и шапочки. Я тоже надену халат и шапочку.

— Вы готовы ребята?  Тогда проходите, пожалуйста.

— Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, где это мы?

Ответы детей: Лаборатория.

Воспитатель: А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает?

Ответы детей: Учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты.

Воспитатель: Что же мы здесь видим?

Дети: Колбы, баночки, лупы, весы.

Воспитатель: Правильно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое — это всё то, что нужно для опытов. Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.

— Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей).

— Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан?  (Ответы детей).

— Обратите своё внимание на доску.

(Слайд №1)

Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.

— На какое геометрическое тело похож вулкан? (Конус).

— Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.

(Слайд № 2)

Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово «кратер»).

(Слайд №3)

Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово «жерло»). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово «магма»).

Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.

Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.

(ВИДЕО № 1. Действующий вулкан)

Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.

— Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.

— А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды. Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана)  А теперь внимание!

(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана).

Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? (Он извергается спокойно).

Воспитатель: Молодцы ребята,  вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.

Воспитатель: Ребята, в природе много всего удивительного. А кто из вас знает, как образуется дождь? Хотите узнать, тогда я  предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.

(ВИДЕО №2.  «Как образуется дождик»)

Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождь? (Дети отвечают).

 (СЛАЙД№ 4)

Воспитатель:  Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите.   (Дети повторяют)

Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика. Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда.

(Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда).

— Ребята, смотрите,  у нас пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники.

— Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.

Физкультминутка «Дождь»

Капля — раз, капля — два, (Хлопки руками на каждое слово)

Очень медленно сперва,

А потом, потом, потом – (Бег)

Все бегом, бегом, бегом.

Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)

Капля каплю догонять.

Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)

Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой)

От дождя себя укроем.

Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:

Дождь прошел. Раздвинув тучи,

К нам пробился солнца лучик.

И буквально на глазах

Мост возник на небесах.

Разноцветная дуга —

Это в небе… (Радуга)

(Слайд №5)

Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (Ответы детей).

— Правильно, семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:

Каждый – красный

Охотник — оранжевый

Желает — жёлтый

Знать — зелёный

Где — голубой

Сидит — синий

Фазан – фиолетовый.

— Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?

(СЛАЙД №6)

Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.

— Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.

Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.

Давайте попробуем.  (Дети выполняют опыт).

Воспитатель: А так же радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку. (Игра с мыльными пузырями)

Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть за столы, вспомнить о чём я вам сегодня рассказывала, и зарисовать свои впечатления о дожде, о вулкане, о радуге.

 

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.