Конспект непосредственно образовательной деятельности
«Земля и её место в Солнечной системе»
для детей старшего дошкольного возраста
Курникова Евгения Николаевна,
воспитатель МБДОУ № 15,
г. Коломна Московской обл.
Задачи:
— развивать познавательный интерес детей в процессе знакомства с глобусом Земли, картой мира;
— развивать умение устанавливать причинно-следственные отношения;
— расширять географические представления о материках, океанах;
— формировать умение устанавливать цветовые соответствия на глобусе, карте с реальными природными объектами (синий цвет символизирует воду, зелёный – равнины, коричневый – горы и т. д.);
— формировать у детей элементарные представления о Солнечной системе, о месте Земли в космическом пространстве.
Материал и оборудование: глобус Земли; физическая карта мира; географический атлас для детей «Мир вокруг нас»; плакат «Планеты Солнечной системы».
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Воспитатель: Дети, сегодня мы оправимся в увлекательное путешествие и узнаем, где «живёт» Земля.
Напомню вам:
— Земля – громадный шар;
— глобус – её модель, «игрушечная» Земля;
— карта – это фотография Земли.
Вопросы детям:
1. Какого цвета больше всего на глобусе, карте? (Синего).
2. Что это? (Океаны и моря. Вода в них солёная, самые глубокие впадины раскрашены тёмно-синим цветом. В студёных морях даже летом плавают большущие льдины и айсберги – ледяные горы).
3. Назовите океаны.
Воспитатель: Суша занимает 1/3 часть на земном шаре и делится на материки.
Вопросы детям:
1. Назовите материки. (Евразия, Северная Америка, Южная Америка, Африка, Австралия, Антарктида).
2. Извилистые голубые нити на материках, что это? (Это реки, через равнины и леса несут они свои воды в моря и океаны).
3. Некоторые места на глобусе раскрашены коричневой краской, на них точки. Что это? (Это пески пустыни).
4. Самые высокие горы на глобусе какого цвета? (Коричневого. Горы поднимаются выше облаков, а на их вершинах – снежные шапки. Светло-коричневой краской обозначены горы пониже).
5. Каким цветом раскрашены равнины? (Зелёным).
На земном шаре есть две замечательные точки: самая северная – Северный полюс, самая южная – Южный полюс. На глобусе, на карте есть ещё одна линия, она проходит на одинаковом расстоянии от обоих полюсов.
– Как называется эта линия? (Экватор).
Воспитатель: Вы, ребята, конечно, знаете свой адрес и можете сказать, в каком доме, на какой улице и в каком городе вы живёте. А в какой стране находится наш город? (Правильно, в России). А наша страна на какой планете находится?
Наша родная страна, как и другие страны мира, расположены на земном шаре, на планете по имени Земля.
Вопросы детям:
1. А где находится Земля? (В Солнечной системе). В центре Солнечной системы находится звезда – Солнце.
2. Что даёт нам Солнце? (Тепло и свет).
У Солнца 9 планет, каждая живёт на своей кольцевой улице. Земля живёт на третьей кольцевой улице, каждая планета вращается вокруг Солнца по своей дороге – орбите.
3. Ребята, назовите, пожалуйста, ближайшую к Солнцу планету. (Меркурий).
4. Покажите планеты Юпитер и Сатурн.
5. Назовите все планеты Солнечной системы.
6. Как называется естественный спутник Земли? (Луна).
7. Какие планеты не имеют спутников? (Венера, Меркурий).
8. Где живёт планета Земля? (В сравнении с адресом детского сада).
Мы живём:
Район – Колычёво;
Город – Коломна;
Страна – Россия;
Улица – Филина.
Земля живёт:
Район – Солнечная система;
Город – Галактика;
Страна – Вселенная;
Улица – Третья кольцевая улица (орбита – 3-я от Солнца).
Воспитатель: Чтобы планетам было нескучно путешествовать по длинным космическим дорогам, у них есть спутники. Загадочный мир звёзд и планет с давних времён притягивал к себе внимание людей. Впервые русский человек на космическом корабле «Восток» совершил полёт вокруг земного шара.
– Как зовут этого человека? (Юрий Алексеевич Гагарин)
А это (фото) – Тюрин Михаил Владиславович, лётчик-космонавт родился в нашем городе, командир корабля «Союз ТМА-11».
Перед вами фотоснимок Земли, сделанный из космоса. На нём видно, что Земля имеет форму шара. Земля – единственная планета Солнечной системы, на которой есть вода и воздух, поэтому наша Земля из космоса голубого цвета.
22 апреля – день рождения Земли, и мы подарим ей свои цветы.
Воспитатель: А сейчас отгадайте загадки от звездочёта:
1) Это вовсе не планета,
А огромная звезда.
Та, что жарко греет летом
И всем светит в холода. (Солнце).
2) На половник он похож,
В тёмном небе звёздный … (Ковш).
3) Очень далеко от нас
Красная планета … (Марс)
4) Он был красив, отважен, смел
И первым в космос полетел. (Юрий Гагарин).
5) Хочешь в космос полететь –
Не забудь его одеть. (Скафандр).
6) Моя любимая планета –
Леса, озёра и поля.
Вы догадались все, что это
Не что иное как … (Земля).
7) Продолжает свой полёт
Серебристый … (Самолёт).
8) В Америке он астронавт,
Ну а в России … (Космонавт).
9) Тихо, осторожно по Луне идёт
Транспорт внедорожный,
Ловкий … (Луноход).
Звучит песня «Чунга-чанга»
Воспитатель: Дети, рядом с каким материком находится этот чудо-остров? (Африка). Как вы помните, сюда спешил на помощь доктор Айболит. Сегодня мы отправимся по маршруту доктора Айболита.
Задания детям:
1) Найдите на карте Африку.
2) Вспомните, как сюда добирался доктор Айболит? (На корабле).
3) Давайте наметим на карте маршрут путешествия доктора Айболита из России (г. Москва) до реки Лимпопо.
Воспитатель: Отправляемся в путешествие. Раз, два, три вокруг себя повернись и в пустыне окажись.
Первая остановка: пустыни. Наступила ночь.
– Почему ночь сменила день?
Эксперимент (с глобусом и лампой).
1) Можно ли осветить глобус одновременно со всех сторон одной лампочкой?
Воспитатель: Лампочка освещает только ту половину глобуса, которая обращена к ней. Другая половина остаётся неосвещённой, тёмной. Какие материки и океаны на глобусе освещены там … (день). Какие материки и океаны не освещены там … (ночь). Начинаем медленно вращать глобус вокруг оси. Наблюдаем, как постепенно перемещается свет и тень по его поверхности, как на одних материках наступает день, а на других – ночь. Как сделать так, чтобы на глобусе прошли одни сутки?
2) Смена времён года по прибору, который изображает Солнце и Землю. Лампочка – Солнце. От неё лучи света падают на глобус, который изображает Землю в наклонном положении. На подставке прибора изображены месяцы.
Вторая остановка: степи Саванны.
Третья остановка: джунгли.
Рассмотрим иллюстрации с типичными растениями и животными. Назовите животных, которые живут в Африке (по плакатам).
Подведём итог нашего путешествия, чем замечательна Африка:
— Какая там погода? (Вечное лето).
— Какие животные и растения есть только там и нигде больше? (Жираф, баобаб).
— Какие плоды мы привезём из путешествия? (Бананы, ананасы, кокосовые орехи и т. д.)
А теперь мы возвращаемся из путешествия и попробуем на вкус привезённые африканские плоды. Раз, два, три, повернись в детский садик возвратись.
Воспитатель: Вот мы и вернулись в группу. Что вы сегодня узнали нового из нашего путешествия? (Дети отвечают). Спасибо всем!
Список используемой литературы:
1. Жданова И. К. Мир вокруг нас: Географический атлас для детей. – М.: Картография, 1994.
2. Ковинько Л. В. Секреты природы – это так интересно! – М.: Линка-Пресс, 2004.
3. Короткова Н. А. Познавательно-исследовательская деятельность старших дошкольников // Ребёнок в детском саду – 2002 – № 1, 2003 – № 3, 4, 5. – М.: Воспитание дошкольников.
4. Кошурникова Р. И. Путешествие по глобусу: Альбом для раскрашивания для дошкольного возраста. – М.: Малыш, 1987.
5. Мелихова Г. И. География и ты: твои первые путешествия и открытия. – М.: Просвещение, 1998.
6. Порцевский К. А. Моя первая книга о космосе. – М.: Росмен-пресс, 2004.