Сценарий музыкально-спортивного развлечения
«Украденное солнце»
для старшего дошкольного возраста
(в рамках Международного дня саамов)
Миходенок Ольга Александровна,
музыкальный руководитель МБДОУ № 82,
Дубровская Людмила Николаевна,
Сергеева Екатерина Игоревна,
воспитатели МБДОУ № 82,
г. Мурманск
Цель: Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.
Задачи:
1. Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, об обычаях и традициях народа.
2. Закреплять знания детей о животных и обитателях водоемов Севера, о северных ягодах, присущих природной зоне тундры.
3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр.
4.Вызвать интерес и желание у детей в дальнейшем использовать полученные знания в различных областях деятельности.
Дети входят в зал и садятся на места
Звучит саамская музыка («Саамские узоры», «Восьмёрочка» — Никель, Ловозеро – «Карашйок», «Северная круга»), на презентации слайды с северным сиянием, природой Севера и с саамской тематикой.
1 Ведущая
Здравствуйте, ребята! Я рада пригласить вас сегодня вместе со мной отправиться в путешествие на Крайний Север!
Заполярье — край северной сказки,
Заполярье — край белых ночей,
Заполярье — брусника, морошка,
Заполярье — круг добрых людей.
Да, только здесь, на Севере моем,
Такие дали и такие зори,
Дрейфующие льдины в Белом море,
Игры сполохов в небе ночном.
На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, у них доброе сердце, отзывчивая душа, они сильные и смелые, всегда готовы прийти на помощь!
Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (ответы детей).
Правильно. Это — саамы.
Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.
А 6 февраля в саамской деревне большой праздник — Международный день саамов.
Всем ребятам – северятам, шлют саамы свой привет,
В гости в сказку приглашают, встретить с солнышком рассвет!
Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).
Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на
каком транспорте можно добраться до саамской деревни? (ответы детей).
А отправимся мы на оленьих упряжках. Вставайте парами по кругу и повторяйте движения вместе со мной!
Музыкальная разминка «Увезу тебя я в тундру»
муз. М.Фрадкина сл. М. Пляцковского
1 Ведущая
Вот мы и добрались. Посмотрите, вот и саамское поселение, кто же нас здесь встречает?
Под музыку выходит из вежи злой Шаман Нойда
Шаман
Кто вы такие будете? Зачем пришли шуметь?
1 Ведущая
Здравствуйте! Мы ребята из детского сада и приехали к вам в гости, в саамскую деревню.
Шаман
Ох, пришли, свет с собою принесли, не люблю я свет, люблю тьму, солнце ваше украду! На мелкие кусочки разобью!
Предо мною трепещите!
У меня великий дар — Всех стихий я повелитель,
Властелин могучих чар! Страшный – страшный злой шаман…
Солнце я вам не отдам…
звучит музыка, звон разбитого стекла, разбивается солнце на мелкие кусочки
1 Ведущая
Ребята, как нам быть, как нам солнце воротить и все осколки вместе соединить?
В зал входит 2 Ведущая в саамском костюме, приветствует детей на саамском языке
2 Ведущая
Знаю, знаю, как вам помочь и злого шамана победить. Разбил он солнце на мелкие осколки, но чтоб солнышко собрать, надо много трудностей преодолеть. Я помогу вам, ребята, ведь без солнышка не проснётся природа весной!
1 Ведущая
Ну что ребята, преодолеем все трудности? (дети да)
Шаман
А я буду вам мешать и не дам вам собрать осколки солнца! А ещё, я вас заколдую и превращу в камни!
2 Ведущая
Первое испытание
1. Вопросы — Ответы
— как называется верхняя одежда саамов? – малица
— как называются рукавички саамские – койбицы
— как называется обувь – пимы, яры
— как называется жилище саамов? – чум, кувакса
— из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур
— как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы
За ответы дети получают осколок солнца
2 Ведущая
Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов. Вы же на оленях сегодня добрались до нашей деревни? Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте-ка попробуем его поймать.
2. Эстафета «Ловля оленей»
дети встают в 2 команды, у каждого в руке кольцо (обруч), по очереди бегут до стойки, от которой на расстоянии 1 метра бросают на рога оленя кольцо (обруч) и возвращаются в свою команду, передают эстафету, чья команды точнее и быстрее.
Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя!
Вот он северный олень, белый словно снег,
Пусть сугробы до колен, легок его бег.
Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,
Только звонко крикну «Эй»…всё скорее и скорей нарты полетят!
Шаман
Ага, а вот я сейчас вас и запутаю! Вы же не знаете что такое «хорей» и «нарты»!
И за это испытание ничего не получите!
1 Ведущая
Ребята, а кто помнит, что такое «хорей» и что такое «нарты»!
Нарты — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей. Погонщик нарты называется каюр.
Хорей — шест длиной около трех метров, диаметром 3–4 см для управления оленьей упряжкой.
2 Ведущая
За ответы дети получают осколок
«Гонки на оленьих упряжках» — любимое занятие у саамских ребятишек.
Давайте и мы посоревнуемся.
3. Эстафета «Гонки на оленьих упряжках»
играют 2 команды, парами, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем (палкой) в руке, добраться до ориентира, оббежать его и вернуться в команду, передать эстафету. Чья команда быстрее.
2 Ведущая
Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры — самые ловкие и смелые.
Шаман
А теперь отгадайте-ка мою загадку:
Много рыбы у нее, много зверя у нее,
Не скупа, наоборот, всё нам щедро отдает (тундра)
1 Ведущая
Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, а нашим ребятишкам все нипочем!
Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,
Можно спрятаться всегда, точно не найдёшь!
4. Игра «Сугроб»
Звучит музыка, дети бегают, прыгают через «сугробы» (препятствия на полу), когда музыка остановится, 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.
За игру дети получают осколок
Шаман
Ну что, смелый есть у вас в команде, со мной давайте, пошаманьте!
На охоту нам пора, по следам идти пора!
Шаман читает загадки, нужно угадать, чьи следы на картинке.
5. Игра «Угадай по следам»
— Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)
— Сильная, большая птица, Даже кошки не боится.
Очень важная персона – Чёрно-серая… (Ворона)
— По снегу скачет — ушки прячет, Встанет столбом — ушки торчком. (Заяц)
— Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой.
Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (Волк)
2 Ведущая
Молодцы! Славно поохотились!
За игру дети получают осколок, находит под последней картинкой
А вот как без рыбы обойтись? Может, мы с вами на рыбалку отправимся?
6. Игра « Рыбак и рыбки» по типу игры «удочка» или ловим в воде удочкой
-дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится;
— 2 команды, в центе зала ёмкость с водой, для каждой команды ведро и удочка, по одному добегаем до «проруби», ловим 1 рыбку, кладём её в ведёрко, удочку оставляем на месте и бежим к своей команде, передаём эстафету. Кто быстрее.
1 Ведущая
Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.
За игру дети получают осколок
Зима на Севере холодная, как приятно было бы попить горячего чая с вареньем.
2 Ведущая
Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей)
Шаман
А теперь отгадайте загадки:
— Растет на болоте Аленка в оранжевой рубашонке.
Кто не пройдет, всяк поклон отдает (морошка).
— Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.
Очень любят бусы эти, звери, птицы, ну и дети (брусника).
— Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот (черника).
7. Игра «Ягодная полянка»
2 команды, по залу врассыпную разложены мячики красного и жёлтого цвета (можно положить путающие предметы), одни собирают морошку (жёлтые мячики), другие собирают бруснику (мячи красного цвета), По одному из команды, складываем в корзинки, передаём эятафету.
1 Ведущая
Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.
За игру дети получают осколок
Шаман
После трудового дня любят саамы силой померяться.
8. Игра «Перетягивание на палках» (пары).
Дети садятся на пол парами, ногами упираются друг другу в стопы, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.
2 Ведущая
Молодцы! Настоящие силачи…
За игру дети получают осколок
Ребята, давайте попробуем сложить наши осколки, вдруг у нас получится солнышко! (складываем солнышко — 6 частей)
1Ведущая
Давайте позовём солнышко, оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет!
Произносят закличку:
Солнышко покажись, обогрей и улыбнись.
К нам на праздник приди, да тепло принеси.
На экране появляется «Солнышко», звучат его слова
Привет вам солнечный, друзья, Вас очень радо видеть я,
Как только вы меня позвали, я сразу появилось в зале!
1Ведущая
Ну-ка, ребята, вставайте в круг, поиграем с Солнышком!
9. Игра «Пейв» (Солнце)
Дети встают в круг, держатся за руки, взрослый в маске Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «Пейвесь пейв» (солнечный день). Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки лучики в стороны, старается коснуться играющих, дети то приседают, то поднимаются. До кого дотронулось Солнце, тот выходит из игры.
2 Ведущая
Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась, скоро весна!
Ну что, шаман Нойда, наша взяла, солнышко мы вернули и нас у тебя не получилось у заколдовать!
Шаман
Ваша взяла, на самом деле, я не злой, я охраняю саамский народ и берегу его традиции! Я рад встрече с теми, кто приезжает ко мне в гости!
За смелость я приготовил для вас подарки от саамского народа! Варенье из северных ягод и вкусный ароматный чай из даров леса и тундры.
А вам ребята, пора возвращаться в детский сад.
1 Ведущая
Вставайте парами по кругу и повторяйте движения вместе со мной!
(на концовку песни дети уходят из зала)
Музыкальная разминка под песню «Увезу тебя я в тундру»
муз. М.Фрадкина сл. М. Пляцковского