Warning: Use of undefined constant ddsg_language - assumed 'ddsg_language' (this will throw an Error in a future version of PHP) in /home/detstvogid/domains/detstvogid.ru/public_html/wp-content/plugins/sitemap-generator/sitemap-generator.php on line 45
Украденное солнце | ДЕТСТВО-ГИД

Украденное солнце

Сценарий музыкально-спортивного развлечения

«Украденное солнце»

для старшего дошкольного возраста

(в рамках Международного дня саамов)

Миходенок Ольга Александровна,

музыкальный руководитель МБДОУ № 82,

Дубровская Людмила Николаевна,

Сергеева Екатерина Игоревна,

воспитатели МБДОУ № 82,

г. Мурманск

Цель: Воспитание патриотизма, любви к родному краю через использование традиций и культуры саамского народа.

Задачи:

1. Закреплять знания детей об особенностях саамской культуры, об обычаях и традициях народа.

2. Закреплять знания детей о животных и обитателях водоемов Севера, о северных ягодах, присущих природной зоне тундры.

3.Повышать двигательную активность через использование подвижных игр.

4.Вызвать интерес и желание у детей в дальнейшем использовать полученные знания в различных областях деятельности.

Дети входят в зал и садятся на места

Звучит саамская музыка («Саамские узоры», «Восьмёрочка» — Никель, Ловозеро – «Карашйок»,  «Северная круга»), на презентации слайды с северным сиянием,  природой Севера и с саамской тематикой.

1 Ведущая

Здравствуйте, ребята! Я рада пригласить вас сегодня вместе со мной отправиться в путешествие на Крайний Север!

Заполярье — край северной сказки,

Заполярье — край белых ночей,

Заполярье — брусника, морошка,

Заполярье — круг добрых людей.

Да, только здесь, на Севере моем,

Такие дали и такие зори,

Дрейфующие льдины в Белом море,

Игры сполохов в небе ночном.

На Крайнем Севере живут люди, влюбленные в свой край, у них доброе сердце,  отзывчивая душа, они сильные и смелые, всегда готовы прийти на помощь!

Ребята, а вы знаете, как называют коренных жителей Севера (ответы детей).

Правильно. Это — саамы.

Живут саамы в саамских поселениях, занимаются оленеводством, охотой, рыбной ловлей. Женщины занимаются хозяйством, шьют одежду из оленьих шкур, изготавливают сувениры.

А 6 февраля в саамской деревне большой праздник — Международный день саамов.

Всем ребятам – северятам, шлют саамы свой привет,

В гости в сказку приглашают, встретить с солнышком рассвет!

Ну, что, ребята, принимаем приглашение? (Да).

Тогда давайте собираться в путь. Дорога туда дальняя, как вы думаете, на

каком транспорте можно добраться до саамской деревни? (ответы детей).

А отправимся мы на оленьих упряжках. Вставайте парами по кругу и повторяйте движения вместе со мной!

Музыкальная разминка «Увезу тебя я в тундру»

муз. М.Фрадкина сл. М. Пляцковского

1 Ведущая

Вот мы и добрались. Посмотрите, вот и саамское поселение, кто же нас здесь встречает?

Под музыку выходит из вежи злой Шаман Нойда

Шаман

Кто вы такие будете? Зачем пришли шуметь?

1 Ведущая

Здравствуйте! Мы ребята из детского сада и приехали к вам в гости, в саамскую деревню.

Шаман

Ох, пришли, свет с собою принесли, не люблю я свет, люблю тьму, солнце ваше украду! На мелкие кусочки разобью!

Предо мною трепещите!

У меня великий дар — Всех стихий я повелитель,

Властелин могучих чар! Страшный – страшный злой шаман…

Солнце я вам не отдам…

звучит музыка, звон разбитого стекла, разбивается  солнце на мелкие кусочки

1 Ведущая
Ребята, как нам быть, как нам солнце воротить и все осколки вместе соединить?

В зал входит 2 Ведущая в саамском костюме, приветствует детей на саамском языке

2 Ведущая

Знаю, знаю, как вам помочь и злого шамана победить. Разбил он солнце на мелкие осколки, но чтоб солнышко собрать, надо много трудностей преодолеть. Я помогу вам, ребята, ведь без солнышка не проснётся природа весной!

1 Ведущая

Ну что ребята, преодолеем все трудности? (дети да)

Шаман

А я буду вам мешать и не дам вам собрать осколки солнца! А ещё, я вас заколдую и превращу в камни!

2 Ведущая

Первое испытание

1. Вопросы — Ответы

— как называется верхняя одежда саамов? – малица

— как называются рукавички саамские – койбицы

— как называется обувь – пимы, яры

— как называется жилище саамов? – чум, кувакса

— из чего все это изготавливается? – из оленьих шкур

— как называют людей, которые разводят оленей? – оленеводы

За ответы дети получают  осколок  солнца

2 Ведущая

Ребята, ни один праздник не обходится без оленя, ведь он кормилец саамов. Вы же на оленях сегодня добрались до нашей деревни? Каждый оленевод умеет ловко заарканить оленя, давайте-ка попробуем его поймать.

2. Эстафета «Ловля оленей»

дети встают в 2 команды, у каждого в руке кольцо (обруч), по очереди бегут до стойки, от которой на расстоянии 1 метра бросают на рога оленя кольцо (обруч) и возвращаются в свою команду, передают эстафету, чья команды точнее и быстрее.

Молодцы, показали свою ловкость и сноровку, поймали оленя!

Вот он северный олень, белый словно снег,

Пусть сугробы до колен, легок его бег.

Я сожму в руке хорей, только брошу взгляд,

Только звонко крикну «Эй»…всё скорее и скорей нарты полетят!

Шаман

Ага, а вот я сейчас вас и запутаю! Вы же не знаете что такое «хорей» и «нарты»!

И за это испытание ничего не получите!

1 Ведущая

Ребята, а кто помнит, что такое «хорей» и что такое «нарты»!

Нарты — узкие длинные сани, предназначенные для езды на упряжках из собак, северных оленей. Погонщик нарты называется каюр.

Хорей — шест длиной около трех метров, диаметром 3–4 см для управления оленьей упряжкой.

2 Ведущая

За ответы дети получают осколок

«Гонки на оленьих упряжках» — любимое занятие у саамских ребятишек.

Давайте и мы посоревнуемся.

3. Эстафета «Гонки на оленьих упряжках»

играют 2 команды, парами, один изображает оленя, стоя в обруче, второй – каюра с хореем (палкой) в руке, добраться до ориентира, оббежать его и вернуться в команду, передать эстафету. Чья команда быстрее.

2 Ведущая

Молодцы! Замечательные состязания у нас получились. Олени были быстрые, каюры — самые ловкие и смелые.

Шаман

А теперь отгадайте-ка мою загадку:

Много рыбы у нее, много зверя у нее,

Не скупа, наоборот, всё нам щедро отдает (тундра)

1 Ведущая

Много снега выпало в тундре, сугробы огромные, а нашим ребятишкам все нипочем!

Хорошо упасть в сугроб, шишку не набьешь,

Можно спрятаться всегда, точно не найдёшь!

4. Игра «Сугроб»

Звучит музыка, дети бегают, прыгают через «сугробы» (препятствия на полу), когда музыка остановится, 2 ведущих накрывают белой тканью 1 или 2 играющих. Необходимо угадать, кто оказался в сугробе.

За игру дети получают осколок

Шаман

Ну что, смелый есть у вас в команде, со мной давайте, пошаманьте!

На охоту нам пора, по следам идти пора!

Шаман читает загадки, нужно угадать, чьи следы на картинке.

5. Игра «Угадай по следам»

Живет он там, где холода, И ловит рыбу из-под льда.
Он в шубе белой щеголяет, Умеет плавать и ныряет. (Белый медведь)

— Сильная, большая птица, Даже кошки не боится.
Очень важная персона – Чёрно-серая… (Ворона)

— По снегу скачет — ушки прячет, Встанет столбом — ушки торчком. (Заяц)
— Дружбу водит лишь с лисой, Этот зверь сердитый, злой.

Он зубами щёлк да щёлк, Очень страшный серый … (Волк)

2 Ведущая

Молодцы! Славно поохотились!

За игру дети получают осколок, находит под последней картинкой

А вот как без рыбы обойтись? Может, мы с вами на рыбалку отправимся?

6. Игра « Рыбак и рыбки» по типу игры «удочка» или ловим в воде удочкой

-дети встают в круг, в руках картинки рыб, тот, кого поймали, называет какая у него рыба, кладет в корзинку и садится;

— 2 команды, в центе зала ёмкость с водой, для каждой команды ведро и удочка, по одному добегаем до «проруби», ловим 1 рыбку, кладём её в ведёрко, удочку оставляем на месте и бежим к своей команде, передаём эстафету. Кто быстрее.

1 Ведущая

Сколько рыбы наловили, вот удачная рыбалка была сегодня.

За игру дети получают осколок

Зима на Севере холодная, как приятно было бы попить горячего чая с вареньем.

2 Ведущая

Ребята, а какие же ягоды растут на севере? (ответы детей)

Шаман

А теперь отгадайте загадки:

— Растет на болоте Аленка в оранжевой рубашонке.

Кто не пройдет, всяк поклон отдает (морошка).

— Бусы красные висят, из кустов на нас глядят.

Очень любят бусы эти, звери, птицы, ну и дети (брусника).

— Под листом на каждой ветке, сидят маленькие детки.
Тот, кто деток соберёт, Руки вымажет и рот (черника).

7. Игра «Ягодная полянка»

2 команды, по залу врассыпную разложены мячики красного и  жёлтого цвета (можно положить путающие предметы), одни собирают морошку (жёлтые мячики), другие собирают бруснику  (мячи красного цвета), По одному из команды, складываем в корзинки, передаём эятафету.

1 Ведущая

Молодцы, теперь у нас будет вкусное варенье к чаю.

За игру дети получают осколок

Шаман

После трудового дня любят саамы силой померяться.

8. Игра «Перетягивание на палках» (пары).

Дети садятся на пол парами, ногами упираются друг другу в стопы, руками держаться за палку. По сигналу ведущего начинают перетягивать палку на себя. Кто перетянул на себя соперника, тот сильнее.

2 Ведущая

Молодцы! Настоящие силачи…

За игру дети получают осколок

Ребята, давайте попробуем сложить наши осколки, вдруг у нас получится солнышко! (складываем солнышко — 6 частей)

1Ведущая

Давайте позовём солнышко, оно нас услышит и придет…сразу веселее нам станет!

Произносят закличку:

Солнышко покажись, обогрей и улыбнись.

К нам на праздник приди, да тепло принеси.

На экране появляется «Солнышко», звучат его слова

Привет вам солнечный, друзья, Вас очень радо видеть я,

Как только вы меня позвали, я сразу появилось в зале!

1Ведущая

Ну-ка, ребята, вставайте в круг, поиграем с Солнышком!

9. Игра «Пейв» (Солнце)

Дети встают в круг, держатся за руки, взрослый в маске Солнца сидит в центре круга. Дети, двигаясь по кругу приставным шагом, произносят «Пейвесь пейв» (солнечный день). Солнце, постепенно поднимаясь, разводит руки лучики в стороны, старается коснуться играющих,  дети то приседают, то поднимаются. До кого дотронулось Солнце, тот выходит из игры.

2 Ведущая

Спасибо тебе, солнышко, с тобой сразу стало веселее и теплее, полярная ночь закончилась, скоро весна!

Ну что, шаман Нойда, наша взяла, солнышко мы вернули и нас у тебя не получилось у заколдовать!

Шаман

Ваша взяла, на самом деле, я не злой, я охраняю саамский народ и берегу его традиции! Я рад встрече с теми, кто приезжает ко мне в гости!

За смелость я приготовил для вас подарки от саамского народа! Варенье из северных ягод и вкусный ароматный чай из даров леса и тундры.

А вам ребята, пора возвращаться в детский сад.

1 Ведущая

Вставайте парами по кругу и повторяйте движения вместе со мной!

(на концовку песни дети уходят из зала)

Музыкальная разминка под песню «Увезу тебя я в тундру»

муз. М.Фрадкина сл. М. Пляцковского

Комментирование и размещение ссылок запрещено.

Comments are closed.