Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Загадки природы — природные явления»
для детей старшего дошкольного возраста
Леонтьева Елена Викторовна,
воспитатель МБДОУ д/с «Рябинушка»
п. Игрим, ХМАО-Югра
Задачи:
- Уточнить представления о природных явлениях: извержении вулкана, дожде, радуге.
- Развивать внимание, воображение, умение анализировать и сравнивать.
- Формировать умение детей отражать в речи результаты экспериментирования.
- Формировать способности устанавливать причинно-следственные связи в ходе проведения эксперимента и делать выводы.
- Обогатить словарь детей словами: гора, вулкан, кратер, лава, конденсация, лаборатория, опыты.
- Развивать интерес к экспериментальной деятельности в процессе практической деятельности.
Предварительная работа:
- Чтение детской энциклопедии «Все обо всем».
- Рассматривание картинок, тематических альбомов, фотографий, просмотр слайдов по теме.
- Беседы на тему: «Живая и неживая природа», «Откуда берётся дождь», «Как появляется радуга».
- Наблюдения за неживой природой.
- Загадывание загадок, разучивание стихотворений о вулкане, дожде, радуге.
- Изготовление макета вулкана.
- Подготовка контейнера для показа дождя, заморозка кубиков льда.
Оборудование: видеоматериал «Извержение вулкана», макет вулкана, сода, моющее средство, стакан уксуса, окрашенной в красный цвет, поддон, чайная ложка, воронка; видеоматериал «Как образуется дождь», контейнер с крышкой, кубики льда, термос с горячей водой; диск, фонарик, мыльные пузыри на каждого ребёнка.
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Ребята, давайте поздороваемся с вами, как с хорошими друзьями и подарим друг другу улыбку. Скажем, друг другу «Здравствуй»
— Собрались все дети в круг,
Ты мой друг и я твой друг.
Вместе за руки возьмемся
И друг другу улыбнемся.
Раз, два, три, — волшебство скорей приди!
Воспитатель: Дети, я хочу вам предложить сегодня отправиться в удивительное место. Хотите? Но, чтобы нам попасть в это удивительное место нужно надеть белые халаты и шапочки. Я тоже надену халат и шапочку.
— Вы готовы ребята? Тогда проходите, пожалуйста.
— Ой, ребята, куда это мы с вами попали? Кто мне скажет, где это мы?
Ответы детей: Лаборатория.
Воспитатель: А кто мне скажет, для чего нужна лаборатория? Кто там работает?
Ответы детей: Учёные, лаборанты проводят опыты, эксперименты.
Воспитатель: Что же мы здесь видим?
Дети: Колбы, баночки, лупы, весы.
Воспитатель: Правильно, ребята. Колбы, баночки, песочные часы, весы, увеличительные стёкла и многое другое — это всё то, что нужно для опытов. Ребята я хочу вас сегодня познакомить с таким удивительным природным явлением как извержение вулкана.
— Что такое вулкан и почему происходит извержение вулкана? (Ответы детей).
— Вы хотите увидеть самый настоящий вулкан? (Ответы детей).
— Обратите своё внимание на доску.
(Слайд №1)
Воспитатель: Вулкан – это высокая гора с крутыми склонами.
— На какое геометрическое тело похож вулкан? (Конус).
— Давайте посмотрим, что находится внутри вулкана.
(Слайд № 2)
Воспитатель: Ребята посмотрите, что вы видите на вершине горы? (на вершине горы большая чаша) Эта огромная чаша называется кратер. Давайте все вместе повторим это новое слово. (Дети повторяют слово «кратер»).
(Слайд №3)
Воспитатель: Внутри вулкана проходит огромная яма, уходящая глубоко в землю – это жерло вулкана. (Дети вместе повторяют слово «жерло»). А на самой глубине вулкана находится расплавленное горячее вещество – магма. (Дети вместе повторяют слово «магма»).
Воспитатель: Вулканы бывают разных видов: действующие, потухшие. Иногда вулканы замирают на сотни лет, их называют потухшими. Люди, забыв, что когда-то они с грозным шумом извергали лаву, камни, пепел, дым, строят на склонах горы свои селения.
Воспитатель: Ребята, а хотите посмотреть, как происходит извержение вулкана? Тогда внимательно смотрите.
(ВИДЕО № 1. Действующий вулкан)
Воспитатель: Огромная гора словно взрывается и сотрясается от страшного грохота. Огромная туча дыма и пепла поднимается над горой. Каменный дождь осыпает склоны. И жидкая огненная лава вытекает по склонам все, сжигая на своём пути.
— Ребята, а хотите поэкспериментировать и посмотреть, как же происходит извержение вулкана. Проходите к столу. Перед вами самый настоящий вулкан, но он пока спит. Давайте разбудим его.
— А для этого нам с вами понадобится пищевая сода, красная гуашь, уксус и моющее средство для посуды. Сейчас я вам расскажу, как мы это сделаем. В кратер нашего вулкана будем насыпать ложку соды, затем добавим красной краски, немного моющего средства для посуды и в конце я добавлю вот эту жидкость. Эта жидкость у меня с особым знаком. Что он означает? (самому пользоваться нельзя) это уксус, наливать можно только взрослому. Его добавлю я сама, когда у вас будет все готово. (дети по указанию воспитателя добавляют ингредиенты в жерло вулкана) А теперь внимание!
(Воспитатель в приготовленную смесь аккуратно наливает уксус. Дети наблюдают извержение вулкана).
Воспитатель: Ребята, кажется наш вулкан «оживает» Что вы наблюдаете? Посмотрите, как извергается наш вулкан? (Он извергается спокойно).
Воспитатель: Молодцы ребята, вы все внимательно слушали и выполняли мои задания и помогли вулкану «проснутся». Теперь вы знаете, что такое вулкан и как он извергается.
Воспитатель: Ребята, в природе много всего удивительного. А кто из вас знает, как образуется дождь? Хотите узнать, тогда я предлагаю вам посмотреть видео, из которого вы об этом узнаете.
(ВИДЕО №2. «Как образуется дождик»)
Воспитатель: Ребята, кто мне скажет, как же образуется дождь? (Дети отвечают).
(СЛАЙД№ 4)
Воспитатель: Под воздействием солнечных лучей вода с поверхности озер, рек, морей, океанов испаряется, превращаясь в пар. Пар очень легкий, он поднимается высоко в небо. Высоко в небе очень холодно. И пар превращается в капельки. Затем мелкие водяные капельки собираются в облака. Когда их становится много, они образуют тяжёлые тучки, и уже не могут долго находиться наверху и начинают падать на землю в виде дождя. И снова оказываются в реках, озёрах, морях. Этот процесс называется круговорот воды в природе. Повторите. (Дети повторяют)
Воспитатель: Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти к столу. Здесь вы сами сможете поучаствовать в образовании дождика. Для опыта нам понадобится прозрачный контейнер с крышкой и кубики льда. В контейнер я налью горячую воду, закрою его крышкой. А вы аккуратно на крышку будете укладывать кубики льда.
(Воспитатель наливает горячей воды, а дети укладывают кубики льда).
— Ребята, смотрите, у нас пошёл дождик. Мы с вами настоящие волшебники.
— Ребята, а теперь я предлагаю немного отдохнуть и поиграть.
Физкультминутка «Дождь»
Капля — раз, капля — два, (Хлопки руками на каждое слово)
Очень медленно сперва,
А потом, потом, потом – (Бег)
Все бегом, бегом, бегом.
Стали капли поспевать, (Хлопки руками на каждое слово)
Капля каплю догонять.
Кап-кап, кап-кап. (Свободные движения пальчиками)
Зонтики скорей раскроем, (Соединить руки над головой)
От дождя себя укроем.
Воспитатель: Ребята, я хочу вам загадать загадку, послушайте внимательно:
Дождь прошел. Раздвинув тучи,
К нам пробился солнца лучик.
И буквально на глазах
Мост возник на небесах.
Разноцветная дуга —
Это в небе… (Радуга)
(Слайд №5)
Воспитатель: Давайте посчитаем, сколько в радуге цветов? (Ответы детей).
— Правильно, семь. А какие это цвета? Красный, оранжевый, жёлтый, зелёный, голубой, синий, фиолетовый. И все эти цвета идут в определённом порядке. Чтобы запомнит порядок цветов в радуге достаточно выучить следующий стишок:
Каждый – красный
Охотник — оранжевый
Желает — жёлтый
Знать — зелёный
Где — голубой
Сидит — синий
Фазан – фиолетовый.
— Ребята, а вы хотите узнать, как и почему появляется радуга?
(СЛАЙД №6)
Воспитатель: Радуга появляется, когда лучи солнышка отражаются в мелких капельках воды после дождя, которые парят в воздухе и переливаются разными цветами.
— Ребята, а хотите, чтобы радуга появилась сейчас у нас здесь прямо в комнате, да ещё и весной, ведь мы наблюдаем её только летом, когда тепло.
Для этого нам понадобится обычный компьютерный диск и фонарик. Будем направлять на диск свет от фонарика, и приставлять диск к белому листу.
Давайте попробуем. (Дети выполняют опыт).
Воспитатель: А так же радугу можем увидеть в мыльных пузырях, давайте все надуем мыльные пузыри и поиграем с ними под весёлую музыку. (Игра с мыльными пузырями)
Ребята, а теперь я предлагаю вам пройти сесть за столы, вспомнить о чём я вам сегодня рассказывала, и зарисовать свои впечатления о дожде, о вулкане, о радуге.