Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Вулканы»
для детей старшего дошкольного возраста
Сысолятина Ольга Геннадьевна,
Донога Людмила,
воспитатели МКДОУ № 222,
г. Киров
Приоритетная образовательная область: «Познавательное развитие»
Интеграция областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Интеграция детских видов деятельности: познавательно-исследовательская, коммуникативная, двигательная, игровая.
Формы организации деятельности: коллективная (совместная деятельность педагога с детьми), самостоятельная деятельность детей.
Формы организации детей: коллективная, индивидуальная. Программное содержание
Обучающие задачи:
- создать условия для знакомства детей с природным явлением – извержением вулкана;
- обогащать знания детей новым содержанием, способствующим накоплению представлений об окружающем мире;
- поощрять детей за самостоятельное формулирование выводов по итогам эксперимента с опорой на полученные ранее представления и собственные предположения;
Развивающие задачи:
- развивать познавательную активность детей в процессе самостоятельного выполнения опытов по схеме, инициативность и самостоятельность;
- способствовать расширению словарного запаса на основе формирующихся у детей представлений о мире и активизации его в речевой практике: вулкан, вулканолог, спящий вулкан, потухший, действующий вулкан, кратер, жерло, извержение, магма, лава, пепел, пемза.
Воспитательные задачи:
- формировать доброжелательные отношения между сверстниками, взаимопомощь;
- развивать аккуратность.
Оборудование: большой рельефный глобус, энциклопедия, ноутбук, телевизор, презентация «Вулканы»; макет вулкана для демонстрации опыта, сода; уксус или лимонная кислота; сухая красная краска; жидкое мыло; макеты вулканов для самостоятельной деятельности детей; ложки; клеенки для столов, фартуки, нарукавники, пемза; смайлики.
Предварительная работа: изучение познавательной литературы, чтение энциклопедий; проведение опытов с песком, глиной, водой, камнями.
Планируемые результаты: эмоциональное включение детей и проявление интереса к новой информации, обогащение словарного запаса и опыта детей, умение работать со схемой.
Структура непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть (мотивационный этап).
Основана на сюрпризном моменте — подключение большого рельефного глобуса с подсветкой. Дети прикасаются пальчиками к шероховатостям и выпуклостям рельефного глобуса, что вызывает восторг и эмоциональное включение детей в беседу.
Воспитатель: Ребята, вы знаете, что стоит перед вами?
Дети: Да, глобус.
Воспитатель: Как вы думаете, что означает синий цвет? Его очень много представлено на глобусе.
Дети: Водоемы: океаны, моря, реки, озера.
Воспитатель: Совершенно верно. Как вы думаете, что означает зеленый цвет?
Дети: Леса, поля, луга.
Воспитатель: И это верно. Обратите внимание на коричневый цвет выпуклых частей глобуса. Как вы думаете, что означает этот цвет?
Дети: Горы.
Воспитатель: Какой формы бывают горы, на что они похожи?
Дети: Они похожи на конус, пирамиду.
Воспитатель: Да, но есть горы с углублением внутри, как будто ямой. Знаете как такие горы называются?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Да, они называются вулканами. Ребята, как вы думаете, чтобы узнать о вулканах больше, что можно сделать?
Дети: Можно спросить у взрослых, у воспитателя, у товарища, прочитать в книге, посмотреть познавательный фильм и т.д.
Воспитатель: А хотите узнать больше о вулканах?
Дети: Да.
Итог вводной части: сформирована мотивация детей на предстоящую деятельность.
Основная часть (содержательный этап).
Педагог приглашает детей занять места для просмотра презентации по телевизору, учитывая безопасное расстояние для зрения детей.
Воспитатель: Чтобы мы с вами больше узнали о вулканах, можно посмотреть презентацию. Хотите?
Дети: Да.
Воспитатель: Вулканы – это не простые, а необычные горы.
Давайте заглянем внутрь вулкана?. Вы знаете как называется вершина горы, из которой извергается вулкан?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Я напомню, это — кратер, похожий на огромную чашу с крутыми склонами. В середине находится узкий вертикальный проход вглубь Земли — жерло вулкана, по которому поднимается огненная жидкость магма. Что же выливается на поверхность вулкана?
Дети: Лава.
Воспитатель: Да, совершенно, верно. А что же поднимается над кратером вулкана? Посмотрите внимательно на картинку.
Дети: Дым, газы, пепел.
Воспитатель: Как вы думаете, ребята, что могут приносить вулканы человеку? Пользу или вред?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель: Давайте сыграем в игру «Хорошо-плохо». Назовем вначале, что хорошего в вулканах? Так, молодцы! А теперь, что же плохого? Молодцы! Давайте, посмотрим правы ли мы (показ слайдов).
Польза: базальт и пемза. Вред: разрушения, пожары, землетрясения и т.д.
Демонстрация разных видов пемзы. Где могут использоваться?
Дети с легкостью предполагают о применении базальта и пемзы в строительстве, а применение пемзы в гигиенических целях предположить оказалось сложнее.
Воспитатель: Все эти горные породы образуются во время извержения вулкана, которое всегда вселяло в людей страх. За жизнью вулканов следят ученые. Как вы думаете, как этих ученых можно назвать.
Дети пытаются назвать ученых.
Воспитатель способствует словотворчеству детей, предлагая аналогию: биологию изучают биологи, геологию — геологи и т.д.
Дети догадываются, что вулканы изучают вулканологи.
Воспитатель: С помощью специальных приборов они узнают, когда вулкан «спит», а когда проснется. Когда вулкан «просыпается», из недр Земли, на поверхность, извергается лава. Такие вулканы называются действующими.
Вулканы, которые могут в будущем стать действующими, называются спящими.
Потухшим называется вулкан, жизнедеятельность которого прекратилась навсегда.
Сравните, пожалуйста, чем отличаются эти вулканы.
Дети перечисляют отличия.
Воспитатель: Мальчики и девочки, давайте немножко подвигаемся. Выходите сюда.
Физкультминутка.
Быстро встаньте, улыбнитесь.
Выше, выше, потянитесь.
Ну-ка, плечи распрямите
Поднимите, опустите,
Мы походим на носках,
А потом на пятках,
Влево, вправо, повернулись,
Рук коленями коснулись,
Сели, встали, сели, встали
И на месте побежали.
Воспитатель: Наблюдать извержение вулкана очень интересно. Ребята, если бы у вас была такая возможность, вы бы хотели посмотреть на извержение вулкана?
Дети: Конечно, да!
Воспитатель: Представьте, а если бы вы научились этому фокусу, не побоялись бы его выполнить? Что бы вам для этого понадобилось?
Дети высказывают предположения.
Воспитатель совместно с ребятами демонстрирует опыт «Извержение вулкана» на модели вулкана, обговаривая все меры предосторожности и технику безопасности.
Далее педагог предлагает детям надеть фартуки и нарукавники, не забывая о взаимопомощи друг другу.
Воспитатель: Вам понравилось? Теперь хотите сами попробовать? Тогда обратите внимание на схему (показ слайда).
С чего начнем опыт? Так, возьмем стаканчик — вулкан. Что потом? Насыпаем активное вещество. Далее, что делаем? Капаем жидкое мыло. Так. А как закончим наш опыт? Доливаем «волшебную водичку».
Дети активно участвуют в беседе, даже друг друга исправляют, если кто-то ошибается. Проговорив алгоритм действий, ориентируясь на схему, продублированную и на доске, дети приступают к самостоятельному выполнению опыта.
Итог основной части: происходит усвоение нового знания и нового способа действия.
Заключительная часть (рефлексивный этап):
Чтобы зафиксировать новые понятия и новые знания воспитатель задает детям ряд вопросов:
— Что нового вы сегодня узнали?
— Какими бывают вулканы? Кто изучает вулканы? Как называется вершина вулкана? Что выливается из вулкана?
— Что больше всего понравилось?
— Какие были трудности?
Далее для осознания детьми своего отношения к познавательно-экспериментальной деятельности, педагог предлагает дорисовать ротик смайлику, соответствующий настроению ребенка (веселый — если деятельность понравилась, или грустный — если деятельность не понравилась)
Итог заключительной части: происходит анализ детьми собственной и коллективной деятельности.
Воспитатель: Дети не забудьте о порядке на своем рабочем месте. Спасибо. Вы сегодня порадовали меня. Молодцы!